Межпредметный курс по экологии для 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки Экология человека. Культура здоровья

Цель:

  • создание условий для гигиенического
    формирования и развития у учащихся
    познавательного интереса к изучению здорового
    образа жизни;
  • cпособствование сохранению физического и
    нравственного здоровья учащихся.

Задачи:

  • Удовлетворить интерес учащихся к изучению
    здорового образа жизни.
  • Развивать мыслительную деятельность и
    творческие способности учащихся.
  • Формировать научное мировоззрение через тесное
    взаимосочетание экологических, физиологических,
    гигиенических и медицинских понятий.
  • Способствовать сохранению и укреплению
    здоровья, убеждать учащихся в необходимости
    беречь свое здоровье от всех неблагоприятных
    воздействий внешней среды.
  • Расширять кругозор учащихся, приобщая их к
    чтению дополнительной литературы по тематике
    элективного курса.
  • Учить приемам наблюдения и самонаблюдения;
    знакомить со спецификой типичных видов
    деятельности.

Обоснование элективного курса «Экология
человека. Культура здоровья».

Программа элективного курса рассчитана на 15
часов. (Один час в неделю.)

Здоровье человека — физическое, психическое,
духовное — важнейшее личное и общественное
богатство, определяемое наследственностью,
окружающей средой, образом жизни и
здравоохранением.

Возрастает темп жизни, ускоряются сроки »
износа» знаний, техники, «стареют» некоторые
профессии, убыстряется развитие науки, культуры.
Все это предъявляет повышенные требования к
внутренним ресурсам человека, его физическому и
психическому здоровью.Человек должен
организовать свой образ жизни, научиться быть
здоровым и счастливым.

Через весь курс проходит мысль о культуре
здоровья.

Изучая элективный курс » Экология человека.
Культура здоровья.» учащиеся будут проводить
лабораторные работы, вести наблюдения и
самонаблюдения, будут составлять схемы;
анализировать, сравнивать, обобщать и делать
выводы.

Будут приобщаться к исследовательской
деятельности, учиться работать с дополнительной
литературой, составлять проекты и защищать их.

В программе курса запланирован 1 час
-резервный, который в случае необходимости
используется для устранения сбоев в программе.

В программе курса используются различные
методы. Это беседы, лекции, викторина, круглые
столы, семинарское занятие.

Контроль знаний проводится в виде : оценивания
ответов учащихся на вопросы, составление схем,
оценка сообщений учащихся, работающих с
дополнительной литературой, отчеты по
лабораторным работам и проектам, тестирование,
решение познавательных задач и упражнений,
оформление альбомов и стендов, самостоятельное
проведение тренировок, составление рекомендаций
для исследуемых.

В программе приводится список литературы для
учащихся и учителя.

ВВЕДЕНИЕ — 1 час.

Предмет элективного курса. Цели , задачи курса.
Что изучает экология человека.

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ — 2 часа.

  1. Природная и социальная среда. Здоровье:
    физическое, психическое и социальное. Здоровый
    образ жизни. Режим дня.
  2. Лабораторная работа
  3. Оценка состояния физического здоровья.

Проектная деятельность

А) Этнические группы, проживающие в вашем
населенном пункте, их общность и особенности.

Защита: Экскурсия по музею » Казачий курень».

Б) Влияние природно-климатических условий на
разные группы населения.

Защита: сообщения по теме в классе.

В) Мои этнические корни. Этнография моей семьи.

Защита: оформление альбома » История моей
семьи».

Г) Народная мудрость гласит: (пословицы,
поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье).

Защита: игра » Кто знает, пусть отгадает».

Д) Климатические курорты нашей страны.

Защита: оформление контурной географической
карты » Санаторно-курортные зоны» и пояснения к
ней.

Е) Прогноз погоды устами медика (О профилактике
некоторых заболеваний).

Защита: оформление стенда.

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА
ЗДОРОВЬЕ -1 ч.

Климат и здоровье. Погода и здоровье.
Биометеорология.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (БОЛЕЗНЕННЫЕ, ПАГУБНЫЕ
ПРИСТРАСТИЯ). — 1 ч.

Семинарское занятие по теме.

А) Что такое вредные привычки?

Б) Зависимость человека от наркогенных веществ.

В) Пристрастие к курению табака.

Г) Употребление алкоголя.

Д) Влияние вредных привычек на здоровье
человека.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА — 2 ч.

  1. Двигательная активность. Гиподинамия у детей и
    взрослых. Активный образ жизни. Основные
    категории упражнений: аэробные, силовые,
    растяжки
  2. Лабораторная работа
  3. Оценка подготовленности организма к занятиям
    физической культурой. (тест применяемый в
    Гарварском университете для оценки
    подготовленности спортсменов и физически
    тренированных лиц.)
  4. Проектная деятельность
  5. Польза движений в судьбах великих людей всех
    эпох (полководцы, политики, деятели науки,
    культуры и другие).
  6. Защита реферата.
  7. Режим двигательной активности для разных
    возрастных групп.
  8. Защита: оформление стенда или альбома »
    Движение- это жизнь».
  9. Режим занятий на спортивных тренировках.
  10. Защита: самостоятельное проведение тренировки.

4. ИММУНИТЕТ И ЗДОРОВЬЕ — 1 ч.

  1. Измененные клетки. Онкологические заболевания.
    Аллергия. Аллерген. СПИД.
  2. Лабораторная работа
  3. Оценка состояния противоинфекционного
    иммунитета.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ — 2 ч.

Гиподинамия. Стресс. Гипертония. Профилактика
заболеваний сердца и гипертонии.



Лабораторная работа

Определение стрессоустойчивости
сердечно-сосудистой системы.

Проектная деятельность.

А) Роль прививок в поддержании здоровья
населения.

Защита: диспут «Прививки: » за» и «против».

Б) Артериальное давление и пульс- показатели
состояния сердечно-сосудистой системы.

Защита: составление рекомендаций для
исследуемых лиц.

В) Помощь больным , страдающим сердечными или
онкологическими заболеваниями.

Защита: оказание посильной помощи в больнице и
дома пожилым или больным людям.

8. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ — 1 ч.

Дыхание. Горная болезнь. Канцерогены. Носовое
дыхание. Правильное дыхание.

Лабораторная работа

Влияние холода на частоту дыхательных
движений.

9. ЗАКАЛИВАНИЕ. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ
ЗАКАЛИВАНИЯ. — 2 ч.

Закаливание. Солнечные ванны. Воздушные ванны.
Водные процедуры.

Проектная деятельность

А) Профессия- косметолог.

Защита: круглый стол «Советы косметолога».

Б) История возникновения разных способов
закаливания у народов мира.

Защита: круглый стол » Закаляйся, как встарь».

В) Опыты и наблюдения по закаливанию.

Защита: исследовательский отчет и участие в
работе круглого стола по теме 2.

10. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. — 1 ч.

Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес,
СПИД.

11. ОБОБЩЕНИЕ — 2 ч.

Викторина «Если хочешь быть здоров».

Таблица


Наименование Всего часов В том числе
теория, практика, семинар
Форма контроля
1 Введение. Цели, задачи курса «Экология
человека. Культура здоровья.».
1 1 Оценивание ответов ученика по вопросам
беседы. Составление схемы » Структура экологии
человека».
2 Здоровье и образ жизни.

Лабораторная
работа.

Проектная деятельность.

2 0,5 0,5 1 Оценка сообщений учащихся, работавших с
дополнительной литературой.

Отчеты по
лабораторным работам, заслушивание проектов.

3 Влияние климатических факторов на
здоровье.
1 1 Оценивание сообщений учащихся,
работавших с дополнительной литературой.
4 Вредные привычки (болезненные, пагубные
пристрастия.)
1 1 Тестирование.Оценивание решения
познавательных задач и упражнений.
5 Воздействие двигательной активности на
организм человека.

Проектная деятельность.

2 0,5 0,5 1 Отчеты по лабораторной и проектной
деятельности.
6 Иммунитет и здоровье. Лабораторная
работа
1 0,5 0,5 Отчеты по лабораторной работе .
7 Профилактика нарушений деятельности
сердечно-сосудистой системы.

Лабораторная
работа.

Проектная деятельность.

2 0,5 0,5 1 Отчеты по лабораторным работам, решение
познавательных задач.
8 Правильное дыхание.

Лабораторная
работа.

1 0,5 0,5 Отчеты по лабораторным работам.
9 Закаливание. Средства и способы
закаливания.

Проектная деятельность.

2 1 1 Оценивание решения познавательных
задач, отчеты по проектам.
10 Биологические и социальные причины
заболеваний, передающихся половым путем.
1 1 Оценивание решения познавательных
задач и упражнений. Тестирование.
11 Обобщение.

Викторина «Если хочешь
быть здоров».

2 1 Контроль качества усвоения курса.

Презентация.

Приложение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белова Н.И. Статьи в журнале » Биология в
    школе», 1998-2003 гг.
  2. Дедю И.И. Экологический энциклопедический
    словарь.- Кишинев, 1990 г.
  3. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен
    мир. В 2 т.- М., 1993 г.
  4. Одум Ю. Экология . В 2 т.- М.,1986 г.
  5. Стадницкий Г.В.., Родионов А.И. Экология.-СПб.,1996 г.
  6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М.,1992 г.
  7. Методика проведения опытов и наблюдений по
    анатомии, физиологии и гигиене человека.
    Л.Г.Воронин, Р.Д.Маш: книга для учителя.-М.
    Просвещение,1983 г.
  8. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по
    биологии, экологии и ОБЖ: пособие для
    учителей.-СПб.: Акцидент,1998 г.
  9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и
    человек.-М.: Гранд,1999 г.
  10. Алексеев С.В. Учебное пособие для учащихся 9
    класса общеобразовательных учреждений
    различных видов- СПб.,1998 г.
  11. Основы / Под ред. В.Л. Обухова и В.Б. Сапунова:
    Учебник для 9 кл. средней школы по курсу » Человек
    и окружающая среда».СПб.,1998 г.
  12. М.З. Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина . Экология
    человека. Культура здоровья. 8 класс -М.:
    Вентана-Граф, 2004 г.



Следующий: