Мода и быт 60-х годов в СССР

Цель урока:

В ходе урока помочь ученикам глубже понять
эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в
теме и самостоятельного подбора фактического
материала по отдельным годам периода и его
творческого осмысления. Сформировать
у школьников многоплановый стилевой образ 60-х
годов, познакомить их с веяниями моды,
жилищно-бытовой повседневной жизнью, досугом
и отдыхом людей в СССР.

Опережающее задание:

  1. Взять интервью у своих родственников, живших
    в 60-х годах, в домашних архивах найти
    фотографии, журналы мод, магнитофонные записи,
    виниловые пластинки тех лет.
  2. Разбивка учащихся на группы.

Оборудование:

Презентация,
таблица, СМИ, фотографии, фрагменты фильмов,
магнитафонных записей, журналы, денежные
банкноты образца 1961 года. Приложение 1

ХОД УРОКА

Во время ответа учащиеся используют
фотографии, журналы, записи воспоминаний своих
родственников.


I группа:

Дома

Проблемные вопросы: Как была обустроена
жизнь людей в коммунальной квартире?
В чем состояла жилищная проблема в конце
50-х годов? Кто стал инициатором решения
жилищной проблемы? Почему был выбран именно
такой вариант застройки? В чем были
недостатки такого жилья? Какие изменения
произошли в жизни людей с началом
осуществления жилищной программы?

Вариант ответа учащихся:

Коммунальная
квартира. В ней живут несколько семей.
Коридор это ничейная территория, и поэтому
из недр девяти комнат исторгнуто все то,
что может мешать и действительно мешает
в квартире. К потолку подвешен велосипед.
На стене старый абажур и проволочная
клетка, над головой детская ванночка
и жестяное корыто для стирки белья,
а на полу два сундука и старая детская
кроватка. Вся остальная площадь занята
индивидуальными семейными вешалками
с тряпичным старьем. Тусклые засиженные
мухами лампочки в недосягаемой высоте.
И еще моль – царица коммунальной квартиры.
Новые веяния Величественная программа
строительства коммунизма предусматривает
ускоренное развитие народного хозяйства
в СССР. Миллионы советских граждан получают
квартиры во вновь отстраиваемых домах.

II группа:

Быт

Проблемные вопросы:

Какие новые предметы
появились в быту в 60-е годы? Какие выводы
о жизни людей можно сделать? Почему советским
гражданам приходилось испытывать постоянный
дефицит товаров народного потребления? Какие
изменения произошли в психологии людей
в связи с постепенным ростом уровня жизни?

Вариант ответа учащихся:

Бытовых приборов и
машин промышленность выпускает приборы и машины,
предназначенные для использования в быту,
облегчения и сокращения домашнего труда,
создания бытовых удобств. В СССР создана и
постоянно расширяется индустрия бытовых
приборов и машин. Налажено массовое производство
швейных машин, различного рода электроприборов.
С середины 60-х гг. создаются специализированные
предприятия домашних холодильников, стиральных
машин и других бытовых приборов. Их
производством заняты также цехи крупных
машиностроительных и приборостроительных
заводов.

III группа:

Мода

Проблемные вопросы:

В 60-е годы велись
жаркие споры о моде, что для предыдущего
времени было нехарактерно. Почему модная тема
стала актуальной? Какие новые силуэты появляются
в одежде 60-х годов? Какое влияние
на советскую моду оказывала мода на Западе?
Какой образ советской женщины предстает перед
нами? Почему использование косметики породило
такие споры? Каково было отношение общества
к женщинам, использующим яркий макияж?

Вариант ответа учащихся:

Актуальные модные
направления можно было найти в журналах
“Работница” и “Крестьянка” на последней
странице обложки. Здесь необходимо уточнить:
“моды с самого начала оказались вовлечены в два
совершенно разных пространства – в пространство
домашнего хозяйства и семейной жизни и в
пространство светское. В первом – моды
соседствуют с шитьем, вышиванием, рукоделием и
даже мебелью.

Советский канон моды как минимум до середины
60-х базировался на двух основных понятиях:
“просто” и “скромно”, которые вместе
составляли базу советского канона красоты.

Большое внимание уделяли прическам. К середине
60-х в некоторых парикмахерских существовал
столик с надписью “Консультант”, где можно было
получить совет по выбору прически, с учетом
особенностей лица, формы головы, а также
рекомендации по уходу за волосами.

В большинстве случаев обладательница длинных
волос — девочка или совсем молодая девушка.
Поскольку девочка-школьница ещё не являлась
совершеннолетней, чтобы самостоятельно выбирать
прическу, в основном носила косу по старинке, по
настоянию матери. Короткие волосы являлись окном
во взрослый мир, воплощали собой
самостоятельность, решительность и жизненную
активность в противовес длинным волосам, которые
олицетворяют зависимость от близких,
привязанность к матери, подчиненность в семейных
отношениях, некая патриархальность. Короткая
стрижка всегда молодит женщину. Журнал
“Работница” начала 60-х предлагает всевозможные
варианты модных коротких причесок, укладки и
ухода за волосами.

Тенденции советской моды. Резко подведенные
глаза, накрашенные брови и ресницы, резкий
яркий цвет помады – все это создает
вульгарное лицо, строгое черное платье
с ниткой жемчуга свидетельствует о большом
вкусе их обладательницы. Женщины после
тридцати пяти лучше не надевать пышные
и короткие юбки и не обтягивать талию.
Женщинам не рекомендуется надевать брюки
на работу, улицу или в кино. Платья
без рукавов лучше не надевать, должен быть
хотя бы короткий рукав, “осиная талия” –
не критерий красоты. Не следует сильно
затягиваться, в театр летом полагается
надевать “пыльник” – легкий плащ…
Как относиться к западной моде? Разумная
оценка и понимание течений зарубежной моды
помогут избежать двух прямо противоположных,
но одинаково ошибочных тенденций: полного
отрицания зарубежного опыта и слепого
копирования буржуазной моды.


VI группа:

Досуг

Проблемные вопросы:

На экранах страны
в это время вышли фильмы “Кавказская
пленница”, “Бриллиантовая рука”.
Чем отличалось кино 60-х от фильмов более
раннего периода? Устарели эти фильмы
для нашего времени? Что нового появилось
в литературной жизни страны? Как это было
связано с политическими процессами,
происходящими в нашей стране? Модными танцами
были “рок-н-ролл” и “твист”. Видели ли
вы когда-нибудь их исполнение? Почему
их называют скандальными? Какие увлечения
были характерны для того времени? Кому
пытались подражать ваши бабушки? Какие темы
звучат в популярных песнях тех лет? Какое
настроение они вызывают?

Вариант ответа учащихся:

После тяжелого
трудового дня, бесконечно текущих серых будней,
каждый человек стремится заполнить
разнообразными занятиями свое свободное время.
Каждый находит их себе по душе.

Кино.

Этот вид досуга пользовался большой
популярностью. В начале 60-х годов появляются молодежные
кафе
. Там нет тяжелых бархатных занавесок и там
можно послушать музыку, потанцевать, а в иных и
посмотреть картины молодых художников.

Литература.

К 1965 году в каждой семье есть
своя, пускай небольшая, но библиотека, поскольку
любой человек должен был идти в ногу с
современностью, много знать и уметь поддержать
беседу о прочитанном. Тысячи людей, и, прежде
всего молодежь, были захвачены этой новой
поэтической волной.

В 60-х годах мало ещё кто мог позволить себе
иметь собственный автомобиль. Он пока
является знаком определенного статуса, а не
средством передвижения. Рядовой работник
получал к концу 60-х годов 130-150 рублей, элита,
партийная номенклатура до 1000 рублей, низшие
слои населения от 70 рублей в месяц.
Сделайте выводы об уровни их жизни. Средняя
стоимость продуктов и промтоваров. Хлеб – 13-28
коп., молоко (0,5 л) 16-25 коп., картошка (1 кг) –
10 коп., мясо (1 кг) – от 1 руб. 80 коп.
до 2 руб. 20 коп., рыба (1 кг) – от 50 коп.
до 1 руб. колбаса, сыр (1кг) – от 1 руб.
70 коп. до 3 руб., колготки – 3 руб., обувь
– 10-30 руб.

Человек 60-х-годов:

Будучи нарциссом, человек
60-х – прекрасен прежде всего для самого себя. Но
он желает быть прекрасным и для других. Поэтому
человек 60-х – личность, он – творец, демиург, он –
титан Возрождения. Это в 70-е появятся и расцветут
шестерки, люди иерархии, заполнявшие
многочисленные артистические кружки со строгой
вертикалью власти. Здесь стоит указать на
разницу между теми, кто действительно были
людьми 60-х, и неточно поименованными в
«шестидесятники» деятелями 50-х – этими
евтушенками-ахмадулиными – избранниками первой
поры молодежности – детьми ХХ съезда; хотя в
«шестидесятники», действительно, попадают
все, кто в этом десятилетии реализовался или
сформировался. Он мог родиться и в 1933, и в 1943.

Шестидесятнику – все по плечу, за что бы он ни
взялся – во всем гениален: в живописи,
скульптуре, литературе, философии. В то время как
восьмидесятнику все не по плечу; этого он не
умеет, того не умеет, за это боится браться, а к
этому малоспособен: он не умеет рисовать и
писать, вообще неодарен визуально и пластически.
Шестидесятник – белая ворона, он дерзко
высовывается из толпы, куда уютно встроился,
спрятался человек следующей формации.

Заключительное слово учителя.

В ходе структурированной дискуссии сделать
вывод о периоде «оттепели» опираясь на
информацию учащихся.

(Заслушиваются варианты ответов учеников.)

Вывод:

Итак, за период «оттепели» было
сделано многое. Выделим самое главное.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик
репрессий, созданный сталинизмом и перемоловший
несколько миллионов советских людей. Миллионы
людей вышли из тюрем, вернулись из лагерей.
Точных данных о количестве жертв сталинизма до
сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием «оттепели»
советское общество существенно изменилось.
Наметилась общественно-политическая
дифференциация, которая способствовала
оформлению нескольких направлений, хотя они не
были еще четко определенными и разграниченными.
Глотнув глоток свободы, общество
«разродилось» «самиздатом» и
диссидентством.

В-третьих, внешняя политика СССР стала менее
конфронтационной, хотя некоторые агрессивные
элементы все еще сохранялись, в целом был сделан
шаг к мирному сосуществованию СССР и других
государств.

Хотя политика властей в период «оттепели»
и не была достаточно продуманной, была во многом
волюнтаристской, основанной на субъективном
убеждении в правильности принимаемых решений, в
целом, тоталитарная система пошатнулась.

С другой стороны, все преобразования, сделанные
в период «оттепели» вроде и были закономерны
и, вроде, не всегда инициатива принимаемых
решений исходила непосредственно от Хрущева, но
его роль как исторической личности не стоит
принижать. Хрущев останется в истории как
человек, сделавший первый шаг к слому
коммунистической административно- командной
системы в СССР.

Выставление оценок

всем учащимся в
зависимости от проделанной работы (презентация,
доклады, сообщения, выступления).

Домашнее задание:

Напишите эссе о советской
семье в 60-е годы XX века.

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана
на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Список литературы

  • Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической
    системе (1988). // Чтение по русской истории.
    Хрестоматия для старшеклассников. Тула:
    Пересвет, 1995.
  • Верт Н. История советского государства 1900-1991
    (пер. с франц.). 2-е изд. М.: Прогресс-Академия, 1994.
  • Журнал “Крестьянка”. № 28, 12/1965 год, № 29, 1/1966 год,
    № 30, 2/1966 год.
  • Короткова М.В. Методические разработки
    и сценарии уроков к курсу отечественной
    и зарубежной истории XX века. Москва. ЦГО, 2000
    г.
  • Короткова М.В. Методика проведения
    игр и дискуссий на уроках истории.
    Москва. Владос-пресс, 2003 г.
  • Луцкий Е.А.. История СССР (1861-1917). М.: Учпедгиз, 1956.
  • Ю. Кушнерева, Т. Черникова. Уроки Клио. Иллюзии
    и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы.
    Москва 1999 г.
  • Следующий: