Мифологические сюжеты в произведениях искусства

ПРЕДМЕТ:

литература + история + МХК+ИЗО.

ЦЕЛЬ УРОКА:

обобщить знания по культуре,
искусству и истории Древней Греции, полученные
на уроках истории, литературы, и проследить связь
древнегреческой культуры с культурой
современной.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • способствовать развитию межпредметных связей;
  • познакомить учащихся с произведениями
    искусства, созданными на мифологические сюжеты;
  • вспомнить и повторить мифы Древней Греции;
  • активизировать фантазию и творческое
    воображение;
  • воспитывать нравственно-эстетическую
    отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

презентация
по теме “Мифологические сюжеты в произведениях
искусства”, компьютер, мультимедийный проектор,
экран или интерактивная доска, раздаточный
материал для учащихся (приложение
№2
и приложение №3).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

рабочие
тетради по литературе, фразеологические словари.

КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ:

1.

ПЛАН УРОКА

I. Оргмомент. Проверка организации
рабочих мест. На экране заставка презентации (слайд
№1
).



II .Объявление темы урока, целей и задач
(на экране слайд №2).

Сегодня мы обобщим знания по культуре,
искусству и истории Древней Греции, вспомним
мифы Древней Греции.

Античная культура Средиземноморья считается
величайшим творением человечества. Ограниченная
пространством (в основном побережье и острова
Эгейского и Ионического морей) и временем (от II
тысячелетия до н. э. до первых веков христианства)
античная культура раздвинула рамки
исторического существования. Уничтоженная
природными стихиями, пожарами, варварскими
набегами, погребенная вместе со статуями
языческих богов, античная культура стала одной
из основ культуры современного человечества.

Мы постараемся сделать вывод о том, как связана
культура Древней Греции с современной культурой.
Для этого:

– Мы вспомним древнегреческие мифы.

– Познакомимся с произведениями искусства,
созданными на мифологические сюжеты.

– А также вам будет предложено творческое
домашнее задание по выбору.


III. Запись темы урока в тетрадь.

Открываем тетради по литературе, записываем
тему сегодняшнего урока: “Мифологические сюжеты
в произведениях искусства” (слайд №3).


IV. Вопросы к учащимся:

Но прежде чем мы начнем разговор о
мифологических сюжетах, давайте вспомним, ЧТО ЖЕ
ТАКОЕ МИФ? (сказание, предание о богах и героях)

Какую роль играли мифы в жизни древнего
человека? (Древний человек не мог объяснить
появление жизни на земле, назвать причины,
вызывающие стихийные природные явления, перед
которыми он был бессилен. Следствием этого
явилось очеловечивание всей природы. Само
создание мифов было первым шагом человека к
творчеству и познанию самого себя).


V. Рассказ учителя:

Эллада, этот прекрасный и чарующий мир, где
всегда светит солнце и зреет виноград. Землёй и
воздухом здесь правит Зевс Громовержец, морями и
океанами – Посейдон, а царством мёртвых – Аид. На
горе Олимп живут прекрасные боги, в реках обитают
речные нимфы, на деревьях в лесах – дриады, в
морях – нереиды, а по всему миру разбросаны
диковинные животные: Цербер, Минотавр, Гидра,
Сцилла и Харибда, пегасы, циклопы, кентавры,
фавны, сатиры, вакханки, фурии, гарпии… Всё ещё
живы титаны, рождаются полубоги…

Из поколения в поколение передавались народные
сказания, складывались красочные легенды о богах
и героях античного мира. Создатели древних мифов
представляли богов подобными людям, наделяли их
человеческими чертами. Персонажи мифов были
добрыми и злыми, мужественными и трусливыми,
благородными и коварными. Они любили и
ненавидели, совершали подвиги и злодеяния.

Ребята, каких древнегреческих богов и героев вы
помните? (учащиеся называют богов и героев)

Мифы и легенды Древней Греции вдохновляли
многих выдающихся художников на создание картин
(слайд №4). Сейчас я покажу вам живописные
произведения художников эпохи Возрождения, а
также современных художников, а вы найдите
известных вам героев и вспомните мифологический
сюжет.

(Показ слайдов №5-14 с картинами,
ребята вспоминают мифологические сюжеты, кратко
их пересказывают, при необходимости обращение к
раздаточному материалу на столах – мифы Древней
Греции).



Многие мифологические сюжеты сохранились в
устойчивых оборотах и крылатых выражениях,
которые можно ежедневно услышать в общении.
Давайте, ребята, при помощи фразеологических
словарей найдем толкование некоторых
фразеологических оборотов.

(На экране показаны фразеологические
обороты, ребята, используя словари, должны найти
толкование крылатых выражений и записать в
тетрадь, слайд №15).

Образы античных героев и богов воспроизведены
в многочисленных произведениях античного,
особенно древнегреческого искусства. В IV-V вв. до
н.э. величайшего совершенства достигло искусство
художников, украшавших глиняные (керамические
вазы). (Слайд №16). Керамика сопровождала грека
на всем его жизненном пути. Великолепные
панафинейские амфоры вручали победителям
спортивных состязаний, стройные лекифы ставили
на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое
масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали
вино с водой. Давайте с вами посмотрим на это
разнообразие керамических сосудов и назовем, для
чего они служили (слайд №17).

(Слайд №18) Афинская керамика преобладала на
античном рынке более 200 лет. Первым стилем
афинской вазописи стал чернофигурный стиль
– традиционно черные фигуры на фоне
естественной окраски обожженной глины. На еще
сырой сосуд краской, приготовленной из глины,
воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии,
которые должны были остаться красными (складки
одежды, ветки деревьев), процарапывали стилом.
Затем сосуд закладывали в печь. В определенный
момент все отверстия в печи закрывали,
происходила реакция, и весь сосуд становился
черным. Затем температуру в печи понижали,
отверстия открывали. Покрашенные места
оставались черными, а неокрашенные –
становились красными. Так краска закреплялась на
поверхности сосуда.

Около VI века до н.э. в Афинах появилась целая
плеяда блестящих вазописцев (Евфроний, Евтимид и
др.), которые стали работать в новом, краснофигурном
стиле,
при котором фигуры оставляются в
цвете глины, а черным лаком закрывается фон: на
черном фоне легче передавать объем и глубину
пространства.

Давайте рассмотрим образцы росписей ваз в
краснофигурном и чернофигурном стилях (слайды
№19-21
).

На древнегреческих вазах принято выделять
орнамент и сюжетную композицию. Наиболее
распространенные орнаменты – меандр, пальметта,
волна, бутоны лотоса.

(Слайд №22) Давайте рассмотрим наиболее
распространенные сосуды и, используя
раздаточный материал, определим формы сосудов и
стили античной вазописи (слайды №23-27).

(Пользуясь раздаточным материалом,
ребята определяют формы сосудов и стили античной
вазописи).

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы с вами обобщили знания по
культуре, искусству и истории Древней Греции,
вспомнили сюжеты некоторых древнегреческих
мифов, познакомились с живописными
произведениями, созданными на мифологические
сюжеты, проследили связь древнегреческой
культуры с современным искусством.

Запись домашнего задания:

Домашнее задание предлагаю на выбор: для тех,
кто умеет и любит рисовать – изобразить
понравившийся мифологический сюжет. А для ребят,
которые хотят попробовать себя в роли авторов,
предлагаю придумать свой миф.


Выставление и комментирование оценок.



Рефлексия:



Рефлексия “Острова”

На большом листе бумаги рисуется карта с
изображением эмоциональных “островов”: о.
Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о.
Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о.
Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский
треугольник и др. Ребятам выдаются кораблики, с
обратной стороны которых нанесен двусторонний
скотч.

Карта островов вывешивается на доске и каждому
учащемуся предлагается разместить свой кораблик
в соответствующем районе карты, который отражает
душевное, эмоционально-чувственное состояние
после урока.

Ученик имеет право нарисовать на карте и
какой-либо новый остров со своим названием, если
его не совсем устраивают уже имеющиеся. После
заполнения карта анализируется вместе со всеми
детьми.

Презентация




Следующий: