Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии


Как правило, в обычной общеобразовательной
школе, уровень мотивации участников школьного
(первого) этапа олимпиады по химии, зависит от
возраста: у восьмиклассников он высок, у
выпускников более низкий. По моим наблюдениям,
уровень мотивации участия школьников 9 — 11
классов меняется также при переходе от этапа к
этапу: в муниципальном (втором) этапе олимпиады
он средний; в региональном (третьем) — выше
среднего.

В нашем районе школьные олимпиады для
восьмиклассников проходят в октябре, поэтому
комплект заданий составляется творческими
группами учителей районного методического
объединения с учетом того, что учащиеся изучают
химию второй месяц.

Данная статья является результатом осмысления
материала дистанционного обучения на курсах
повышения квалификации Педагогического
университета «Первое сентября» и Факультета
педагогического образования МГУ им. М. В.
Ломоносова по образовательной программе
«Методические основы подготовки к олимпиадам по
химии». В ней представлена информация по
организации и подготовке школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по химии на
примере олимпиады для 8-го класса: план основных
мероприятий по подготовке олимпиады, регламент
проведения олимпиады, подготовка содержательной
компоненты олимпиады. Содержательная компонента
олимпиады включает комплекты задач для заочного
и очного (теоретического и практического) туров
школьного этапа олимпиады.


План основных мероприятий по подготовке
олимпиады

1. Подготовительная стадия

(важным на этой
стадии является обеспечение эффективного
взаимодействия всех участников подготовки и
проведения того или иного этапа олимпиады):

нормативное сопровождение мероприятия


(организатором школьного этапа создается
оргкомитет и жюри; оргкомитет разрабатывает
регламент проведения олимпиады);

подготовка содержательной компоненты
олимпиады

, разработанной
предметно-методической комиссией с учетом
методических рекомендаций центральной
методической комиссии (ЦМК) по химии;

информационное обеспечение олимпиады

(оповещение
о проведении заочного и очного туров, о
результатах через Интернет-сайт, школьную
газету, информационные листки на стендах в
кабинете химии, объявления во время учебных и
внеклассных занятий по химии);

подготовка материально-технической базы
олимпиады

(создание выставки учебной и
научно-популярной литературы по химии,
«копилки» с подборкой олимпиадных задач
предыдущих лет и др.);

проведение занятий с будущими участниками
олимпиады

с целью ознакомления с целями
олимпиады, регламентом ее проведения, с
примерами заданий;

проведение заочного тура олимпиады;

проверка и показ работ;

информационное обеспечение олимпиады

(оповещение
о результатах через Интернет-сайт, школьную
газету, информационные листки на стендах в
кабинете химии, объявления во время учебных и
внеклассных занятий по химии);

приглашение участников для участия в очном
туре.

2. Основная стадия:

приветствие участников олимпиады
администрацией школы и учителем химии;

проведение теоретического тура олимпиады;

шифрование работ;

проверка, расшифровка работ, подведение итогов;

показ работ;

информационное обеспечение олимпиады
(оповещение о результатах через Интернет-сайт,
школьную газету, информационные листки на
стендах в кабинете химии, объявления во время
учебных и внеклассных занятий по химии);

проведение экспериментального тура олимпиады;

проверка и показ работ;



информационное обеспечение олимпиады
(оповещение о результатах через Интернет-сайт,
школьную газету, информационные листки на
стендах в кабинете химии, объявления во время
учебных и внеклассных занятий по химии);

подведение итогов олимпиады в торжественной
обстановке в присутствии одноклассников и
родителей, награждение победителей и призеров
(участники, не набравшие более половины от
максимально возможных баллов, не могут являться
победителями и призерами), закрытие олимпиады.

3. Заключительная стадия:

анализ допущенных ошибок и неточностей при
выполнении работ, размещение заданий с ответами
на информационных листках на стендах в кабинете
химии;



оргкомитет подводит итоги, анализирует
положительные и отрицательные стороны
проведения олимпиады.


Регламент проведения олимпиады

Сроки проведения

(каникулярное время -
последняя неделя марта);

Число участников:

все восьмиклассники,
показавшие хорошие результаты при выполнении
заданий заочного тура; все желающие, не принявшие
участие в предыдущем туре по уважительным
причинам;

Программа олимпиады:



заочный тур; очный
теоретический и экспериментальный туры;

Состав жюри (3 человека):

председатель жюри
(заместитель директора по учебно-воспитательной
работе), члены жюри (учитель химии; учитель
биологии);

Как осуществить проверку и показ работ, разбор
задач, подведение итогов и награждение

рассмотрено
ранее.

Подготовка содержательной компоненты
олимпиады

Олимпиадная задача

представляет собой
систему из условия, текста решения и системы
оценивания.

Существуют определенные методические
требования к олимпиадным задачам
.

Перечислим некоторые из них:

  • для успешного решения задачи необходимо не
    только и не столько знание фактического
    материала, сколько умение учащихся логически
    мыслить и их химическая интуиция;
  • задача должна нести познавательную нагрузку;
  • задача должна быть интересна (не только с точки
    занимательности); в ней должна быть «изюминка»;
    по возможности и задачи, и вопросы должны быть
    составлены и сформулированы оригинально;
  • задача должна быть комбинированной: включать
    вопросы как качественного, так и расчетного
    характера; желательно, чтобы в задаче содержался
    и материал из других естественнонаучных
    дисциплин;
  • условие должно быть сформулировано четко;
    вопросы задачи должны быть сформулированы четко;
    на основе вопросов строится система оценивания.

Олимпиадная задача от задачи повышенного
уровня сложности отличается

содержанием.
Олимпиада школьников — внешкольная форма
обучения. Интересы ребят, участвующих в
олимпиадах, конечно, выходят за рамки школьной
программы, за пределы учебника. Содержание
олимпиадной задачи должно вызывать у участников
стремление к получению новых знаний, т.е. быть
шире и глубже школьного курса химии.

Содержательная компонента олимпиады

включает
комплекты задач для заочного (Приложение
1)
и очного (теоретического и практического)
туров школьного этапа олимпиады (Приложение
2
, Приложение 3).




Следующий: