Минеральные удобрения

Цели урока: продолжать формирование у учащихся представления о веществах  и их использовании в жизни человека, развивать практические умения и навыки при работе с этими веществами, умения работать с книгой, записывать химические уравнения. Воспитание бережного отношения к природе, разумного подхода к использованию химических веществ.

Задачи урока: расширять и углублять знания учащихся о соединениях азота, фосфора и калия, применения их в хозяйственной деятельности. Развивать представление о  минеральных удобрениях как о химических веществах, умение определять практически фосфорные удобрения среди удобрений других групп, как пример определения фосфат-ионов, умение записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионов виде, подготовиться к выполнению практической работы №5 «Минеральные удобрения».

Оборудование:  технические условия: интерактивная доска,  проектор, презентация «Минеральные удобрения» (Приложение 3).

Используемое оборудование: необходимая химическая посуда, образцы минеральных удобрений, набор химических реактивов для определения веществ.

1. Организационный момент.

Учитель сообщает о теме урока, задачах урока.

2. Актуализация знаний.

В форме беседы составляется схема и дается определение минеральным удобрениям. Учащиеся заносят схему  и записывают определение в тетрадь. (Cлайд 1)

Какие элементы необходимы для роста и развития растений? (Слайд 2)
Все ли они нужны растениям в одинаковых количествах? (Слайд 3)

3. Изучение нового материала.

Учащиеся работают по группам. Каждая группа получает карту с заданиями и отчетом по этим заданиям. Приложение №1.  

  1. группа «Азотные удобрения».
  2. группа «Фосфорные удобрения».
  3. группа «Калийные удобрения».
  4. группа «Микроудобрения»

В результате отчета  групп на  интерактивной доске в презентации заполняется общая таблица «Минеральные удобрения», которую ученики заносят в свою тетрадь. (Слайды 4–5 )

Группа удобрений

Роль питательного элемента для растений

Примеры удобрений (формула, название)

Азотные удобрения

Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период.

СО(NH2) – мочевина;
NH4NO3 – аммиачная селитра;
(NH4)2SO4 – сульфат аммония

Фосфорные удобрения

Необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды). Важны во время цветения и формирования плодов.

Са(Н2РО4)2 – двойной суперфосфат;
СаНРО4•2Н2О – преципитат;
Са(Н2РО4)2 + СаSO4 – простой суперфосфат

Калийные удобрения

Ускоряют рост фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений.

Зола (К2СО3);
КCl•NaCl – сильвинит;
К2SO4 – сульфат калия.

Микроудобрения

Способствуют синтезу сахара, белков, крахмала, витаминов, нуклеиновых кислот, ферментов.
Сu – способствует росту растений на малоплодородных почвах, повышает устойчивость к засухе, холоду.
Fe – участвует в синтезе хлорофилла.

Микроудобрения в малых дозах применяются на полях  в составе минеральных комплексов.

К чему может привести недостаток элементов в почве?  – Недостаток минеральных веществ может привести к неполноценному росту и развитию растений и, как следствие, низкому урожаю. (Слайд 6)

К чему может привести избыток минеральных веществ в почве?

  • Накопление элементов в растениях; при употреблении человеком эти элементы накапливаются в организме человека и вызывают отравления.
  • Попадание минеральных удобрений в водоемы, вызывающее изменения в биогеоценозах (зарастание водоемов и гибель водных организмов) Слайд 7-8

Распознавание минеральных удобрений.

Демонстрационный опыт по распознаванию нитрат-иона в минеральных удобрениях. Выполнение лабораторной работы №8  с 141 учебника. В качестве испытываемого минерального удобрения берется заранее приготовленный раствор преципитата. (Слайд 9)

Вывод: Минеральные удобрения – химические вещества, требующие осторожного к себе отношения. Применять минеральные удобрения нужно строго по норме. (Слайд 10)

4. Закрепление изученного материала. (Слайды 11–13)

Выполнение задания в группах.

Из перечня 1-7 выберите ответы на вопросы (I-X). (Номера ответов могут повторяться.)

Часть «А»

  1. Относятся к макроэлементам.
  2. Относится к микроэлементам.

Часть «В»

  1. Необходим при росте репродуктивных органов.
  2. Ускоряет процесс фотосинтеза.
  3. Стимулирует рост зеленой массы растений.
  4. Принимает участие в синтезе хлорофилла.
  5. Способствует укреплению стеблей злаковых растений.

Часть «С»

  1. Можно распознать при помощи иона Ag+ (образуется желтый осадок).
  2. Можно распознать, добавляя раствор щелочи при нагревании (появляется запах аммиака).
  3. Можно распознать при помощи раствора хлорида бария (появляется осадок белого цвета).

Ответы:

  1. Са(Н2РО4)2
  2. К
  3. N
  4. P
  5. Fe
  6. К2SO4
  7. NH4NO3

Ключ к заданию (Слайд 14): 

№ вопроса

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

№ ответа

2,3,4

5

4

2

3

5

2

1

7

6

После выполнения задания группы сдают свои отчеты о проделанной работе.  Учитель подводит итоги, подсчитывает набранные каждой группой баллы, выставляет отметки.

Критерии оценивания предлагаются в приложении 2.

Домашнее задание §36, подготовиться к практической работе №5 «Минеральные удобрения», стр. 247. (Слайды 15–16)

Используемая литература:

  • Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия 9 класс», Москва, «ОНИКС. Мир и образование», 2005г.
  • Ковалевская Н.Б. «Химия в таблицах и схемах. 9класс», Москва, «Издат-школа», 2000г.

Следующий: