Многим прославились греки навеки. Урок истории в 5-м классе

Тип урока:

урок применения знаний и умений
учащихся.

Форма урока:

защита творческих проектов.

Цели и задачи урока:

  • Повторить, скорректировать и закрепить знания
    по теме “Древняя Греция”;
  • сформировать представление о том, что культура
    Древней Греции стала одной из основ единой
    культуры современного человечества;
  • создать условия для развития личности
    школьников в процессе деятельности и общения;
  • формировать потребность учеников в
    самообразовании и повышении культурного уровня;
  • способствовать развитию:
  • - исследовательских навыков и умений;

    - способности к обобщению, систематизации
    полученных знаний

    • продолжить обучение грамотному чтению
      исторической карты;
    • формировать умение работать в коллективе и
      группах;
    • способствовать творческому развитию и
      самовыражению учащихся;
    • создать на уроке атмосферу психологического
      комфорта;
    • не допускать переутомления детей, меняя вид
      деятельности на уроке.

    Оборудование:

    1. Карта “Древняя Греция”
    2. Политическая карта мира.
    3. Телевизор, видеомагнитофон.
    4. Фрагмент фильма А. Кончаловского “Одиссей”
    5. Оценочные листы для каждого ученика (Приложение
      №1)
    6. Карточки-тесты.
    7. Серия открыток “Шедевры мировой скульптуры”№5
      “Скульптура Древней Греции”.
    8. Газеты, плакаты, выполненные учащимися по
      выбранным темам.

    Большая часть времени данного урока будет
    посвящена защите творческих проектов. Ученики
    класса получили опережающее домашнее задание:
    объединились по интересам в четыре группы,
    выбрали интересные для них вопросы,
    представление и защита которых и должна раскрыть
    тему урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    . (Приветствие,
    определение отсутствующих учеников, проверка
    готовности к уроку-тетради по истории, ручки,
    карандаши).

    Объявление темы, цели и задач урока.

    II. Вступительное слово учителя

    “… Сегодня на
    уроке вы должны показать свои знания по истории
    Древней Греции, доказывая, что её культура
    оказала огромное влияние на язык и культуру
    народов всего мира. Эта работа будет проходить в
    группах и индивидуально. Каждый из вас получает
    “Оценочный лист”. Познакомьтесь с содержанием и
    подпишите его.

    (Звучит музыка)

    Внимание! Давайте мысленно перенесёмся на 2,5
    тысячи лет назад и представим, как начинался урок
    в школе Древней Греции.

    Вот как описан момент начала занятий в
    древнегреческой школе:

    “Хайрете, пайдес! Здравствуйте, дети!
    Прекрасные и совершенные! Сегодня в день ранней
    весны вы пришли в школу. Будьте усердны, бойтесь
    наказаний. Не шалите, розги всегда лежат перед
    вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в
    бронзовую муху, когда один тычется во все стороны
    с завязанными глазами, как заболевший осёл, а
    остальные визжат и разбегаются.

    Вы начинаете учиться, и весь наш маленький
    гордый народ с надеждой смотрит на вас, будущих
    граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и
    приумножите её славу и богатство.

    А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от
    своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнём
    урок…”

    III. Работа с картой

    . А мы начинаем свой урок с
    путешествия по карте “Древняя Греция”

    Учитель : — Покажите на карте три части, на
    которые делится Греция?

    - Как можно было проехать по суше из Северной
    Греции в Южную Грецию?

    - В этом городе один раз в четыре года
    устраивались знаменитые спортивные игры,
    которые были учреждены в честь бога Зевса.

    - Область Греции, где возникло Афинское
    государство.

    Демонстрация отрывка из фильма “Одиссей”.
    Учитель: “Сладостней нет ничего нам Отчизны и
    родичей наших…”Да, сбылось проклятие циклопа:
    на чужом корабле, один, спустя 10 лет возвратился
    Одиссей на родину. Откуда и куда? Покажите.

    Все работающие по карте после оценивания их
    ответов учителем получают баллы и заносят их в
    лист.

    IV. Выполнение заданий теста

    . Учитель: Древняя
    Греция останется в вашей памяти многими
    событиями, датами, именами. Наша следующая работа
    – тест. Каждый в группе получает индивидуальный
    тест. Ответы заносятся в тетрадь. Работа
    рассчитана на 3 минуты.

    Самопроверка тестов. Ответы представлены на
    раздвижной доске. Итоговые баллы ученики заносят
    в оценочный лист. (Приложение №1)

    V. Групповая работа

    — “Найти ошибку”. Учитель:
    Каждая группа получает текст, в котором есть
    ошибки. Следует их найти и записать в тетрадь
    исправленный текст. (Приложение № 2)

    VI. Физминутка.

    В кабинете развешаны таблички с названиями
    стран. Учащиеся выходят из-за столов и поворотами
    головы ищут ту, с которой связаны названия, имена,
    определения.


    КИТАЙ

    - шёлк

    - иероглифы

    - река Хуанхэ

    ЕГИПЕТ

    - фараон

    - дельта

    - пирамида

    Россия

    - п. Унъюган

    - река Обь

    - г. Ханты-Мансийск

    ГРЕЦИЯ

    - марафон

    - Гомер

    -Афины

    ИНДИЯ

    - джунгли

    - река Ганг

    - Гималаи.

    VII. Защита проектов

    .

    Учитель:

    “Древние греки, античные греки,
    Многим прославились греки навеки.
    Даже порой удивленье берёт:
    Ну, до чего ж знаменитый народ!”

    Они запомнились вам тем, что бесстрашно воевали
    с врагами страны, но находили время и для спорта,
    и для театра, а какие прекрасные храмы и
    скульптуры они создавали! А вот что создали вы, мы
    сейчас посмотрим.

    - Проводится розыгрыш очерёдности выступлений
    групп — “Автор и его работа”(по представленным
    открыткам на доске).

    1. “Статуя дискобола”МИРОН
    2. “Афина Парфенос”ФИДИЙ
    3. “Статуя дорифора”ПОЛИКЛЕТ.
    • “Олимпийские игры”
    • “Тайна имени”
    • “Театр”
    • “Наука и изобретения”, вот те темы, которые
      учащиеся в группах выбрали для представления
      своих проектов, соединив времена Древней Греции
      и сегодняшних дней.

    Итоговая оценка складывается из оценки,
    которую выставляют группы и учитель (средний
    балл). Приложение 3

    VIII. Итог урока

    Учитель: Ребята, а кто из вас покажет
    государство Греция на современной политической
    карте? Если бы вам довелось путешествовать по
    Греции с родителями, что бы вы им показали? О чём
    бы вы рассказали? Заслушиваются ответы учащихся

    Я желаю вам, чтобы ваши мечты сбылись!

    Теперь посчитаем баллы и сдадим оценочные
    листы.

    Работа была большая, вы все заслуженно получили
    высокие оценки. А с каким настроением вы
    покидаете класс и итоговый урок по истории
    Древней Греции? Нарисуйте на масках, которые
    лежат перед вами радость или грусть.

    Я рада вместе с вами, что урок вам понравился.

    Литература

    1. Вигасин А. А. , Годер Г. И. “История Древнего
    мира”, М. ,2003 г.

    2. Гаспаров М. Л. “Занимательная Греция:
    Рассказы о древнегреческой культуре”, М. , 2000 г.

    3. Кун Н. А. “Легенды и мифы Древней Греции”,
    Санкт-Петербург, 2000 г.

    4. Ривкин Б. И. “В долине Алфея. Олимпийские игры
    в искусстве древней Греции”, М. , 1969 г.

    5. Тарутин О. “Что я видел в
    Эрмитаже”(стихотворение)

    6. Чизхолм Д. Миллард Э. “Большая историческая
    энциклопедия школьника”, М. ,2000 г.

    Следующий: