Модель формирования исследовательских навыков как условие подготовки компетентного специалиста

В Федеральной целевой программе развития
образования выделен ряд задач, главной из
которых является подготовка квалифицированного,
компетентного работника, который свободно
владеет профессией и может ориентироваться в
смежных областях деятельности.

Под профессиональной компетентностью специалистов
понимается
интегральная характеристика,
определяющая способность специалиста решать
профессиональные проблемы и типичные
профессиональные задачи, возникающие в реальных
ситуациях профессиональной деятельности, с
использованием знаний профессионального опыта,
ценностей и наклонностей
. Отсюда следует,
что ценностно-целевая ориентация
профессиональной подготовки в системе среднего
профессионального образования заключается в
содействии становлению интегральных личностных
характеристик, которые и выступают как
непосредственные показатели профессионального
развития человека.

Проблема

формирования профессиональной
компетенции студентов связана с решением ряда
важнейших задач. Прежде всего, нужно объективно
представлять понятие компетенции, ее связь с
профессиональной культурой специалиста и
необходимым для ее формирования опытом
профессиональной деятельности. Далее следует
выделить проблему сочетания теоретической
подготовки и элементов будущей профессиональной
деятельности, моделируемых в учебном процессе.

Для формирования профессиональной
компетентности нами создана модель подготовки
выпускника на компетентной основе. Актуальность
модели состоит в том, что она дает возможность
существенно обогатить содержание и повысить
качество профессиональной подготовки с
ориентацией ее на государственные стандарты,
подготовить специалиста среднего
профессионального образования, способного
социально адаптироваться в любых условиях, к
потребностям местного рынка труда.

Под моделью понимается средство
моделирования способов обучения практической
деятельности, основанное на личностно
ориентированном подходе, с целью формирования
профессиональной компетенции. При разработке
модели должны найти отражение этапы
формирования профессиональной компетенции
выпускников.

Рисунок 1 – Модель формирования
исследовательских навыков как условие
подготовки компетентного специалиста

Данная модель предусматривает развитие
профессиональной компетентности через
формирование навыков исследовательской
деятельности.

Формы и методы организации исследовательской
деятельности представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Формы и методы организации
исследовательской деятельности

Практика показывает, что успешное формирование
исследовательской компетентности происходит в
условиях внеаудиторной образовательной
деятельности, которая предусмотрена на
протяжении всего курса обучения.

Опыт подтверждает, что началом такой работы
является подготовка информации на заданную тему,
написание рефератов, докладов, подготовка
презентаций. Для этого рабочими программами по
специальным дисциплинам предусмотрено большое
количество часов на самостоятельную работу
студентов. Студенты занимаются написанием
рефератов, сообщений, докладов с использованием
материалов собственных микроисследований,
изучают и исследуют литературу по темам
семинарских занятий.

При написании рефератов и подготовке сообщений
студенты учатся:

  • работать с библиографическими указателями;
  • учебной и специальной литературой,
    периодическими изданиями;
  • использовать информационные ресурсы Интернет.

Для оформления работ в компьютерном варианте
студенты закрепляют навыки работы на компьютере,
сканере, работу в программах Word, Excel, Power Point. Наш
опыт подтверждает возможность овладения этими
программами во внеаудиторной учебной
деятельности, так как материальная база
техникума позволяет студентам самостоятельно
работать в компьютерных классах.

При выполнении курсовых работ и на занятиях
кружка студенты занимаются исследованием рынка
потребительских товаров г. Бийска,
опытно-экспериментальной работой, консалтингом
товаров и услуг. Студенты, начиная со второго
курса, принимают активное участие в конкурсах
социальных проектов, научно-практических
конференциях.

Конференция –

самая распространенная
форма обмена информацией. Одна часть участников,
докладчики, сообщают о новых научных идеях,
результатах теоретических и
исследовательско-экспериментальных работ,
отвечают на вопросы. Другая, гораздо большая
часть, – слушатели, воспринимающие информацию.
Они могут задавать вопросы и участвовать в
прениях. На участников конференции ложится
большая информационная нагрузка, поэтому
устанавливается строгий регламент для
докладчиков и выступающих в прениях, проводятся
секционные заседания. На конференциях
организуются стендовые доклады, вывешиваются
иллюстративные материалы, широко используются
информационные технологии (презентации). На
конференции принимают решения и рекомендации.

Ежегодно в техникуме в рамках Европейской
недели качества проводятся научно-практические
конференции студентов и преподавателей, на
которых подводятся итоги исследовательской
работы за год. В этом году на конференции “Лучший
опыт – для лучшей жизни” студентами были
представлены доклады на тему: “Бенчмаркинг –
универсальный инструмент управления
качеством”, дан глубокий анализ ассортимента и
качества одноразовой пластмассовой посуды,
бытовых холодильников, кондитерских изделий,
реализуемых в торговых предприятиях г. Бийска.

Студенты принимали участвуют в региональных
конференциях, где были представлены работы:
“Оценка качества сыра “Витязь” Алтайских
производителей”, “Оценка качества шоколада”,
“Оценка качества и ассортимент продуктов
детского питания на зерновой основе”. Работы
были отмечены дипломами за лучшую
творческо-исследовательскую работу и грамотами
за участие в научно-практической конференции.

В 2007 году приняли участие во Всероссийской
научно-практической конференции “Товарный
консалтинг и аудит потребительского рынка”.
Работы также были отмечены грамотами и
опубликованы в сборнике материалов конференции.

Считаем необходимым привести результаты
участия студентов в региональных и
межрегиональных конференциях (рисунок 3).

В ходе такой работы студенты овладевают
разнообразными знаниями, умениями, развивают
личностные качества, необходимые в
профессиональной деятельности. Каждый этап
обучения предполагает более высокий уровень
сформированности компетенций.

Рисунок 3 – Диаграмма роста участия
студентов в научно-практических конференциях

Интересен опыт преподавателей по включению
студентов в исследовательскую работу на
практических занятиях. Студентам даются задания
по решению сквозных товароведческих ситуаций,
при решении которых они определяют градации
качества товарной партии согласно нормативных
документов, принимают решение о пригодности
товара к реализации, занимаются документальным
оформлением приемки партии товаров по
количеству и качеству. Товароведческие ситуации
не всегда решаются известным алгоритмом и
предполагают несколько вариантов решения, среди
которых надо выбрать оптимальный, наиболее
рациональный способ решения проблемной
ситуации.

Подобная работа способствует формированию у
студентов исследовательских и поисковых умений,
наблюдательности, овладению методами анализа,
обобщения, развитию творческого мышления,
способствует интеграции знаний по дисциплинам
“Теоретические основы товароведения”,
“Товароведение потребительских товаров”,
“Документационное обеспечение управления”,
“Организация коммерческой деятельности”.

На практических занятиях студенты проводят
идентификацию натуральных образцов товаров, что
способствует формированию у будущего
специалиста умений формулировать и решать
ситуации проблемного характера в конкретной
обстановке. При определении природы товара
будущий специалист сам выбирает из нормативных
документов органолептические и
физико-химические показатели, по которым
необходимо идентифицировать данную группу
товаров, определяет их значения и принимает
обоснованное решение. Следовательно, в этом
случае познавательная деятельность студентов
носит также исследовательский характер.

Для организации проведения практических работ
разработаны методические указания.

Выполнение и оформление курсовых работ – один
из важных и перспективных видов
исследовательской деятельности в системе СПО. В
творческом взаимодействии студента и
преподавателя формируется личность будущего
специалиста, развивается умение решать
актуальные проблемы, самостоятельно
ориентироваться в научной и специальной
литературе, успешно применять на практике
теоретические знания.

Выполнение курсовой работы предусмотрено
учебным планом и обязательно для каждого
студента.

В результате выполнения курсовой работы
студент должен показать готовность к владению
основными умениями вести исследовательскую
деятельность.

С этой целью студентам необходимо:

  • научиться пользоваться библиографическими
    указателями;
  • изучить определенный минимум литературы по
    теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
  • грамотно изложить состояние изучаемого вопроса
    в современной литературе на основе ее анализа;
  • собрать, проанализировать и обобщить
    практические материалы на примере передовых
    торговых предприятий;

выполнить фрагмент опытно-экспериментальной
работы, обработать полученный эмпирический
материал, проанализировать, систематизировать,
интерпретировать его и сделать выводы.

Для организации курсовой работы разработаны методические
рекомендации
, которые помогут студентам в
поисках ответов на следующие вопросы:

  • - как выбрать тему курсовой работы;
  • - как обосновать актуальность темы
    исследования;
  • - какова структура курсовой работы;
  • - как определить основные характеристики
    курсовой работы;
  • - как вести работу с ключевыми понятиями по теме
    исследования;
  • - как оформить текст курсовой работы;
  • - как представить работу на обсуждение;
  • - какую помощь может оказать студенту
    руководитель.

Пути успешного выполнения курсовой работы
показаны на рисунке.

Общий перечень тем курсовых работ ежегодно
обновляется, рассматривается на заседании
предметно-цикловой комиссии, утверждается
учебной частью и доводится до сведения студентов
за 3-4 месяца до начала работы.

Конкретная тематика курсовых работ
соответствует задачам подготовки специалистов,
учитывает направления и проблемы развития
торговли и разнообразие интересов студентов в
области товароведения.

С целью расширения пространства социального
партнерства, развития форм взаимодействия
образовательного учреждения и торговых
предприятий города Бийска студентами
специальности проводятся различные
исследования.

В рамках сотрудничества с торговыми
предприятиями студенты выполняют анализ
ассортимента, выявляют потребительские
предпочтения, совместно занимаются разработкой
оптимизации ассортимента и поиском путей
рациональной выкладки товаров, проводят
идентификацию органолептических и
физико-химических показателей качества товаров
местных производителей.

Таким образом, совместная работа помогает
студентам связать теорию с практикой, на какой-то
промежуток времени почувствовать себя
исследователем, проверить свои возможности и
расположенность к будущей профессии,
воспитывает уверенность в себе, своих знаниях,
заставляет работать над собой по углублению
знаний и умений и способствует повышению
профессиональной компетентности.

С целью оценки значимости исследовательской
работы для собственного личностного развития
среди выпускников специальности проведено
анкетирование. Опрошено 45 респондентов.
Результаты анкетирования представлены на
рисунке 4.

Рисунок 4 – Результаты анкетирования
оценки значимости исследовательской
деятельности

Ответы студентов, что: 33,3% опрошенных студентов
отметили, что полученные знания и умения помогут
ориентироваться в дальнейшей профессиональной
деятельности и, несомненно, в жизни;

17,8% респондентов отметили, что
исследовательская деятельность позволила
общаться с интересными учеными, практическими
работниками, студентами других учебных
заведений, участвовать в научных конференциях;

22,2% студентов выделили значение самореализации
в ходе исследования и особенно презентации его
результатов;

13,3% студентов отметили значимость получения
новых знаний и умений;

61,2% студентов отметили, что их ожидания
оправдались.

Анализ деятельности выпускников специальности
080402.51 “Товароведение (по группам однородных
товаров)” свидетельствует, что приобретение
опыта исследовательской деятельности является
условием продуктивного обучения студентов в
вузе. Большая часть выпускников, поступивших в
Бийский технологический институт им. И.И.
Ползунова по специальности “Товароведение и
экспертиза потребительских товаров”,
продолжает исследования, начатые в техникуме, и
успешно защищают дипломные работы.

Следующий: