Мир индикаторов — творческая лаборатория

Тема занятия: “МИР ИНДИКАТОРОВ”

Тип занятия

– творческая лаборатория

Цель занятия -

сформировать у
учащихся представления о природных индикаторах,
растительных пигментах – антоцианах, с помощью
исследования их свойств и развивать умения
проводить исследовательский эксперимент
.

Межпредметные связи

– взаимосвязь с
предметом биологией – использование природных
объектов для исследования

Обеспечивающие занятия

– уроки по темам
“Кислоты”, “Основания”

Наглядные пособия

– электронная презентация
PowerPoint “Мир индикаторов” Приложение 1

Для демонстрационного опыта стеклянный
цилиндр, цветок розы и ватка смоченная
концентрированным раствором нашатырного спирта

Раздаточный материал

– технологические
карта,

лабораторное оборудование: штатив с
пробирками, химическая ложечка, стакан с водой,

реактивы: растворы уксусной кислоты,
нашатырного спирта, гидроксида натрия,
соляной кислоты, лакмусы, метилоранж,
фенолфталеин, лепестки цветов красного и
синих цветов, ягоды клюквы, черники, шиповника и
кусочки свёклы, томатов.

Технические средства обучения

– компьютер
учителя, мультимедийный проектор, экран

Литература – учебник “Химия 8” автор
Габриелян ОЭ, журнал “Химия в школе”2002 № 7

Учебник по органической химии автор С Юнг
Публикации в журнале

“Добрые советы” Информация с веб-сайта alchemic/@/ru

Тема занятия

: “МИР ИНДИКАТОРОВ”

Цель

сформировать у учащихся
представления о природных индикаторах ,
растительных пигментах – антоцианах, с помощью
исследования их свойств и развивать умения
проводить исследовательский эксперимент.

Организационный момент.

Химия на первый взгляд скучна и
непонятна. Но она может стать увлекательной,
полной чудесных превращений, если узнать её
правила.

В стихотворении известного
английского поэта Р. Киплинга – “Синие розы”,
есть такие строки:

Как-то милой я принес
Целый ворох красных роз
Не взяла она – и в слезы
Синие найди ей розы
Зря изъездил я весь свет –
Синих роз под солнцем нет.

Конечно, нет малиновых васильков и
синих ландышей, но придать цветкам
фантастическую окраску можно.

Демонстрационный опыт:

В цилиндр налить концентрированный
нашатырный спирт и поместить красный цветок.
Через несколько минут можно наблюдать изменения
окраски.

  • Почему это произошло?
  • Как объяснить такие изменения у растений?

При взаимодействии с парами
нашатырного спирта окраска красной розы
становится фиолетовой. Следовательно, произошла
химическая реакция.

Возможности науки необычайно широки,
но свои первые шаги она начинала с изучением
природных веществ.

Тема нашего занятия МИР ИНДИКАТОРА

  • Что вам известно об индикаторах?
  • Как они используются на уроках химии?
  • Какие индикаторы вам известны?
  • Цель занятия:

    сформировать
    представления о природных индикаторах ,
    растительных пигментах – антоцианах, с помощью
    исследования их свойств и развивать умения
    проводить исследовательский эксперимент.

    “Слайд 1”

    Основная часть занятия.

    Впервые применение индикаторов описал
    английский ученый Роберт Бойль (1627 – 1691). Он
    заметил, что отвары цветов некоторых растений в
    растворах кислот и щелочей приобретают
    неодинаковую окраску. “Слайд 2”

    Я вам предлагаю восстановить
    исторический опыт Роберта Бойля.

    Лабораторный опыт:

    В две пробирки налейте по 1 мл раствора
    кислоты и поместите в них в одну красный лепесток
    цветка, а в другую синий.

    Затем точно такой же опыт проведите с
    раствором щелочи. Налейте в две пробирки раствор
    щелочи и поместите в одну синий лепесток, а в
    другую красный.

    • Что наблюдаете?
    • Почему это происходит?

    В 1667 году пропитав фильтровальную
    бумагу отваром тропического лишайника – лакмуса
    – и отваром фиалок и васильков, Бойль тем самым
    положил начало применению индикаторной
    бумаги(“реактивные бумажки”) первые индикаторы
    были растительные, современные же индикаторы – в
    основном продукты химического синтеза:
    фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус. “Слайд 3”

    Лабораторный опыт.

    Перед вами на химических лотках
    находятся растворы индикаторов и индикаторные
    бумажки. Определите, как они изменяют цвет в
    растворах кислот и щелочей.

    • Какие цвета у вас получились.
    • Вы записали результаты эксперимента?

    Для записи своих наблюдений вести в
    виде лабораторного журнала.

    ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ


    опыт

    наблюдения

    Вывод или уравнения

    Отметьте изменения окраски растворов
    индикаторов в виде таблицы. “Слайд
    4”


    реактив

    фенолфталеин

    метилоранж

    Лакмус красный

    Лакмус синий

    Соляная кислота

    Уксусная кислота

    Гидроксид натрия

    Нашатырный спирт

    • Зачем знать какой раствор находиться в
      пузырьке?
    • Интересно, а плоды можно использовать как
      индикаторы кислотности?
    • Какие природные вещества в плодах и цветах
      изменяют окраску?

    Предлагаю вам провести химический
    эксперимент, и определить, какие из плодов и
    овощей можно использовать как индикаторы? Не
    забудьте записать свои наблюдения и выводы в
    лабораторный журнал

    Исследовательская деятельность


    Химический эксперимент “Слайд
    5”


    Сырьё для приготовления
    индикаторов

    Естественный цвет
    индикаторов

    Изменение цвета от кислоты

    Изменение цвета от основания

    Ягоды клюквы

    Ягоды черники

    Свёкла

    Проведя химический эксперимент, какие
    результаты вы получили?

    Какие из плодов и овощей можно
    использовать как индикаторы? “Слайд
    6”

    Вещества нестойкие в растворах кислот
    и щелочей, природные красители называют
    антоцианы

    Антоцианы

    сложные неустойчивые
    соединения, в клетках растений обычно содержится
    несколько различных антоцианов, и проявление их
    связано с химическим составом почвы и возрастом
    растения. “Слайд 7”

    Поступая в организм человека с
    фруктами и овощами, антоцианы проявляют
    действие, схожие с витамином Р, они поддерживают
    нормальное состояние кровяного давления и
    сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния.

    Если часть растения имеет голубой,
    синий и фиолетовый цвет, то нет никакого сомнения
    в том, что его окраска обусловлена антоцианами. А
    вот с красной окраской растений дела обстоят
    сложнее.

    Заключительная часть занятия.

    Чтобы прояснить ситуацию предлагаю
    вам выполнить следующие творческие задания? “Слайд 8”

    Зная о способностях антоцианах
    изменять окраску в различных средах, докажите
    присутствие или опровергните наличие антоцианах
    в плодах томатов и шиповника.

    Ребята выполняют химический
    эксперимент и делают вывод о результатах
    исследования.

    • Зачем нам необходимо знать свойства
      индикаторов?
    • Зачем нам нужны знания о природных красителях?
    • Как мы можем использовать эти знания в быту?
    • В каких ситуациях мы можем обезопасить себя с
      использованием их свойств?

    Творческое задание на дом. “Слайд
    9”

    Многие лекарственные препараты представляют
    собой кислоты, соли и основания. Изучите раствор
    выданного вам лекарственного препарата с
    помощью растительных индикаторов и определите, к
    какому классу веществ он может относиться.

    Приложение

    Презентация

    Следующий: