Многообразие нестандартных форм уроков

Современная система образования предоставляет
большой выбор педагогических технологий,
которые учитель может использовать в своей
деятельности. Эти технологии частично
разработаны отечественными педагогами, частично
заимствованы из зарубежного опыта. Они позволяют
современному учителю более успешно решать
образовательные и воспитательные задачи на
разных ступенях образовательного процесса.

Очень распространенной образовательной
технологией в последнее время является
технология “Развитие критического мышления
через чтение и письмо”. Данная технология
разработана Международной Ассоциацией и
Консорциумом Гуманистической педагогики.
Технология включает в себя несколько приемов,
которые я применяю в своей педагогической
деятельности в последние годы. Все эти приемы
используются в полном соответствии с
технологической цепочкой: ВызовОсмысление
Рефлексия т.к. любая технология может дать
результат только в том случае, если не нарушается
технологический процесс.

В зависимости от задач урока мною применяются
следующие приемы в рамках технологии РКМЧП:

  • прием “чтение с остановками”;
  • прием “синквейн”;
  • прием “зигзаг”;
  • прием “продвинутая лекция”;
  • прием “INSERT”;
  • прием “разбивка на кластеры”.

Прием “чтение с остановками” чаще всего
используется мною на уроках истории и
обществознания в старших классах. Большую
результативность дает прием при изучении тем,
где предполагается неоднозначная оценка событий
и самостоятельный подход к решению проблемы.
Достоинством этого приема является возможность
для учащихся аргументировано высказывать
собственное мнение. Некоторую сложность
представляет выбор текста, с которым учащимся
предстоит работать на уроке. Текст должен быть
небольшим по объему, чтобы можно было уложиться в
рамки урока, и нести смысловую нагрузку,
заложенную в теме урока. Этот прием
использовался неоднократно при изучении тем
“Мировоззрение человека” и “Духовный мир
личности”. При изучении последней темы
использовался рассказ И.А. Бунина “Красавица”.

Прием “синквейн” является универсальным, т.к.
не требует много времени на уроке и может
применяться при изучении любой темы на уроках
истории и обществознания. Данный прием развивает
ассоциативное мышление у обучающихся, помогает
обобщать и систематизировать полученные знания.
Кроме этого, прием позволяет ученикам с любым
уровнем подготовки продемонстрировать свои
знания и принять активное участие в работе
класса. Обычно учащиеся с большим желанием пишут
синквейны и представляют их на обсуждение
одноклассникам. Применять этот прием можно на
уроках, начиная со средней параллели.

Универсальным приемом также является
“разбивка на кластеры” (блоки идей). Данный
прием дает высокую результативность на уроках,
завершающих изучение темы, а также при
подготовке к экзаменам. Прием применялся мною на
уроках истории в 10 классе при изучении тем:
“Россия в период царствования Александра 1”,
“Великие реформы”, на уроках обществознания при
изучении тем “Деятельность человека”,
“Глобальные проблемы современности”,
“Политические режимы”, а также на повторительно
– обобщающих уроках в конце учебного года.

Неоднократно в своей педагогической практике я
использовала прием “INSERT”. Этот прием обычно
используется в середине изучения темы, когда
учащиеся уже имеют какие-то знания, но изучение
темы еще не закончено. Например, на уроке истории
в 7 классе по теме “Россия в 18 веке. Петр 1”
учащимся для работы предлагается текст, в
котором встречаются события, уже известные им, а
также новые понятия и исторические факты, с
которыми им еще предстоит познакомиться. Для
того, чтобы вызвать заинтересованность учащихся
и активизировать их деятельность, желательно
включать в текст какие–то факты, способные
вызвать интерес к изучаемой теме и подтолкнуть
их к дальнейшему самостоятельному изучению
данного периода и знакомству с событиями и
фактами, не изложенными в учебнике. Достоинством
этого приема является возможность использовать
его не только в старших классах, но и в средней
параллели. Прием дает высокую результативность,
т.к. предполагает неоднократное проговаривание
изучаемого материала на уроке. Он также
предполагает включенность всего класса в работу
на уроке и высокий уровень усвоения учебного
материала.

В 5-8 классах при изучении нового материала
можно применять прием “зигзаг”. Особенно
удачным является прием, когда необходимо за урок
прочитать и усвоить большой текст. При этом текст
делится на отдельные части, каждая группа
работает над своим отрывком, но неоднократное
проговаривание текста позволяет без особых
усилий запомнить большой объем материала.

Несомненным достоинством технологии РКМЧП
является непринужденная атмосфера на уроке,
сотрудничество всего класса и возможность
учащихся с различным уровнем подготовленности
принять активное участие в работе. Технология
предполагает не пассивное созерцание, а активную
включенность каждого обучающегося в учебный
процесс. Это позволяет не просто усваивать
учебный материал на репродуктивном уровне, но и
пропускать его через свое сознание, что также в
целом влияет на результативность учебного
процесса.

Большую популярность в последнее время среди
педагогов получила технология “Дебаты”. Целью
данной технологии является всесторонняя
проработка темы, выработка критического
мышления и умение отстаивать свою точку зрения.
Данная технология развивает у обучающихся
способность пользоваться различными способами
интегрирования информации, самостоятельно
формулировать гипотезу, аргументировать
собственное мнение и толерантно относиться к
чужому мнению. Технология также формирует
способность к участию в совместном принятии
решений. Эта технология очень успешно
применяется на уроках истории в старших классах.
С большим интересом учащиеся принимали участие
на уроках истории с использованием данной
технологии по темам: “Советская Россия в годы
Гражданской войны” и “СССР в конце 30-х годов:
общество, которое мы построили”, а также “СМИ
как один из факторов социализации в современном
обществе” (урок обществознания в 11 классе).

Учащиеся 5–9 классов активно работают на уроках
с использованием игровых технологий. Примером
использования игровой технологии является
повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе
по теме “Древний Восток”.

Большое внимание в современном
образовательном процессе уделяется проектным
технологиям. Каждый год учащиеся принимают
участие в работе школьной и городской научно –
практических конференций. Учащимися была
проведена исследовательская работа и на суд жюри
были представлены следующие проекты: “История
средневекового города” (6 класс), “Родословная
вещей” (7 класс), “Памятники нашего города” (8
класс), “История русского костюма” (10 класс),
“Влияние рекламы на потребительские вкусы
жителей города Стрежевого” (11 класс),
“Социальная структура города Стрежевого” (11
класс).

Обобщая сказанное, можно заметить, что
современная педагогика существенно обогатилась
за последнее десятилетие новыми технологиями и
современный учитель может выбирать для себя то,
что позволяет решать поставленные им задачи и, в
итоге, будет способствовать более качественному
усвоению знаний.

Следующий: