Многоликость Добра и Зла урок литературы по повести К. Льюиса Племянник Чародея


Цели:

  • пробудить интерес к творчеству английского
    писателя Клайва Льюиса;
  • помочь семиклассникам на материале повести
    “Племянник Чародея” разобраться в истинной
    сущности таких категорий, как Добро и Зло,
    Благородство и Корысть, Самопожертвование во имя
    других и Эгоизм.

Оборудование: портрет писателя,
иллюстрации самих учащихся к прочитанной
повести “Племянник Чародея”.

Волшебная сказка – самый
подходящий жанр, чтобы выразить то, что я хотел
сказать. (Клайв Льюис)

I. Слово о писателе.

Писатель и учёный, мыслитель и проповедник…
Каждое из этих определений подходит к Клайву
Льюису, классику английской литературы.

Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) родился в Белфасте
на севере Ирландии, принадлежавшей Британской
короне. Лишившись в возрасте 10 лет горячо любимой
матери, он вскоре расстался и с родным домом.
Отец, не умевший и не любивший возиться с детьми,
предпочёл отправить Клайва в отдалённую школу,
где мальчик был одинок.

Лишь в 16 лет судьба свела Льюиса с подлинным
учителем. Два года он брал уроки языка и
литературы у профессора Кёркпатрика (прообраз
профессора Дигори Керка). Он стал, пожалуй,
первым, кто действительно попытался проникнуть
во внутренний мир юноши. Именно благодаря
Кёркпатрику Льюис избрал для себя стезю
филолога, специалиста по античной и
средневековой литературе.

В 1950 г. он начинает работу над “Хрониками
Нарнии”, которая длится 6 лет, до 1956 года. Сегодня
мы знакомимся с самой первой повестью этого
цикла.

II. Беседа по повести К. Льюиса “Племянник
чародея”.

Вопросы на выявление знания текста,
вхождение в мир повести.

– Кто такие Полли и Дигори? Где они живут? Как
познакомились?

– Как дети попали в заветную комнату – рабочий
кабинет дяди Дигори, Эндрю Кеттерли?

– Кто он, дядя Дигори? Какое открытие он сделал?
А зачем Эндрю нужны дети?

– Ваша оценка этого поступка Эндрю Кеттерли.

– В чём необычность зелёных и жёлтых колец?
Куда с помощью них попадают дети?

– Какое впечатление произвёл на вас
Лес-между-мирами?

– Сразу ли дети возвращаются в Лондон? Куда же
они попали?

– Что произошло в Чарне? Какое впечатление он
произвёл на детей? На вас?

“Оценочные” вопросы, связанные с
анализом поступков героев.

– Итак, дети попали в мёртвый город Чарн. Зло
разрушило его. В чём виноват Дигори? Оцените его
поступок.

(- Любопытство, безответственность,
легкомысленность Дигори привели к трагическим
последствиям.)

– Какое впечатление произвела на вас королева
Джедис?

(– Она красивая.

– Да, она красивая, но злая, бессердечная.)

– Итак, Зло внешне может выглядеть очень
красиво. Тем оно страшнее: его труднее
распознать.

– Что поразило Дигори в рассказе королевы о
событиях в Чарне? Найдите эти слова в тексте,
прокомментируйте их.

(– Королева абсолютно равнодушно рассказывает
о гибели по её вине сотен людей.

“ – А как же народ? – не поняла королева.

– Ну, всё те простые люди, которые жили здесь, -
ответила Полли, — они ведь не причинили вам
никакого зла. Все те женщины, дети, звери.

– Что за чушь? – спросила в свою очередь
королева, обращаясь по-прежнему к Дигори. – Я –
королева. Они были моими поданными. Что им ещё
оставалось делать, как только не исполнять мою
волю? < …> Ты должен запомнить, детка, то, что
несправедливо для тебя или для других простых
людей, позволительно и справедливо для такой
великой Королевы, как я”).

– Кого вам напоминает королева Джедис? Чем?

(– Героя сказочного романа Фр. Рабле
“Гаргантюа и Пантагрюэль” короля Пикроколя.

Цель обоих правителей – завоевать любой ценой
весь мир. Они эгоистичны и жестоки.)

– Почему в Лесу-между-мирами королева теряет
силу?

(– Лес нейтрализует Зло, ослабляет его.

– Здесь царит гармония человека и природы,
поэтому нет места Злу.)

– И всё-таки королева попала в Лондон. Почему
Дигори решает во что бы то ни стало удалить
королеву отсюда? Из-за своей мамы?

(– Не только. Он понял, что виноват в том, что Зло
проникло в Англию, грозит жизням многих людей.

– Дигори ощутил чуть ли не взрослую
ответственность за своё легкомыслие и решил во
что бы то ни стало это исправить.)

– Стремясь скорее увести королеву из Лондона,
дети спешат и путают пруды, попадая в Нарнию. Чем
необычна эта страна?

(– Нарния рождается у нас на глазах из мрака и
пустоты, из песни Льва Алана.

– Добрый Лев не может петь плохо, значит, и мир,
созданный им, не знаком со злом.)

– В чём необычность мелодии, созданной Львом
Асланом? Прокомментируйте это.

(– Песню Аслана слышат только добрые люди, так
же как и только они понимают язык зверей.

– Зло, бессердечие, эгоизм не готовы к чуду, не
понимают истинного смысла того, что происходит в
Нарнии.)



– Кого Лев назначает королём и королевой
Нарнии? Чем он при этом руководствуется? Какой
наказ даёт новоявленным правителям. Согласны ли
вы с этим?

(“Кэбмен разинул рот, жена его покраснела.

– Вы будете править этими созданиями и дадите
им имена. Будьте к ним справедливы и защищайте их
от врагов.

– Можешь ли ты возделывать землю? Можешь ли ты
быть честным и милосердным? Можешь ты помнить,
что звери не рабы, как их бессловесные собратья в
твоём мире?

– Ты можешь воспитать твоих детей так, чтобы и
они их не обижали?

– Ты можешь не делить ни детей, ни зверей на
любимых и нелюбимых?

– О чём разговор! – вскричал Фрэнк (голос его
становился всё мягче и звонче, наверное, так, как
сейчас, он говорил в юности, когда ещё не перенял
хрипловатой городской скороговорки.)

– А если на твою страну нападут враги (а они у
вас будут) и случится война, ты сможешь быть
первым в наступлении и последним при
отступлении?

– Да, сэр, – ответил Фрэнк медленно”.

Вывод: Для идеального правителя важнее
моральные, нравственные качества: добро,
милосердие, умение, не задумываясь, пожертвовать
собой ради своих подданных.)

– Как может искупить свою вину за любопытство,
необдуманность за свои поступки Дигори? Готов ли
он к этому?

– Другой мальчик, в другом времени, в другой
стране, ровесник Дигори, тоже оказавшись в
сложной ситуации, будет размышлять: “Если мне
когда-нибудь станет страшно, я не отступлю.
Смелость – это когда человек боится и всё-таки не
сворачивает с дороги”. Кому принадлежат эти
слова? Что объединяет этих героев?

(– Слова принадлежат герою повести В. Крапивина
“Мальчик со шпагой” Серёже Каховскому.

– Да, Дигори страшно. Но, как и Серёжа, он
преодолевает свой страх, потому что обязан
принести яблоко. Дигори виноват, он должен всё
исправить.)

– А в чём вообще необычность этого эпизода? Что
этой деталью – яблоко – хотел сказать Льюис?

(– То самое яблоко, из-за которого в своё время
был изгнан из Рая род людской, здесь берёт в руки
мальчик и пытается исправить совершённые ошибки,
тем самым помогая другим.)

– Дигори в чудесном саду тоже, как и Адам,
проходит через своеобразное искушение –
испытание. Сложен ли этот выбор? Почему?

(– Выбор очень сложен, искушение велико. Ведь
то, что предлагает коварная Джедис (украсть
яблоко для спасения мамы), действительно, ставит
Дигори перед выбором: с одной стороны – честь,
данное слово; с другой – самый близкий и дорогой
человек, мама.

– Но Дигори понимает, что мама никогда бы не
одобрила бы трусости, не приняла бы чудесного
яблока, добытого столь подлым и низким путём.)

– Дигори приносит яблоко. Просит ли он награды?

(– Нет. Для него важнее сдержанное слово,
осознание того, что он искупил свою вину.)

– Итак, Нарния защищена. Но тем не менее Лев
очень обеспокоен. Чем? О чём он предупреждает
детей? Прокомментируйте эти слова.

(Лучше дать подстрочный перевод, так как он
точнее.)



(– Эти слова – своеобразное пророчество,
предупреждение о том, что будет, если люди
забудут о том, что от поступка каждого человека
зависит судьба всего общества, рода людского.

– Эти слова должны быть записаны на первой
странице рабочего блокнота каждого политика,
каждого правителя государства.)

– Какой след в душе Полли и Дигори оставила
встреча со Львом Асланом в Нарнии?

(– “Память об этом… осталась с ними навсегда,
и, пока они были вместе, одна мысль об этом
золотом блаженстве, испытанном ими, смывала
страх, раздражение или горечь”.)

– И всё-таки что же победит в мире, по мнению
Льюиса, Добро или Зло?

(– Зло многолико. Оно может быть красивым
внешне, как Джедис. Сразу не распознаешь, что
помыслы, стремления таких людей жестоки, черны,
эгоистичны.

– Но в противовес Злу есть на свете честь,
благородство, стремление бескорыстно творить
Добро. И за этими категориями всегда победа.)



– Как вы поняли слова Льва о том, что на свете
есть что-то страшнее смерти?

(– Бесчестие, предательство, жизнь за счёт
других – это страшнее.)

– Наш классик А.П. Чехов был уверен в том, что
необходимо, “чтобы за дверью каждого
счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал стуком, что
есть несчастные”. Прав ли он?

(– Счастливый человек не имеет морального
права быть “слепым” и “глухим” к чужому горю:
ведь счастье эгоиста, подлеца, жестокого
человека ненастоящее. Об этом писали Ф.М.
Достоевский в рассказе “ Мальчик у Христа на
ёлке” и М. Метерлинк в “Синей птице”.

– Счастье предполагает добро, а Добро без
милосердия, без желания помочь другим
невозможно, так как это уже не настоящее счастье.)

– Обратимся к эпиграфу урока. Какой же смысл
заложен в этих словах Льюиса?

(– Сказки Льюиса очень похожи на жизнь смыслом
и структурой, но заметит это далеко не каждый.

III. Заключительное слово учителя.

В эпитафии своему учителю и предшественнику,
английскому писателю Честертону Льюис написал:

… Тот, кто в столетие чудес, принесших
столько
худа,
Поветриям наперерез посмел
поверить
в чудо.

Эти слова с полным правом можно отнести к
самому Льюису.

Д/з: творческая работа – размышление
“О чём заставила меня задуматься повесть К.
Льюиса “Племянник Чародея”?”




Следующий: