Мифы народов Ямала о происхождении живого на Земле. 6-й класс

Цели:

  • Образовательные: обрабатывать и
    анализировать результаты, пользоваться
    источниками краеведческого содержания.
  • Развивающие: умение сравнивать и делать
    выводы, сформировать умение дискутировать,
  • Воспитательные: умение слушать друг друга,
    приобретение коммуникативных умений (работать
    сообща в группе), сотрудничать друг с другом.

Задачи: Формировать культуру учащихся
через приобщение к конкретным знаниям о ЯНАО,
развивать умения работать с источниками
информации.

Форма проведения: классно-урочная,
групповая.

Оборудование: листы бумаги, ручки,
карандаши цветные, карточки задания для работы в
группах, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа

.

Эпиграфом к нашему занятию хорошо подходят
стихи Леонида Лапцуя:

Где б ни бодрствовал, где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыхание твоё пламенеет во мне.
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу.

Каждый человек обязан знать историю того края,
в котором он живёт. Мы с вами на этой земле гости.
Какие же мы? Откуда пришли? Как зародилась жизнь
на Ямальской земле? Знаем ли мы историю нашей
земли, нравы.

Учитель: происхождение жизни на нашей земле –
предмет многовековых дискуссий, в котором
участвовало не одно поколение. Это интересная
область знаний, имеющая научное, философское и
мировоззренческое значение, и до сих пор
привлекает внимание исследователей самых
различных направлений.

С глубокой древности до нашего времени было
высказано огромное количество гипотез о
происхождении живого на Земле. Но всё
многообразие этих идей сводится к двум
взаимоисключающим точкам зрения –
происхождение живого от живого и происхождение
живого от неживого. А мы сегодня на нашем занятии
прочитаем и обсудим мифы народов Ямала о
происхождении живого на Земле.

- А что означает слово миф?

В переводе с греческого миф — предание,
сказание.

Однако это было не просто сказание, а попытка
древнего человека объяснить окружающий мир.

Таким образом, человек старался придать ему
определённый порядок и выражал стремление
следовать этому правилу.

В вашей жизни есть установленные государством,
школой, родителями, правила, которые помогают
ориентироваться в действительности (хоть и не
всегда вы их выполняете), такую же роль для
древнего человека играли мифы.

Иначе говоря, миф не только объяснял мир на
уровне понимания человека древнего мира
(например, гроза объяснялась древними греками
как проявление гнева верховного бога Зевса), но и
устанавливал законы и правила бытия человека,
его мораль, выражал стремление следовать этому
порядку.

III. Работа в группах.

Разделим класс на 3 научные группы. Каждая
группа выберет пакет с заданиями. Некоторые
вопросы могут вызвать затруднение, но пусть вас
это не смущает, ведь рядом с вами есть верные
друзья и они помогут вам. Недаром говорят “одна
голова хорошо, а две лучше”.

Прочитайте самостоятельно мифы и ответьте на
предложенные вопросы (устно). При ответе
остальные группы внимательно слушают и могут
задавать свои вопросы, если что –то непонятно
или для обсуждения. Свои вопросы вы можете
задавать любой группе.

  • 1 группа — читает и обсуждает мифы народа ханты.
  • 2 группа — ненецкие мифы.
  • 3 группа – современные версии о происхождении
    живого на земле.

1 группа: Миф о создании богом людей (народ
ханты)

Когда была готова земля, на ней должны были
появиться жители и Нум (Верхний бог у народа
ханты) принялся за создание людей. Первая попытка
была неудачной, созданные люди стали лесными
людьми. Во второй раз возникли люди, сплошь
покрытые волосами, которые, однако, поев
запрещённой для них богом “ягоды лесных людей” -
голубики, утратили волосяной покров и стали
жертвами холода и сырости. На третий раз бог взял
прутья вербы, сплел из них скелет, покрыл его
слоем глины, положил перед собой и дунул на него.
Безжизненные фигуры людей пробудились к жизни, и
это было началом человеческой истории.

Вопросы для обсуждения:

1. Как зовут главного верховного бога народа
ханты?

2. Каковы мировоззрения народа ханты о
происхождении людей?

3. Что послужило причиной исчезновения людей со
второй попытки?

2 группа: Ненецкий миф о происхождении людей на
земле

.

В давнишние времена неба не было, земли не было.
В некую пору красное небо стало расти, подобное
крови. Посреди него некто сидящий вниз смотрит.
Внизу сплошь вода. Однажды подумал он так: — Кто же
я? Если я дам себе имя – хорошо будет. Теперь я
должен назвать себя богом. Что я создам? – Землю
создать надо. Откуда-то земли кусок взял он. Этот
кусочек земли бросил вниз. Упал кусочек вниз, в
оду. Упал – стал расти, в большую землю
превратился. Однажды, увидев эту землю, бог
сказал: “Земля-то моя в большую землю
превратилась. Вот только населения на ней нет,
для глаз очень неприятно. Надо создать живое.
После этого стал он разные породы животных
создавать. Опять однажды взглянул: звери с шумом
скачут – люди появились. В водах водяные
животные появились. Увеличилось население земли.
Думает бог:

- так очень нехорошо! Никогда не умрут. Надо,
чтобы понемногу умирали. Тогда их земля будет
хорошей. Надо теперь болезни создать. Создал бог
болезни. Начали жители земли умирать. Посмотрел
опять бог и сказал:

- теперь моя земля стала лучше. Население её
сильно возрасти не может, совсем вымереть тоже не
может.

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего были богом созданы болезни?

2. Что вы можете сказать об отношении Бога к
человеку?

3. Как вы думаете, что символизирует красное
небо?

3 группа: Библейский миф о сотворении живого на
Земле

Бог сказал: “Сотворим человека по образу
нашему. Он будет владычествовать над всей
землёй”. И сотворил Бог тело человека из праха
земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал
человек душою живою. И назвал Бог человека
Адамом. Бог насадил райский сад для человека. В
нём было много растений, деревьев и вкусных
плодов. И сказал Бог Адаму: От всякого дерева в
саду можешь есть; только не ешь плодов дерева,
которое посреди рая, ибо, если вкусишь от него,
умрёшь”. Бог сказал также: “Не хорошо быть
одному человеку. Сотворим ему подходящую
помощницу”. И навел Бог на Адама глубокий сон. И
взял одно из рёбер его и сотворил из ребра
женщину, и привёл её к Адаму. Адам назвал свою
жену Ева (то есть жизнь) и она стала матерью всех
живущих. Адам и Ева жили праведно и свято и были
очень счастливы в раю.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты понимаешь то, что Бог создал человека по
    своему образу и подобию?
  • Каковы воззрения древних на происхождение
    жизни и человека?
  • Какой смысл имеют выражения “запретный плод”,
    “утерянный рай”?

IV. Обсуждение в группах.

А теперь попробуйте в группах сообща составить
по одному “тонкому” и “толстому” вопросу

Слайд.

“Тонкие” вопросы “Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного
ответа:
Кто?

Что?

Когда?

Как звать…?

Было ли…?

Вопросы, требующие размышления,
привлечения дополнительных знаний, умения
анализировать.

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните почему…?

Почему, вы думаете…?

Почему вы считаете?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если …?

Может..?

Будет…?

Мог ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли..?

Примерные вопросы.

“Толстые” вопросы

  1. Что общего в мифах северных народов и других
    народов мира?
  2. Почему земля в северных мифах представляется
    очень маленькой?
  3. Дайте три объяснения, почему в мифах о создании
    земли всех народов вода играет важную роль?

“Тонкие ” вопросы

  1. Как зовут верховного бога народа ханты?
  2. Зачем оживил Бог человека?
  3. Кого, кроме человека создал Бог?

V. Приём “Письмо по кругу”.

У каждого лист бумаги. Учитель предлагает
записать на листке одно предложение по теории
создания живого на земле с точки зрения древнего
человека. Через 1-2 минуты сообщается, что следует
закончить запись предложений и передать листки
по часовой стрелке. Каждый должен прочитать
написанное и продолжить записи. Затем снова
происходит обмен записями, и так до тех пор, пока
листок не вернётся к первому автору. Каждый
ученик читает написанное, затем учитель
представляет слово одному из учеников, который
вслух читает записи. Остальные учащиеся
дополняют, если не прозвучало то, что они считают
важным.

Творческое задание:

Изобразите сообща (или
индивидуально) на листах сотворение живого на
Земле по представлениям древних людей.

VII. Обобщение и подведение итогов урока.

Долгое время в Европе были хорошо известны
только мифы древних греков и римлян, однако уже в
19 веке ученые стали изучать мифы других народов
мира, и выяснилось, что мифы есть у всех народов.
Как и сказки, мифы разных народов нередко схожи,
особенно если эти народы живут рядом и изучая
мифы народов можно найти общие корни,
предположить происхождение разных народов.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое миф?

А закончить наше занятие я хочу чтением отрывка
из песни – сказки “У костра живущий Бог мой”
Ульяны Шульгиной, содержащий мудрые призывы к
людям:

Cлайд.

Все живое – живущим навек отдать,
Все, что в водах, пусть плавает вечно,
Звери, птицы пусть носятся бесконечно,
Сохраните природу навечно.

Следующий: