Мифы народов мира. Урок-соревнование по литературе в 6-м классе

Цели:

  1. Повторить и закрепить знания по мифологии.
  2. Прививать любовь к слову, интерес к истории
    человечества.
  3. Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование:

  • краски, 2 кисточки, 2 альбомных листа для
    художников;
  • шкатулка; “мифические предметы”: трубка,
    яблоко, варежка, молот, кифара, молния;
  • 2 карточки с вопросами капитанам команд;
  • жетоны.

Урок-соревнование рассчитан на 2 часа.

Класс делится на две команды. Обычно
трудно бывает разделить учащихся на команды, так
как, например, кому-то обязательно хочется играть
со своим другом в одной команде или одна команда
может оказаться сильнее другой. Чтобы не было
обид и разногласий, я обычно делю класс на
команды путем жеребьевки: каждый тянет свой
жребий (заготавливаю листочки бумаги по
количеству учащихся, на половине из которых
нарисован крестик; таким образом, подбор
участников команды случаен). Эта процедура
проходит очень быстро – 1-2 минуты в начале урока.
Когда класс разделен, сразу же прошу команды
выбрать капитана и художника.

Задания

1. Придумать названия командам, связанные с
мифами, приветствие и девиз.

Пока идет обсуждение названий, даю задание художникам:
нарисовать иллюстрацию к “Народному мифу о
Солнце” и придумать защиту своей работы. (Художники
сидят за отдельными столами, у них альбомные
листы, краски и кисточки; когда работа
будет
выполнена, художники присоединяются к своей
команде.)

2. Представление команд.

3. Блиц-вопросы командам.

За каждый правильный ответ дается один жетон.
Если команда не знает ответа, то право отвечать
переходит к команде-сопернице.

Вопросы для 1 команды

  1. Рассказы, порожденные народной фантазией, в
    которых люди объясняли различные явления жизни. (Мифы.)
  2. Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. (Геракл.)
  3. Совершая этот подвиг, Геракл сломал стену и
    отвел воду двух рек. Назовите подвиг. (Авгиевы
    конюшни.)
  4. Почему Гераклу так долго не удавалось победить
    великана Антея? (Великан черпал силу у своей
    матери-земли.)
  5. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (Они
    давали вечную молодость.)
  6. Правитель Коринфа, недоверчивый, но мудрый
    тиран. (Периандр.)
  7. Назовите бога, который появился из Золотого
    Яйца. (Брахма.)
  8. Город в стране великанов. (Утгард.)
  9. Бог грома и молнии в скандинавской мифологии. (Тор.)
  10. Великан, которого Тор все время бил молотом. (Скрюмир.)

Вопросы для 2 команды

  1. Произведения, созданные народной фантазией, где
    сочетаются реальное и фантастическое. (Легенды.)
  2. Царь, которому служил Геракл. (Эврисфей.)
  3. Сколько яблок должен был принести Геракл из
    сада Гесперид? (Три.)
  4. Этот титан держал в руках небесный свод. (Атлас.)
  5. Назовите профессию Ариона. (Кифаред.)
  6. Важнейшие празднества, во время которых в
    Греции заключался мир. Учредителем их был Геракл.
    (Олимпийские игры.)
  7. Как звали первых людей согласно индийской
    мифологии. (Яма и Ями.)
  8. Бог огня в скандинавской мифологии. (Локки.)
  9. Верховный бог скандинавской мифологии. (Один.)
  10. Древнегреческий историк, записавший легенду об
    Арионе. (Геродот.)

Подведем предварительный итог.

4. Сочинить миф или легенду, рассказывающую
о происхождении школы. В легенде (мифе) должны
присутствовать боги и герои, придуманные вами.
Свою историю вы должны проинсценировать.

5. “Мифический предмет”.

Каждая команда поочередно достает из шкатулки
предмет. Необходимо объяснить, кому предмет
принадлежит и для чего герою или богу был нужен.


Рисунок
1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

(Кифара, яблоко, молот, рукавица, трубка Мира,
молния.)

6. Угадать по описанию славянских богов (кто
быстрее).

  1. Этот бог считался владыкой Вселенной. Во мраке
    он возжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он
    дал жизнь Солнцу, он отец Дождь-бога. (Сварог.)
  2. Могучий и деятельный летом, этот бог умирает на
    зиму и весь зимний период покоится в гробе-туче.
    Ему служат сокол и орел, ворон и петух. (Перун.)
  3. Эта богиня живет на Севере, в недрах, покрытых
    вечными снегами скал. Она всесильна, но светлые
    боги заключают ее в оковы с приходом весны. (Морана.)
  4. Этот бог показывался человеку в образе зверя,
    охранял человеческий род. На поле после уборки
    урожая ему оставляли колосья “на бородку”. (Волос
    или Велес.)
  5. В честь этой богини устраивался праздник, когда
    одну из девушек наряжали в белые одежды,
    перевязывали ее руки и талию свежей зеленью.
    Другие девушки водили вокруг нее хороводы и пели
    песни. (Лелия.)
  6. Благодаря этому богу все славяне приобрели ум. (Ярило.)
  7. Защита художниками своих иллюстраций.
  8. Конкурс капитанов (объявляется пред
    защитой художниками иллюстраций: капитаны
    получают карточки с заданиями (они одинаковые) и
    должны, пока длится защита дать ответы на
    вопросы, записав их на доске.)

Карточки с заданиями

  1. Сколько подвигов совершил Геракл?
  2. Кто из богов помог Гераклу добраться до острова,
    где пас коров Герион?
  3. Богиня тишины и покоя в славянской мифологии?
  4. Верховный бог североамериканских индейцев?
  5. При помощи чего индейцы устанавливали мир между
    племенами?

9. Подведение итогов.

Следующий: