Минеральная вода. Урок-исследование с применением технологии РКМ

Задачи урока

:

Дидактические задачи – расширить у
обучащихся знания о воде, через знакомство с
минеральной водой, исследовать состав
минеральных вод и доказать наличие катиона Ca2+
и аниона CO32-.

Развивающие задачи – развивать
коммуникативность обучающихся в учебной
деятельности, умение работать в группах.

Воспитательные задачи – воспитывать
бережное отношение к воде в любых ее проявлениях.

Здоровьесберегающие задачи – воспитывать
культуру сбережения собственного здоровья.

Тип урока

– урок получения новых знаний

Форма организации учебного процесса
групповая.

Метод обучения

– исследовательский.

Педагогическая технология

– развитие
критического мышления, как частный случай
личностно-ориентированного подхода.

Методические приемы: на стадии вызова –
стихотворение; на стадии осмысления –
составление кластера и сводной таблицы; на
стадии рефлексии – возврат к кластеру, возврат к
сводной таблице.

Оборудование

: бутылки с минеральной водой:
“Нарзан”, “Архыз”, “Ессентуки”,
“Борисовская”, “Хан-Куль”, “Карачинская”;
учебники, справочники, творческие работы по теме
“Минеральная вода” учащихся прошлых лет.

Ход урока



1. Оргмомент.

Обучающиеся занимают места за столами, образуя
6 групп.

Учитель приветствует детей и начинает урок.


2. Основная часть

.

1 стадия – ВЫЗОВ

Учитель просит прочитать записанный на доске
отрывок:

Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьев его волшебных
Больных теснится бледный рой…

А.С.Пушкин

и задает вопрос:

– О чем говорится в этом отрывке?

Об источнике минеральных вод.

– Какие вы знаете источники минеральных вод?

Обучающиеся перечисляют известные им
источники минеральных вод.

2 стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ

Мы продолжаем изучать в главе “Строение
веществ” тему “Жидкости”.

– О какой жидкости идет речь?

О воде.

– Какой бывает вода?

Обучающиеся перечисляют, а учитель оформляет
их ответы в виде кластера, записывая все ответы.

– А, давайте обратимся к стихотворению….. о
какой воде мы сегодня будем говорить?

О минеральной.

– Чем она отличается от простой, дождевой,
колодезной, речной воды?

– Составом.

Совершенно верно. И минеральные воды
Кавказа должны и будут отличаться от минеральных
вод Сибири, Камчатки или Заонежья. Итак, давайте
определим задачи нашего урока.

– Изучить состав, классификацию и,
следовательно, применение разных минеральных
вод.

-

Получить более полную информацию о
минеральной воде я вам предлагаю из
дополнительных источников: творческих работ
наших выпускников, справочников, этикеток на
бутылках с минеральной водой. Пока вы ее
изучаете, я приготовлю на доске сетку таблицы, в
которую мы будем сводить все полученные
сведения.

Вы читаете 5 минут текст, а затем чертите
таблицу и заносите в нее информацию для своего
образца минеральной воды.


Образец минерал. воды
Признак сравнен. Нарзан Ессентуки

Новая

№2

Хан куль Борисовская Карачинская Архыз
Общая минерализ. г/дм3 2,0-3,0 3,0-6,5 1,6-4,0 2,5-4,0 2,0-3,0 0,1-0,3
Анионы:
мг/дм3

HCO3
SO4 2–
Cl
F
I
H2SiO3

1000-1500
300-500
100-150
1000-2000
900-1700
200-750
30-80
300-700
900-1900
50-250
1900-2500
<15
60-170
900-1100
150-250
300-600
150-200
14,4
7,1
0,5
0,2
Катиоы:
мг/дм3

Na++K+
Ca2+
Mg2+

130-200
300-400
80-120
800-1500
100-350
<100
300-850
50-250
30-150
800-1300
<10
-
500-800
<25
<50
79,4+1,
1,9
1,1
Тип Сульфатно-гидрокарбонатная
магниево-кальциевая
Хлоридно-сульфатная

Гидрокарбо-натная

натриевая

Гидрокарбонатно-суль-фатная Гидрокарбонатно -натриевая Хлоридно-гидрокар-бонатная натриевая
Назначение Лечебно-столовая Лечебно-столовая Лечебно-столовая Лечебно-столовая Лечебно-столовая Минеральная питьевая
Примене-ние: Болезни желудка, печени, обмена веществ Болезни желудка, печени, обмена веществ Хронические гастриты и колиты Заболевания печени, болезни обмена
веществ
Язвенные болезни желудка Содерж. природ иод, 66.6% сут. нормы

3 стадия – рефлексия.

(Возврат к кластеру –
составление нового, обучающиеся работают в
тетрадях, учитель на доске).

Давайте вернемся к нашему вступлению. Как
характеризует А.С. Пушкин источник минеральной
воды?

Струи лечебные, ручьи волшебные

Какая бывает минеральная вода?

Лечебно-столовая, столовая, лечебная;
газированная; гидрокарбонатная, хлоридная и т.п.

Докажем, что вода газированная.

Обучающиеся открывают бутылки с водой –
наблюдают выделение пузырьков газа.

H2CO3 =H2O + CO2

Докажем, что вода является к гидрокарбонатной.

Обучающиеся добавляют к пробе воды раствор
соляной кислоты – наблюдают вспенивание

HCO3+H+ =H2O + CO2

Докажем, что вода содержит катионы кальция.

Обучающиеся добавляют к пробе воды раствор
соды – наблюдают помутнение

Ca2+ +CO32– = CaCO3

Ну и в заключение урока налейте в свои
стаканчики воды, наберите в рот воды и ощутите
вкус. Обратите внимание на то, рецепторы, какой
части языка были задействованы. Оказывается, это
зависит от вкуса: сладкий и соленый вкус
определяют рецепторы кончика языка, а кислый
вкус определяется рецепторами боковой части
языка.


3. Заключение

Учитель подводит итоги урока и предлагает свои
впечатления от урока представить в виде
сообщения о минеральной воде, рекламы, сказки.

Литература

  1. Габриелян, О.С. Химия.11 класс. Базовый уровень:
    учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.
    Габриелян, – 2 изд. стереот. М.: Дрофа 2007 – 218 с.: ил.
  2. Иванова, Р.Г. Химия : Учебник для 8-9 кл. для
    общеобразовательных учреждений / Р.Г. Иванова. –
    6-е изд. М.: Просвещение, 2003, – 278 с.: ил.
  3. Маркин, И.В. Современный урок химии. Технологии,
    приемы, разработки учебных занятий / И.В. Маркина;
    худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия
    развития, 2008. – 288 с.:
  4. Тихоплав, В.Ю. Вода – ключ к вашему здоровью /
    Виталий и Татьяна Тихоплав. – М.: АСТ: .Астрель:
    Хранитель, 2008. – 157, с.: ил.

Следующий: