Модель организации методической работы в Школе взросления: сотворчество администратора и учителя

Методическая работа в школе – это целостная,
основанная на достижениях науки и передового
педагогического опыта, на конкретном анализе
учебно-воспитательного процесса; система
взаимосвязанных мер, действий и мероприятий,
направленных на повышение квалификации и
профессионального мастерства каждого
педагогического работника, на развитие и
повышение творческого потенциала
педагогического коллектива в целом (Приложение
1
).

Важнейшим средством повышения педагогического
мастерства учителей, связующим в единое целое
всю систему работы школы, является методическая
работа. Роль методической работы значительно
возрастает в современных условиях, в связи с
необходимостью рационально и оперативно
использовать новые методы, приемы и формы
обучения, постоянно накапливающийся опыт по
решению образовательных и воспитательных задач.

Организация методической работы в нашей школе
включает в себя целый ряд важнейших функций:
изучение и анализ состояния дел с учётом нового
социального заказа; выбор цели и конкретных
задач деятельности; планирование содержания,
форм и методов, путей и средств достижения целей;
стимулирование, оказание конкретной помощи
педагогам на основании результатов диагностики;
проверку, анализ и оценку результатов и т.д.

Очень многое в организации методической работы
в школе определяют люди – те, кто учит и
воспитывает. Их инициатива, творческая
активность, нестандартность мышления,
стремление к обновлению и новаторству –
непременный фактор развития системы
методической работы, её жизнеспособности и
прогресса.

Какие же существуют проблемы эффективной
организации методической работы в школе?

1. Проблема организации процесса
повышения квалификации педагогов и
управленческого состава для работы в новых
образовательных условиях.

Какие задачи мы ставим перед собой для решения
данной проблемы?

  • Организовать подготовку учителей и
    управленческих работников в рамках современных
    педагогических технологий.
  • Обеспечить возможность самостоятельного
    изучения предметной, педагогической,
    управленческой и другой научно и
    практико-ориентированной литературы.
  • Создать условия для организации
    методологических семинаров с привлечением
    научных работников вузов города.

2. Проблема вовлеченности педагогов в
инновационную образовательную деятельность
школы.

Некоторая отстраненность педагогов от участия
в инновационной деятельности является тормозом
в достижении успешности развития школы.
Для решения этой проблемы решаются следующие
задачи:

  • Научно-сервисное сопровождение процесса
    становления инновационного педагогического
    опыта (проблемные, творческие группы,
    постоянно-действующие обучающие и
    проблемно-проектные семинары).
  • Поддержка педагогов-инноваторов в создании
    авторских разработок и программ, диссеминация их
    инновационного педагогического опыта.
  • Привлечение педагогов к участию в
    профессиональных конкурсах и в ПНП
    «Образование».

3. Проблема материально-финансового
обеспечения.

Реализации эффективности методической работы
препятствует недостаточное
материально-финансовое обеспечение школы.

Задачи:

  • Обеспечить наличие необходимых научных,
    дидактических и методических материалов.
  • Приобрести современное интерактивное
    оборудование.
  • Обеспечить педагогам школы возможность
    круглосуточного доступа в Интернет.

Таким образом, на основе выделенных проблем,
нами была разработана модель организации
методической работы как сотворчество
администратора и учителя.
Модель организации методической работы в
«Школе взросления»: сотворчество администратора
и учителя

Принципы организации методической
работы:

  1. Проблемно-тематическое планирование
    индивидуальной и групповой форм методической
    работы.
  2. Единая общешкольная тематика, исходящая из
    концептуальной идеи развития образовательного
    учреждения как «Школы взросления».
  3. Планирование промежуточных и конечных
    результатов в групповой и индивидуальной работе
    с педагогами.
  4. Создание межпредметных, временных творческих и
    проблемных групп.
  5. Личностная ориентация, гуманизация,
    гуманитаризация, культуросообразность,
    фундаментальность, усиление методологической
    составляющей содержания образования.

Тема методической работы: создание
благоприятных условий развития детей с учетом
различий их склонностей и способностей при
условии сохранности здоровья путем
использования общих и индивидуальных
технологий, позволяющих реализовать личностный
потенциал каждого ребенка и обеспечивающих
посильный вклад каждого в процесс научения и
обучения.

Цели методической работы:

  • Оказание действенной помощи учителям и
    классным руководителям в улучшении организации
    образовательного и воспитательного процессов, в
    обобщении и внедрении передового
    педагогического опыта, повышение теоретического
    уровня и педагогической квалификации педагогов
    и администрации в условиях «Школы взросления».
  • Непрерывное совершенствование уровня
    педагогического мастерства педагогов, их
    эрудиции и компетентности в области
    определённой науки (учебного предмета) и
    методики его преподавания.

Задачи методической работы:

  • Освоение психолого-педагогических,
    методологических основ, необходимых для
    проектирования образовательного процесса
    «Школы взросления».
  • Совершенствование методики преподавания,
    повышение эффективности занятий, подготовка
    пособий и учебно-методических и дидактических
    материалов, отвечающих современным требованиям
    науки, педагогики и психологии.
  • Совершенствование существующих и внедрение
    новых форм, методов и средств обучения и
    воспитания, внедрение в учебный процесс
    передового педагогического опыта, новых
    информационных технологий.
  • Научно-сервисное сопровождение процесса
    становления инновационного педагогического
    опыта «Школы взросления».
  • Поддержка педагогов, разрабатывающих и
    стремящихся к реализации авторских,
    модифицированных программ, курсов, пособий.

Методическая работа в школе организована на принципах:

  • Принцип связи с жизнью, с практической
    реализацией задач развития школы, актуальности
    .

Методическая работа в школе ориентирована на
полный и точный учёт современного социального
заказа общества в условиях
социально-экономических и социально-культурных
перемен, происходящих в стране.

  • Принцип научности.

Методическая работа направлена на
соответствие системы повышения квалификации
педагогов современным научным достижениям в
самых разных областях.

  • Принцип дифференцированного подхода.

Учет индивидуальных особенностей педагогов,
мысленное объединение их в группы по схожести.

  • Принцип системности, непрерывности,
    преемственности.
    Предусматривает охват
    педагогов разными формами методической работы в
    течение всего учебного года, подчиненных
    единству целей и задач.

  • Принцип оперативности, гибкости,
    мобильности
    .

В условиях динамического развития школы
требуется умение оперативно и гибко реагировать
на все изменения.

  • Принцип создания благоприятных условий для
    эффективной методической работы, творческого
    поиска педагогов.

В нашей школе методическая работа включает в
себя пять направлений деятельности.

  • Аналитическая деятельность:
    мониторинг профессиональных и информационных
    потребностей педагогов; создание базы данных о
    педагогических работниках; анализ состояния и
    результатов деятельности работы ШМО; выявление
    затруднений дидактического и методического
    характера.

  • Информационная деятельность:
    формирование банка нормативно-правовой и
    научно-методической информации; информирование
    педагогов о новых направлениях в развитии общего
    и дополнительного образования детей;
    информирование о содержании образовательных
    программ, новых УМК, рекомендациях, нормативных и
    локальных актах; создание банка данных
    инновационных педагогических технологий на
    электронных и бумажных носителях; создание
    медиотеки современных учебно-методических
    материалов.



  • Организационно-методическая
    деятельность
    : изучение запросов, методическое
    сопровождение и оказание практической помощи
    молодым специалистам, педагогическим и
    руководящим работникам в период аттестации;
    прогнозирование, планирование и организация
    повышения квалификации и профессиональной
    переподготовки педагогических и руководящих
    работников, оказание им
    информационно-методической помощи в системе
    непрерывного образования; сопровождение базовой
    педагогической деятельности учителя как
    предметника и классного руководителя (ШМО);
    участие в разработке программы развития школы;
    научно-сервисное сопровождение процесса
    становления инновационного педагогического
    опыта (проблемные, творческие группы,
    постоянно-действующие обучающие и
    проблемно-проектные семинары); поддержка
    педагогов-инноваторов в создании авторских
    разработок, диссеминация их инновационного
    педагогического опыта; организация и проведение
    фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад,
    конференций обучающихся; методическое
    сопровождение профильного обучения, организация
    элективных курсов; методическое сопровождение
    подготовки педагогических работников к
    проведению ЕГЭ; обеспечение комплектования
    фондов учебников, учебно-методической
    литературы, программного обеспечения.

  • Консультативная деятельность:
    организация консультационной работы для
    педагогов по вопросам педагогики и психологии;
    популяризация результатов новейших
    педагогических и психологических исследований;
    консультирование педагогов и родителей по
    вопросам обучения и воспитания учащихся.

  • Контрольно-оценочная деятельность:
    проведение мониторинговых процедур и
    рассмотрение методик с позиций критериев нового
    качества образования. Актуальным представляется
    вопрос о методах самооценки педагога. Огромная
    роль отводится психологу.

Методическая работа в школе должна создавать
такие условия, в которых педагог мог бы в полной
мере реализовать свой потенциал.

Процедуры методической работы: посещение
занятий с последующим обсуждением; работа с
методической и научной литературой;
индивидуальное и групповое консультирование;
анкетирование, опросы и их анализ; тренинговые
процедуры.

Формы методической работы


Блок

Формы

Поисковая работа и научные
исследования педагогов
Участие в работе
опытно-экспериментальных площадок, разработка и
апробация авторских и вариативных программ,
рецензирование, изучение теоретического
материала по проблеме исследования, участие в
научно-практических конференциях, семинарах,
выступления по итогам исследований, написание
методических разработок, статьи в журналах
Разработка методической документации Работа по составлению учебных планов,
программ, методических рекомендаций по
организации и управлению образовательным
процессом, разработка локальных актов (положения
о смотрах, конкурсах, выставках и т.п.),
экзаменационных материалов, анкет, методик
диагностики учащихся
Подготовка учебных видеозаписей,
мультемедийных презентаций
Видеозаписи уроков, внеклассных
мероприятий, тематические мультемедийные
презентации, слайд-шоу
Профессиональное развитие педагогов Круглые столы, индивидуальные
консультации, проблемно-проектные семинары,
открытые уроки, взаимопосещения, работа с
научно-методической литературой,
наставничество, участие в конкурсах
профессионального мастерства «Учитель года»,
«Классный руководитель года» и т.д.
Диссеминация инновационного
педагогического опыта
Работа в творческой группе по сбору
материалов с целью изучения инновационного
опыта, систематизация и обобщение материалов
творчески работающего учителя или собственного
опыта инновационной деятельности, оформление
результатов исследования (доклад, брошюра,
статьи, монография, наглядный материал),
презентации, распространение и внедрение
инновационных наработок в образовательный
процесс, мастер-классы, педагогические
мастерские, выступления на педсоветах,
методсоветах, создание информационной базы о
передовом и инновационном опыте

Формы предъявления и обобщения
передового и инновационного педагогического
опыта:

  • Показ опыта в режиме реального времени в форме
    серии открытых уроков, внеклассных мероприятий.
  • Ознакомление педагогов с документальным
    обеспечением реализуемых нововведений.
  • Изучение возможных перспектив внедрения и
    прогнозирования последствий перехода на новые
    способы работы.
  • Составление информационных карт передового и
    инновационного опыта и создание информационной
    базы.
  • Организация глубокого анализа до, в процессе и
    после внедрения новых форм, методов и технологий
    работы.
  • Осуществление углубленного диагностирования
    по выявлению положительного эффекта от
    внедрения инноваций.
  • Проведение семинаров, конференций, практикумов,
    собеседований, организация консультаций,
    выставок.

Формы повышения профессионального
мастерства учителя:

  • Самообразование.
  • Изучение документов и материалов,
    представляющих профессиональный интерес.
  • Рефлексия и анализ собственной деятельности.
  • Создание базы лучших сценариев уроков,
    интересных приёмов и находок на уроке.
  • Разработка собственных средств наглядности.
  • Самостоятельное проведение исследований.
  • Постоянная работа над методической темой,
    представляющей профессиональный интерес для
    педагога.
  • Разработка диагностических процедур, заданий и
    тестов, проведение мониторинговых замеров в
    режиме самоконтроля за процессом и результатом
    обучения.
  • Подготовка программного доклада в начале
    учебного года и годового отчёта о достигнутом –
    в конце года.
  • Посещение уроков и внеклассных мероприятий у
    коллег.
  • Персональные консультации.
  • Собеседование с администрацией.
  • Индивидуальная работа с наставником.
  • Выполнение индивидуальных заданий под
    контролем и при поддержке руководителя ШМО.
  • Разработка собственной программы
    самообразования.
  • Разработка авторского курса и учебного пособия.

Показатели эффективности внедрения
модели организации методической работы в «Школе
взросления»:

  1. Рост удовлетворённости педагогов собственной
    деятельностью.
  2. Положительный психолого-педагогический климат
    в школьном коллективе.
  3. Высокая заинтересованность педагогов в
    творчестве и инновациях.
  4. Овладение современными методами обучения и
    воспитания.
  5. Положительная динамика качества образования.
  6. Высокий уровень профессиональной
    самодеятельности педагогов.
  7. Своевременное выявление и обобщение передового
    педагогического опыта.
  8. Постоянное внимание администрации к
    деятельности педагогов, наличие системы
    стимулирования педагогической деятельности.
  9. Качественно организованная система
    методического сопровождения и поддержки
    образовательной деятельности.

Методическая работа должна носить
практическую направленность, т.е. быть для
учителей актуальной и максимально полезной.
Методическая работа как процесс развития
компетенции педагога должна входить в единый
комплекс мер по развитию школы.




Следующий: