Модель конкурсной деятельности обучаемых как формы развития профессионально значимых качеств личности


В период кардинальных изменений в современной
экономике нашей страны, вызванных процессами
глобализации и интеграции возникает
необходимость в квалифицированных специалистах
конкурентноспособных на рынке труда. Это
требует от системы профессионального
образования изменения подхода к организации
профессионального обучения. Профессиональное
образование должно с одной стороны предоставить
отдельной личности свободу выбора
образовательных траекторий в соответствии с ее
способностями, запросами и возможностями, с
другой стороны учитывать потребности заказчиков
профессиональных кадров в подготовке мобильных,
компетентных, конкурентоспособных специалистов.

Необходим поиск новых эффективных форм и
методов организации учебно-воспитательного
процесса для решения этой задачи. Одним из видов
деятельности, гарантирующей качество
профессионального образования через развитие
профессионально важных качеств студентов, могут
быть курсы. Под конкурсной деятельностью следует
понимать деятельность в рамках
учебно-воспитательного процесса, обеспечивающую
целенаправленное, сознательно организуемое
развивающееся взаимодействие преподавателей и
студентов, решающую необходимые задачи
образования, протекающие в самых разнообразных
конкурсных формах. Особая роль отводится
развитию профессионально важных качеств и
ключевых компетенций студентов. Реализация
структурной модели конкурсной деятельности
обучаемых ориентируются на уровень их
обученности, особенности психического склада
личности, мотивы, побуждающие к получению
профессиональных знаний, умений и практических
навыков, организационные формы конкурсов. Такая
модель позволяет каждому студенту двигаться от
этапа к этапу с индивидуальной скоростью, имеет
цикличный (модульный) характер, благодаря чему
можно постоянно совершенствовать
профессиональную компетентность обучающихся,
является динамичной, т.е. позволяет делать
прогноз развития профессионально важных качеств
студентов, конструируется из отдельных
элементов, создавая при этом новое качество, т.е.
является алгоритмичной.

Процесс развития профессионально важных
качеств личности студентов – это длительный
процесс согласования внутриличностных и
социально-профессиональных потребностей,
который происходит на протяжении всего
жизненного и трудового пути, мы его
рассматриваем на протяжении обучения студентов
в колледже. На современном этапе
функционирования колледжа активно внедряются
разнообразные модели формирования
профессиональных и ценностно- смысловых
компетенций выпускников. Одной из самых
продуктивных является технология проектного
обучения студентов в образовательном процессе
колледж.

Доминирующими в проекте методами деятельности
являются:

  • исследовательские – такие проекты подчинены
    логике пусть небольшого, но исследования и имеют
    структуру, приближенную к подлинным научным
    исследованием: аргументация актуальности
    принятой для исследования темы, определение
    проблемы исследования, его предмета и объекта,
    обозначение задач исследования в
    последовательности принятой логики, определение
    методов исследование, источников информации,
    выдвижение гипотез решения обозначенной
    проблемы, определение путей ее решения,
    обсуждение полученных результатов, выводы,
    оформление результатов исследования,
    обозначение новых проблем на дальнейший ход
    исследования;
  • творческие – предполагают соответствующее
    оформление результатов, такие проекты, как
    правило, не имеют детально проработанной
    структуры совместной деятельности участников;
  • ролевоигровые – в таких проектах участники
    принимают на себя определенные роли,
    обусловленные характером и содержанием проекта,
    особенностью решаемой проблемы, степень
    творчества здесь очень высокая, но доминирующим
    видом деятельности все-таки является
    ролевоигровая;
  • информационные проекты – этот тип проектов
    изначально направлен на сбор информации, о
    каком-либо объекте, явлении ознакомлении
    участников проекта с этой информацией, ее анализ
    и обобщение фактов, предназначенных для широкой
    аудитории, такие проекты так же, как и
    исследовательские, требуют хорошо продуманной
    структуры, возможности систематической
    коррекции по ходу работы над проектом. Структура
    такого проекта может быть обозначена следующим
    образом: цель проекта, предмет информационного
    поиска, источники информации, способы обработки
    информации (анализ, обобщение, сопоставление с
    известными фактами, аргументированные выводы),
    результат информационного поиска (реферат,
    доклад, аннотация), презентация (выступление,
    обсуждение);
  • практико-ориентированные – эти проекты
    отличает четко обозначенный с самого начала
    результат деятельности участников проекта,
    причем результат обязательно ориентирован на
    интересы самих студентов (документ, созданный на
    основе полученных результатов исследования,
    например технологический процесс
    восстановления автомобиля, агрегата или детали).

Продолжительность проекта может быть
краткосрочной (небольшие проекты могут быть
разработаны на одном — двух занятиях), средней
продолжительности (пять – шесть занятий) и
долгосрочные (до двух месяцев). План работы над
проектом включает: постановку и анализ проблемы,
определение источников информации, выбор типа
проекта, выбор типа защиты проекта,
распределение обязанностей (ролей), планирование
собственной деятельности с указанием сроков,
сбор информации (посещение библиотеки, подбор
литературы и работа с источником, работа с
Интернет-источниками), выбор оптимального
варианта решения проблемы, оформление проекта,
подготовка выступления, самоанализ выполнения
проекта, оценка творческих проектов на
конкурсной основе участниками, преподавателями
по определенным критериям (актуальность
выбранной темы, практическая ценность проекта,
содержание материала, активность участников и
личная заинтересованность, самостоятельность,
нестандартное решения проблемы.

Требования к оформлению проектной папки
(портфолио):

  1. Паспорт проекта.
  2. Планы выполнения отдельных этапов проекта.
  3. Информация по теме проекта.
  4. Результаты исследования.
  5. Записи идей.
  6. Отчеты.
  7. Схемы, таблицы, эскизы.
  8. Сценарий презентации.
  9. Другие рабочие материалы и чертежи.
  10. Список литературы.

Модель конкурсной деятельности обучаемых
как формы развития профессионально — значимых
качеств личности.

  • Изменение подхода к организации
    профессионального обучения.
  • Поиск новых эффективных форм и методов
    организации учебно-воспитательного процесса для
    решения этой задачи.
  • Реализация структурной модели конкурсной
    деятельности обучаемых.
  • Технология проектного обучения студентов в
    образовательном процессе.
  • Доминирующие методы проектного обучения:
    исследовательские, творческие, ролевоигровые,
    информационные проекты,
    практико-ориентированные.
  • Продолжительность проекта: краткосрочная,
    средней продолжительности и долгосрочная.



Следующий: