Многоаспектный подход при изучении темы: Игровая деятельность обществознание, 10-й класс

Игра является неотъемлемым элементом
культуры любого общества. Эта сфера человеческой
деятельности важна и в детстве, и в юности, и в
зрелом возрасте. Курс обществознания в 10-м классе
дает прекрасную возможность подробно
рассмотреть сущность, особенности и
многообразие форм игровой деятельности.

Предлагаемый урок в рамках данной темы
называется “Что наша жизнь? Игра…”. Его
основная задача – подвести ребят к пониманию
того факта, что игровые моменты в той или иной
степени присутствуют во всех сферах нашей жизни.

На первом этапе урока

в ходе
эвристической беседы выясняются следующие
вопросы: что такое игра, какие потребности она
удовлетворяет, каковы ее функции и основные
признаки. Далее учитель подчеркивает, что игра
сопровождает человека всю жизнь. Мы начинаем
играть, будучи детьми, и не перестаем этим
заниматься, становясь взрослыми. Независимо от
возраста, происхождения, национальности,
вероисповедания или социального статуса, мы
продолжаем играть в самые разные игры, которые
просто по-другому называются, но их суть
практически не меняется. И чтобы доказать
справедливость данного утверждения, учащимся
предлагается найти признаки игры в различных
сферах общества. На доске чертится сводная
таблица, которая так и называется “Что наша
жизнь? Игра”, и в первый столбик заносятся
основные признаки игровой деятельности.


Сферы деятельности

Учеба

Наука

Спорт

Бизнес

Избирательная кампания

Судебный процесс

Война

Признаки игры
1. Свободная деятельность

2. Ограничения:

а) период времени

б) пространство

в) правила

3. Обособленность играющих
4. Состязательность, элемент напряжения
5. Непредсказуемость, переменчивость
успеха

На втором этапе урока

класс делится
на 7 групп по 3-4 человека. Каждая группа получает
задание – конкретизировать все признаки игры
применительно к одной из сфер. На обсуждение
ребятам дается 5-7 минут. Сферы деятельности могут
быть распределены самим учителем с учетом
желания групп либо путем жеребьевки. На третьем
этапе урока
каждая группа поочередно
представляет “свою” сферу деятельности. По ходу
ответов учащихся постепенно заполняется
таблица. Ответы могут уточняться и дополняться
как самим учителем, так и учениками. Одновременно
обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения или
разногласия у членов группы. На четвертом,
заключительном этапе урока
изученный материал
обобщается на теоретическом уровне,
раскрывается его практическая и ценностная
значимость и подводятся итоги работы по теме.

Практика проведения данного урока
свидетельствует о том, что целесообразно изучать
эту тему в нескольких аспектах, а именно –
предметно-содержательном, практическом и
ценностном.

Предметно-содержательный аспект


это само содержание урока. Сначала ребята
знакомятся с теоретическими основами игровой
деятельности (сущность, функции, признаки игры).
Затем в ходе обсуждения и заполнения таблицы
теоретические знания постепенно
конкретизируются, высвечивая характерные
особенности различных жизненных “игр”, и
старшеклассники видят воплощение теории в
повседневной практике.

При заполнении таблицы очень важно
обратить внимание на те сферы жизни, с которыми
учащиеся пока еще не имеют непосредственного
прямого контакта. Например, часто возникает
вопрос о состязательности в науке. Ребятам
следует объяснить, что это различные точки
зрения по одной и той же проблеме, различные
трактовки одного и того же события, различные (и,
порой, противоборствующие) научные направления и
даже целые научные школы. Все это желательно
подкрепить реальными историческими примерами.

Говоря о правилах “игр”, стоит
показать на конкретных примерах, что достаточно
часто эти правила нарушаются. Например, в спорте
это использование допинговых препаратов,
нечестное судейство; в бизнесе – мошенничество,
рэкет; в ходе проведения избирательной кампании
– открытые выступления против своих
политических противников, подтасовки бланков,
“уотергейтское дело” и т.д.

На заключительном этапе урока
заполненная целиком таблица позволяет
продемонстрировать единство и многообразие
игровой деятельности в современном обществе.
Единство проявляется в наличии у всех “игр”
общих признаков, которые выступают в качестве
формы, в качестве основы любой игры. Многообразие
проявляется в том, что эта форма наполняется
разным содержанием, благодаря которому каждая
сфера деятельности, каждая “игра” становится
своеобразной и, в какой-то степени, уникальной,
неповторимой. Раскрытие принципа “Единство – в
многообразии” выводит учащихся на более
высокий, философский уровень осмысления
изучаемого материала.

Практический аспект

изучаемой темы
проявляется в трех направлениях.

Во-первых, данный материал помогает
ребятам увидеть и оценить жизненные стратегии,
используемые в различных “играх”.
Например,
можно обсудить способы ведения бизнеса, то есть
выйти на проблемы предпринимательской этики. В
связи с этим целесообразно поработать с девизом
русских купцов: “Капитал превыше всего, но честь
превыше капитала” (см. Дидактический материал,
вопрос № 1). Можно вспомнить различные стратегии
ведения войны и привести примеры из истории:
маневр Фемистокла, заманившего персидский флот в
Саламинскую бухту во время одной из
греко-персидских войн; тактику ведения боя
А.В.Суворовым, который действовал в нарушение
всех правил своего времени, но достигал нужных
ему результатов; оставление русской армией
Москвы и ее отступление к Тарутину во время
Отечественной войны 1812 года и другие. Кстати,
упомянутые ранее нарушения правил – это тоже
определенные стратегии игры.

Во-вторых, данная тема позволяет
ребятам оценить свой собственный потенциал.
Как правило, ребенок ведет себя в любой игре
определенным образом. В ходе обсуждения он может
увидеть другие модели поведения, выявить их
достоинства и недостатки. Не исключен вариант,
что в следующий раз в сходной “игре” он рискнет
попробовать вести себя по-другому. Также
учащимся можно предложить проанализировать
текст одной из песен (см. Дидактический материал,
задание № 2) и помочь им определить приемлемые и
неприемлемые лично для них стратегии поведения в
различных жизненных ситуациях.



В-третьих, очень важно обратить
внимание десятиклассников на те умения и
навыки, которые можно приобрести в ходе этих
жизненных “игр”.
Прежде всего, это умение
принимать решение (здесь учащиеся могут
поработать с высказыванием С.А.Шмакова – см.
Дидактический материал, задание № 3), умение
четко ставить цель, определять сроки и методы ее
достижения; умение работать в группе, команде
(если это групповая “игра”, например, бизнес,
спортивные командные игры, избирательная
компания и т.д.). Еще одним важным умением,
приобретаемым в процессе любой игры, является
умение проигрывать (об этом будет сказано ниже).

Ценностный (аксиологический) аспект

темы
позволяет вывести учащихся на вопросы
мировоззренческого и философского характера
.
Здесь речь идет об убеждениях, об индивидуальных
ценностных установках старшеклассников.

Например, ребята выяснили, что игра –
это свободная деятельность, однако в некоторых
случаях кто-то оказывается втянутым в нее помимо
собственной воли (например, солдаты на войне,
участники судебного процесса). Особый интерес
вызывает вопрос об учебе – это деятельность по
принуждению или нет? Обычно здесь наблюдается
широкий диапазон мнений в зависимости от тех
целей, которые стоят перед старшеклассниками.
Многие из них признают, что эта “игра” началась
в свое время по принуждению, но с возрастом
осознается ее практическая полезность. Таким
образом, учащиеся видят, что с течением времени
жизненные ценности и установки могут изменяться.

После окончательного заполнения
таблицы ребята сами приходят к выводу, что вся
наша жизнь – это большая игра. И здесь необходимо
подчеркнуть ценность той работы, которая была
проделана на уроке. Для чего нужно было заполнять
таблицу? А для того, чтобы старшеклассники,
вступая в любую жизненную “игру” знали, что есть
определенные правила, что есть элемент
непредсказуемости, что успех переменчив. Задача
учителя на данном этапе урока – помочь ребятам
осознать позицию игрока в жизни
, убедить их в
том, что невозможно всегда побеждать, что нужно
учиться (и этому действительно нужно учиться!)
проигрывать. Любое поражение – это возможность
увидеть свои просчеты, извлечь из этого опыта
уроки, сделать конструктивные выводы, чтобы
больше не повторять этих ошибок. Учителю стоит
заострить внимание на том, что отрицательный
опыт иногда учит гораздо лучше, чем
положительный. Желательно поработать с заданием
№ 4 из Дидактического материала – предложить
ребятам подтвердить известную фразу “На ошибках
учатся” конкретными примерами из собственного
жизненного опыта. Разумеется, следует быть
готовым к тому, что не каждый отважится публично
признаться в совершенных ошибках. В этом случае
задание можно предложить в качестве домашнего и
не обязательно потом проверять его в классе.

Также очень важно показать переменчивость
успеха в любой игре
(см. Дидактический
материал, задание № 5). Обсуждение этого вопроса
способствует формированию позитивного
отношения к жизни – у ребят снимается как
“комплекс отличника”, не умеющего проигрывать,
так и “комплекс неудачника”, не умеющего
выигрывать. Старшеклассники начинают
осознавать, что выиграть может любой, и все, что
от них требуется – это играть, не боясь рисковать
и проигрывать.

В качестве домашнего задания можно
предложить ребятам рассмотреть такие жизненные
“игры” как дружба, семейная жизнь, театр и т.п.

Рассмотренные выше аспекты изучения
данной темы органично взаимосвязаны друг с
другом и соответствуют основным целям урока:
предметно-содержательный аспект – это
образовательная цель, а практический и
ценностный аспекты – это воспитательная цель
урока. Развивающий аспект самого урока (а не
изучаемого материала) – это формирование
навыков групповой работы и коммуникативной
культуры учащихся.

Работа с таблицей “жизненных игр”
предоставляет учащимся великолепную
возможность увидеть и осознать глубинные пласты
игровой деятельности. Многоаспектный подход
позволяет вывести ребят на качественно новый
уровень осмысления роли игры как в современном
обществе в целом, так и в жизни отдельного
человека в частности.

Предложенный материал также может
быть использован во внеклассной работе при
проведении факультативного занятия, классного
часа, индивидуальной беседы с учащимися и
родительского собрания.

Дидактический материал

1. Объясните смысл девиза русских купцов:
“Капитал превыше всего, но честь превыше
капитала”.

2. Познакомьтесь с текстом
одной из песен. Какие жизненные стратегии в ней
упоминаются? Какими из них пользуетесь вы? Какие
из перечисленных в песне стратегий, неприемлемы
для вас ни при каких обстоятельствах?

Две капли блеснут, блеснут на дне,
Эфес о ладонь согреешь,
Но жизнь хороша, и хороша вдвойне,
Коль ей рисковать умеешь.

Хитри, отступай, играй, кружи,
Сживая врагов со света…
Но что же такое жизнь? А жизнь -
Простая дуэль со смертью.

В кромешном дыму не виден рай,
Но к пеклу привыкло тело.
И если решать – тогда решай,
А если решил – за дело! (Песня из к/ф “Три
мушкетера”)

3. Познакомьтесь с
высказыванием известного советского ученого,
специалиста в области игры Шмакова С.А. Какие
умения, по его мнению, формируются в процессе
игры? Как вы понимаете слова “социальный капитал
игры”?

“Игра заставляет находить
неожиданные, правильные, неправильные и потому
особенно интересные решения… Привлекательность
игр и заключается в риске выбора решения, в
“испытании” судьбы. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть
главный социальный капитал игры”.

(Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М.:
Наука, 1992, с. 41)

4. “На ошибках учатся”. Подтвердите
это высказывание конкретными примерами из
своего жизненного опыта.

5. Прокомментируйте следующее
стихотворение:

Кто сказал: “Наша жизнь не игра”, тот
не прав,
Это вечно не конченный матч,
Где по правилам завтра сменяет вчера,
Чередуя сезоны удач.
Жить на свете легко, если быстро поймёшь:
Ни паденье навек, ни полёт.
Утешайся, дружок, если плохо живёшь
Тем, что завтра тебе повезёт. (О. Зеленин)

Использованная литература

  1. Хейзинга Й. Homo ludens. – М.: Издательская группа
    “Прогресс” “Прогресс-Академия”, 1992.
  2. Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М.: Наука, 1992.



Следующий: