Модель интерактивного урока по географии и алгоритм его проведения

1. Модель интерактивного урока по географии

В современной педагогике широко используются
разносторонние педагогические технологии, в
настоящем случае, интерактивные. Педагогическая
технология по своему определению это построение
деятельности преподавателя, в котором все
входящие в него действия представлены в
определенной последовательности и предполагают
достижение необходимого, прогнозируемого
результата.

Учебный процесс – это всегда совместная работа
учащих и учащихся. Организация, управление
образованием – сложное специальное дело, в
котором участвуют тысячи специалистов. Поэтому в
состав учебной литературы входят издания для
учащихся, преподавателей и работников системы
управления образованием: методистов,
инспекторов, организаторов школьного дела всех
ступеней и профилей. В.Г. Бейлинсон отмечает,
что учебную литературу для учащихся составляют
учебники, пособия, книги, хрестоматии, сборники
задач, практикумы, раздаточные материалы,
словари, тетради на печатной основе, справочники,
руководства для самостоятельных работ и
самообразования, отдельные издания
произведений, включенные в учебные программы.

На основе учебной литературы можно развить
новую методику преподавания географии с
использованием ТСО и использованием
интерактивных методов преподавания дисциплины в
системе «студент–компьютер–преподаватель».

Одной из самых распространенных форм работы во
время интерактивного урока является работа в
группах. Это связано с тем, что групповая форма
имеет широкий диапазон возможностей: в отличие
от традиционного урока можно охватить гораздо
больше материала за короткий промежуток времени,
активизировать в течение урока всех
студентов, дифференцированно подойти к группам
разного уровня знаний по географии.

По географии наиболее активно используются
следующие интерактивные методы в рамках
программ:
– «Чтение и письмо для развития критического
мышления»;
– «Развитие критического мышления через
чтение и письмо»;
– «Активные методы обучения»;
– «Реформы образования».

В основу интерактивной технологии
преподавания положено развитие критического
мышления студентов. Построена модель
интерактивного урока
, направленная на
активное развитие критического мышления через
уровни его развития такие как:

– воспроизведение (вызов информации);
– понимание (интерпретация материала, схем,
преобразование словесного и электронного
материала в математические выражения и т.д.);
– применение (понятий законов, процедур в
новых ситуациях);
– анализ (выделение скрытых предположений,
нахождение ошибок в логике рассуждений,
проведение разграничений между фактами и
следствиями и т.д.);
– синтез (написание творческого сочинения,
составление плана исследования и т.п.);
– оценка (логики построения материала,
значимости продукта деятельности).

Для формирования этих навыков можно
воспользоваться как уже известными методиками,
так и стратегиями технологии развития
критического мышления. Активно в географии
используется обобщающая диагностика (после
изучения нового материала).
Попробуем
продемонстрировать это на конкретном примере.

Материал: возможные формы и методы
диагностики сформированности критического
мышления учащихся в курсе экономической и
социальной географии.

Содержание: раздел «Региональная
география», тема: «общая
экономико-географическая характеристика
Австралии».

Тип диагностики: обобщающая (после
изучения нового материала и его закрепление).

Задание 1. Составление
студентами тестовых заданий. Студентам было
предложено составить тесты по вновь изученному
материалу, которым они заинтересовались (по
любому из этапов урока). В этом случае, тест был
составлен из пяти вопросов, на которые студент
другой группы должен ответить. На каждый тип
мыслительных операций (воспроизведение,
применение анализ, синтез, оценка) составляется
по пять вопросов. Вопросы в тесте были открытыми.
Таким образом, обобщенная качественная и
количественная оценка проводилась путем
сравнения выбранной студентом сложности
вопросов с уровнем знаний и умений, которые он
демонстрировал в процессе изучения темы.

Приведем примеры вопросов теста.

1. Воспроизведение

В Австралии наибольшими штатами являются:

– Западная Австралия,
– Северная территория,
– Тасмания,
– Новый Южный Уэльс,
– Виктория,
– Южная Австралия.

2. Понимание

Выявите общие закономерности размещения
полезных ископаемых, определяющих внутреннюю
специализацию страны:

– страна расположена на платформе;
– древняя складчатость горных массивов;
– близость некоторых месторождений к
источникам их залегания;
– много пустынных областей;
– большая протяженность горных хребтов.

3. Применение

Вставьте необходимые слова, чтобы получилась
логическая цепочка:

Континент – Австралия – … – страна –
штаты – …

4. Анализ

На специализацию штатов Австралии оказывают
влияние: (выбрать нужные варианты,
аргументировать ответ двумя-тремя
предложениями):

– береговая линия континента;
– залежи полезных ископаемых;
– необитаемые территории;
– объекты природы, национальные парки (их
более 200 в Австралии);
– удаленность от других континентов.

5. Синтез

Соедините стрелками следующие
словосочетания:

Штат Виктория

промышленный
Штат Южная Австралия
туристический
Штат Тасмания

золотоносный
Штат Новый Южный Уэльс
водный
Штат Западная Австралия
нефтяной

6. Оценка

Перечислите две-три черты сходства флага
Австралии с флагом Великобритании.

Все этапы интерактивной технологии
развития критического мышления посредством
чтения, письма, компьютера, не обязательно имели
место на одном уроке, это была серия уроков. Но
важно то, что цикл
«вызов–осмысление–размышление» был завершен и
имел выход на следующий «вызов». Причем были
использованы привычные методы, которые, в свою
очередь, соответствовали поставленной цели
урока не только мной, но и студентами.
Интерактивная технология критического мышления
не является единственной панацеей. Если ставить
цель сформировать определенные знания, то именно
исходя, из этой цели и конструируется урок. Но,
было замечательно то, что была сохранена
демократическая атмосфера урока, на котором
студенты имели возможность свободно
высказываться.

2. Алгоритм интерактивного урока по
географии

Алгоритм интерактивного урока на первый взгляд
может показаться простым, но, если рассмотреть
его подробный ход урока и слагающие его методы,
то мы убедимся, что это весьма трудоемкий процесс
ведения учебного занятия. Итак, методы обучения,
выбранные нами, соответствовали успешному
усвоению и закреплению знаний по теме урока
«Общая экономико-географическая характеристика
Австралии». Главным методом активизации
познавательной деятельности учащихся являлся метод
пробуждения интереса
через рассказ общей
характеристики Австралии, а затем и выступления
гидов-студентов. Цель этого метода- активизации
работы группы в целом, активизация обучаемых для
того, чтобы они сознательно критически подходили
к пониманию новой информации, принимая
непосредственное участие в процессе учения.
Участие становится активным тогда, когда
учащийся целенаправленно думает, выражая мысли и
идеи своими словами на основе прочитанного
заранее материала. Это будет в нашем случае – стадия
вызова
.

В нашем случае, активизация критического
мышления начинает развиваться с информации и
кончается принятием решения. Например, в данном
случае начинается процесс активизации с
рассказа преподавателя (на основе
составленной заранее по теме презентации)

об общегеографической характеристике Австралии
и заканчивается диалогом в системе
«учащийся–педагог–учащийся» – работа в
группах с гидами-студентами. Демонстрация знаний
происходит при активной мыслительной
деятельности в устной форме – диалоге. Таким
образом, полученные ранее новые знания выводятся
на уровень осознания, становясь основой для
усвоения нового материала и его закрепления.

Главным элементом урока является смысловая
стадия
, где учащийся вступает в контакт с
новой информацией на основе диалога с гидами,
просмотра слайд-шоу, презентации и диалога с
педагогом. Обучаемые самостоятельно участвуют в
работе по такой системе: включаются умения
студентов управлять эмоциями, чувствами,
техникой речи; умения управлять другими
студентами на основе диалога, доверия, игры,
путешествия по штатам Австралии, постановку
вопроса; умения сотрудничества на основе подачи
информации, управления инициативой другого
студента; умения работать в группе в системе
«учащийся–педагог–учащийся». Причем, главной
задачей педагога являлось то, чтобы он
поддерживал активность, интерес, инерцию
движения в аудитории. Алгоритм на данной стадии
следующий: внимательные студенты, воспринимая
рассказ преподавателя и гидов-студентов,
активизировали и пробудили интерес в диалоге с
преподавателем, а остальная часть аудитории
студентов – студенты-путешественники –
готовили в процессе вышеописанного, вопросы.
Затем, студенты-путешественники записывали и
задавали вопросы, о чем было бы еще интересно
услышать о стране и штатах Австралии и что не
поняли по результатам выступления гидов. Для
прояснения этого сложилась стадия диалога, а
затем интерактивная беседа.

Важнейшей частью урока явилась стадия
рефлексии
, т.е. закрепления новых знаний. На
этапе этой стадии, студенты выражали новые идеи
собственными словами (вопросы–ответы) в
процессе диалога в системе уже сложившейся:
студенты-гиды, преподаватель,
студенты-путешественники. Общение и обмен
мнениями происходил ,таким образом между
студентами и педагогом. Происходил «живой» обмен
идеями между учащимися, который дал им не только
познакомиться с различными вопросами и ответами,
представлениями, но и выразить личное мнение,
совершенствуя критическое мышление,
коммуникативные и интеллектуальные способности.
В заключение в стадии рефлексии был
предложен следующий краткосрочный элемент:
составить тест-пятиминутку из пяти слагающих его
вопросов (по новому изученному материалу). Тест
послужил завершающим, закрепляющим новые знания,
этапом в устном диалоге в системе «студенты-гиды,
преподаватель, студенты-путешественники» и
учебного занятия в целом. Главное – это
самостоятельное побуждение к действию самих
студентов, что, несомненно, дало положительный
результат.

Итак, подводя итоги по алгоритмизации
интерактивного урока на тему «Общая
экономико-географическая характеристика
Австралии», можно выделить следующие опорные
моменты:
– стадия вывода – пробудила интерес к новой
теме через рассказ преподавателя на основе
презентации;
– стадия осмысления (смысловая) – проведение
работы в группе по «маршруту гидов», в процессе
которой интегрировались идеи для перехода к их
пониманию (процесс изучения нового материала);
– стадия рефлексии – студенты размышляли над
полученной информацией, учитывая прежние
представления с только что полученными знаниями,
закрепляя новый материал в диалоге «Мозаика
Австралии» составлении тестов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Вожиевская Т.И. Формирование
интеллектуальных умений студентов: Учебное
издание. – Псков. – Изд-во ПОИПКРО, 2006. – 57 с.
2. Даутова О.Б., Крылова О.Н.
Современные педагогические технологии в
профильном обучении. Учеб.-метод, пособие для
учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. Спб.: КАРО,
2006. – 176 с.
3. Ившина Г.В. Педагогические
технологии: научные основы, опыт, перспективы:
Учебно-методическое пособие. – Казань: Изд-во
Казанск. ун-та. 2003. – 64 с.
4. Смирнова Т.Н. Организация
самостоятельной работы студентов колледжа по
гуманитарным дисциплинам на примере географии
при первичном закреплении новых знаний: ОНЖ
№ 11. М., 2007.
5. Смирнова Т.Н. Мультимедиа на уроках
географии: ОНЖ № 10, М., 2007.

Следующий: