Межпредметный элективный курс Природные сообщества вокруг нас

Концепция модернизации российского образования
предусматривает переход к предпрофильному и профильному обучению. Согласно
Концепции профильного обучения, значительную роль,  в развитии обучающихся 
играют  элективные курсы, выбираемые самими учащимися. 

Концепция созданной нами программы состоит в том,  что  в ее
содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность
обучающихся по экологической оценки окружающей среды. Учащимся предоставляется
возможность  для саморазвития,  формирования ответственного
экологически-грамотного поведения в природе, осознание неразрывной связи
человека с природой. Этот курс направлен на формирование у школьников
чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание
неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений, радости
общения и восхищения.

Значительное место в данном курсе занимает организация
самостоятельной  познавательной и практической деятельности обучающихся в
рамках экскурсий, дидактических игр и спектаклей, экотренингов. Большое место
мы уделяем камеральным работам, которые включают деятельность по наблюдению за
живыми организмами, выявлению у них приспособленности к среде обитания,
выявлению взаимосвязей существующих  в любом природном сообществе
(структурно-методическая организация курса).

Структурно-методическая
организация курса

Курс
рассчитан на 17 часов, в том числе: лекции — 4 часа, экскурсии- 6 часов,
камеральные работы -3 часа, консультации, игры, тренинги — 2 часа, конференция -
2 часа.

Элективный курс «Природные сообщества…» является
межпредметным (биология и экология), и направлен на повышение уровня
биологических знаний, а также на расширение  представлений об экологических
закономерностях, проявляющихся в природе ДВ региона. Он ориентирован на
развитие межпредметных знаний и умений, ведущим компонентом которых являются
научные знания и способы практической деятельности.

Проведение анкетирования  на первом и последнем занятиях
позволяет получать сведения о развитии знаний по биологии и экологии,
эстетических представлениях о природе родного края и природоохранных мотивах
поведения.

Достижения намеченных образовательных результатов
фиксируются в представленных работах на итоговой конференции по полноте,
правильности и познавательной  самостоятельности. Способность применять знания
проявляется при составлении курсантами сценариев дидактических спектаклей,
экотренингов.

Ожидаемые результаты

Участник элективного курса

Знает:

  • состав
    и структуру экосистемы;
  • типы
    сообществ;
  • виды
    взаимосвязей между компонентами;
  • механизмы
    функционирования;
  • правила
    и приемы сохранения природных объектов.

Умеет:

  • описать
    сообщества;
  • наблюдать
    объекты;
  • составить
    пищевые цепи и сети;
  • определять
    видовую принадлежность;
  • составить
    тесты.

Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных
классов и осуществляется в 9 классах.

Цель и задачи.

Цель программы: создание ориентационной и
мотивационной основы для осознанного выбора учащимися естественно-научного
профиля на III ступени обучения.

Задачи:

  • углублять знания учащихся о природных сообществах;
  • развивать познавательный интерес к природе родного края,
    умения наблюдать, анализировать взаимосвязи в экосистемах;
  • воспитывать коммуникативные способности и бережное
    отношение к природным сообществам.

Объяснительная записка

Цели и задачи элективного курса «Природные сообщества вокруг
нас» направлены на      удовлетворение потребностей, оценки своих возможностей
и обоснованного выбора профиля на III ступени обучения,
развития познавательного интереса к изучению окружающей природной среды,
формирование умения видеть, понимать взаимоотношения между различными объектами
природных сообществ.

Элективный курс способствует формированию новых знаний о
биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, развитию чувственного опыта,
воспитанию потребности личного участия в защите окружающей среды.

Программа предполагает сохранение здоровья через здоровьесберегающие
технологии: дидактические игры и тренинги на воздухе, экскурсии,
мини-экспедиции.

В ходе реализации программы учащиеся получат представления о
составе, структуре, взаимосвязях компонентов сообществ леса и водоемов нашего
края и города. Курс включает новые для учащихся знания о биоценозах лужи, ручья
и пойменного леса, их обитателях, не содержащиеся в базовых программах. 

Изучение природных сообществ имеет ряд исключительных
достоинств: они в виде скверов, парков, водоемов имеются не только за городом,
но и в его черте. Число обитателей не велико и разобраться в них не
представляет особых затруднений, так как имеется достаточное количество
дополнительных пособий.

В программу элективного курса включен материал для различных
групп школьников в соответствии с общими для всех учащихся задачами
предпрофильного обучения на основе модульного принципа. Содержание, формы и
методы элективного курса подобраны таким образом, что ученик сам определяет
проблему, объем и способы ее решения, исходя из личных возможностей,
потребностей и желаний. Обучение проводится с использованием активных форм:
экскурсий, мини-экспедиций, камеральных работ, творческих проектов, тренингов,
дидактических игр, что позволит развивать навыки практической и исследовательской
деятельности.

Контроль усвоения знаний осуществляется в ненавязчивых
формах, которые не травмируют психику ребенка.

Мы надеемся, что наша программа будет полезна всем, кто
реализует Концепцию предпрофильного и профильного обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 
ВОКРУГ НАС»

Объем различных форм учебной работы

Всего занятий - 17 часов

в том числе:

лекции и- 4 часа

экскурсии — 6 часов

камеральные работы - 3 часа

консультации, игры, тренинги - 2 часа

конференция – 2 часа.

№ п/п

РАЗДЕЛЫ

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

І

Природные сообщества вокруг нас

1

Характеристика экосистемы

2

2

1.1

Экосистема водоема

1

1

1.1.1.

Экскурсия на водоем

2

2

1.1.2.

Экологическая оценка водоема

2

2

1.2.

Экскурсия в лес

2

2

1.2.1.

Обитатели леса

1

1

1.3.

Экосистемы Дальнего Востока

2

2

1.4.

Обобщение, анализ и систематизация знаний

4

4

Содержание курса

Введение (1 час)

Цели:

а) определить начальный уровень знаний о природных
сообществах;

б) познакомить курсантов с содержанием курса, формами
занятий и требованиями к уровню усвоения теоретических и практических знаний,
умений и навыков;

в) раскрыть и углубить ведущие экологические понятия:
экология, экосистема, познакомить с классификацией экосистем.

Вводное
слово учителя об элективном курсе.  При знакомстве учащихся с содержанием курса
им следует  объяснить, в чем суть камеральных работ.

Для определения начального уровня знаний о природных сообществах
предлагается тест.  На этом занятии следует повторить понятия экология,
экосистема, биогеоценоз. Дать учащимся представление о классификации  экосистем
по размерам и месторасположению.

Учебные
элементы:
цель
и задачи курса, понятие экосистемы, классификация экосистем.

Формы
занятий и технологии
: беседа, тестирование, демонстрация таблиц.

 Оборудование: 
таблица 
«Экосистема широколиственного леса», тест.

Раздел Ι. Природные сообщества вокруг нас.

1. Характеристика экосистемы (2 часа)

Цели:

а) повторить и  углубить знания  учащихся о составе и
структуре природного сообщества;

б) развивать представления о взаимоотношениях компонентов
экосистем;

в) повторить алгоритм составления пищевых цепей.

В ходе мини-лекции дать курсантам представление о составе
природного сообщества:  абиотические факторы среды (состав почвы, свет,
температура, состав воды, рельеф); биотические (живые организмы). Из
структурных компонентов следует выделить продуцентов (фотоавтотрофы,
хемоавтотрофы ),  консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги), 
редуцентов ( черви, бактерии, плесневые грибы). Используя таблицу «Биоценоз
широколиственного леса» предложить ребятам составить несколько пищевых цепей.
На следующем этапе разделить детей на три группы, выдать каждой по одному
растению (хвойное, лиственное, злаковое) и несколько рисунков животных,
предложив подобрать консументов  трех порядков. Каждая группа защищает свою
цепь питания. Из представленных цепей составляется пищевая сеть. На
заключительном этапе провести игры «Паутинка жизни» и «Найду себя — найду
тебя». (Приложение 1)

Учебные
элементы:

структура и состав экосистемы и взаимосвязи.

Формы
занятий и технологии
: мини-лекция, беседа, тренинг, дидактические игры.

Оборудование:
таблица
« Биоценоз пресноводного водоёма», клубок ниток, рисунки обитателей экосистем.

1.1.Экосистема водоема(1 час)

Цели:

а) дать учащимся представление о типах водных экосистем
(лужа, озеро, проточный водоем);

б) расширить кругозор о  типичных представителях водоемов;

в) развивать умения находить приспособления у организмов к
водной среде обитания и характер взаимоотношений между ними.

Классификацию наземных экосистем дать в форме схемы.
Обитателей различных водоемов изучить, используя влажные препараты, фотографии,
рисунки, таблицы, в/фильмы. Для выявления приспособлений и характера
взаимоотношений организмов применить элементы исследований и поиска.

Учебные
элементы: 
представители,
приспособления к водному образу жизни, пищевые цепи.

Формы
занятй и технологии
: лекция, поиск и исследования приспособлений, демонстрация
видео — сюжетов и печатных пособий.

Оборудование: 
влажные
препараты обитателей пресных водоёмов.

1.1.1.Экскурсия на
водоем (2 часа)

Цели: а) показать обитателей водоемов, их
разнообразие, взаимосвязи в естественных условиях;

б) развивать навыки наблюдения животных в их среде обитания;

в) формировать культуру поведения в природе.

Организовать экскурсию, по возможности на три водоема,
соблюдая требования к ее проведению и правила техники безопасности. Перед
экскурсией дать  учащихся план наблюдения организмов, где отразить способ
передвижения, питания, дыхания, экологическую нишу и видовую принадлежность.
Собрать природные объекты (личинок стрекоз, поденок, ручейников, бокоплавов,
щитней, дафний, циклопов и других). После изучения животных вернуть их в
водоемы. Во время экскурсии организовать видеосъемку и фотографирование.

Учебные
элементы: 
экологическая
среда и ниша, характер движения.

Формы
занятий  и технологии
: мини- экспедиция, сбор природных объектов, наблюдения в
естественных условиях.

Оборудование: 
сачки,
кюветы,  емкости с крышками,  лупы, видеокамера,  фотоаппарат,  полевые
дневники.

1.1.2.Экологическая оценка водоема (2 часа)

Цели:

а) научить детей выявлять трофические уровни исследуемых
водоемов;

б) формировать навыки обработки экспедиционного материала;

в) развивать креативное мышление.

В процессе камеральноной работы весь собранный материал
обрабатывается. Живые организмы распределяются по трофическим уровням. У них
выявляются приспособления, характер движения, способ питания и дыхания,
экологическая ниша. Эти сведения отмечаются в полевом дневнике . В конце
занятия проводится экологический тренинг « Аквамодели»  (Приложение
2) .

 Учебные
элементы: 
трофические уровни, биотические и абиотические факторы.

Формы
занятий и технологии:
камеральная работа, заполнение полевых дневников,
экотренинг. Оборудование:  рисунки обитателей водоемов,
карандаши, бумага.

1.2.Экосистема леса (2 часа)

Цели:

а) познакомить со структурой и составом местного фитоценоза;

б) формировать навыки наблюдения за растениями в
естественной среде;

в) научить оформлять экспедиционный материал.

В ходе экскурсии обратить внимание детей на видовой состав
растительного сообщества и ярусность. Разбить детей на группы и дать задание
самостоятельно определить приспособления растений к совместному проживанию.
После того как группы отчитаются, предложить собрать гербарный материал
доминирующих видов растений, соблюдая определенные правила и требования. В
течение экскурсии проводить фотографирование, зарисовку, видеосъемку
обнаруженных объектов.

Учебные
элементы: 
пространственная
структура и состав фитоценоз.

Формы
занятий и технологии
: экскурсия  в лес,  сбор природных объектов, наблюдения в
естественных условиях.

Оборудование: 
фотоаппарат,
видеокамера, карандаши, бумага, полевые дневники.

1.2.1. Обитатели леса (1 час)

Цели:

а) расширить представления о пространственной структуре
посещенного фитоценоза;

б) углубить знания о редких и охраняемых видах;

в) развивать навыки работы с определителями растений и
животных.

Экскурсионный материал обрабатывается в ходе камеральной
работы. Необходимые сведения записываются в полевые дневники. У собранных
растений и животных определяется видовая принадлежность и пространственное
местонахождение в биоценозе. Особое внимание уделить биологии редких и
охраняемых видов. В конце занятия проводится экологический тренинг  «Каллиграфия»
  (Приложение 3) .

Учебные
элементы: 
ярусы
леса, редкие охраняемые виды.

Формы
занятий и технологии
: камеральная работа, работа с определителями и полевыми
дневниками, тренинг.

Оборудование: 
определители
растений, гербарии, таблицы, рисунки животных.

1.3. Экосистемы Дальнего
Востока (2 часа)

Цели:

а) познакомить с многообразием природных сообществ  ДВ
региона;

б) расширить представления о редких охраняемых видах;

в) развивать эмоционально-чувственное восприятие мира.

Перед экскурсией в краеведческий музей учащимся выдается
памятка с вопросами об исследователях ДВ, краснокнижных растениях и животных и
основных биоценозах Хабаровского края. По итогам экскурсии дети готовят отчет в
произвольной форме.

Учебные
элементы: 
обитатели
ДВ региона, Красная книга.

Формы
занятий и технологии
: экскурсия в краеведческий музей.

Оборудование: 
полевые
дневники, диктофон, фотоаппарат, ручки.

1.4. Обобщение, анализ и систематизация знаний (4 часа)

Цели:

а) проверить усвоение учащимися основных терминов,
закономерностей и понятий по  элективному курсу;

б) развивать творческие и коммуникативные способности.

На этом занятии курсанты делятся на группы. Каждая группа
составляет сценарий русской народной сказки, где используют терминологию,
закономерности и понятия, полученные на занятиях. Для представления готовят
костюмы. На подготовку и проведение мини-спектакля «Сказка-биорассказка»
отводится два часа.(Приложение 4)

Следующие два часа проводится конференция с защитой презентаций,
проектов, сообщений.

Учебные
элементы: 
экологические
термины и закономерности.

Формы
занятий и технологии
:  конференция, дидактический спектакль.

Оборудование: 
мультимедийный 
проектор, экран проекционный, компьютер.

Информационные источники см. в Приложении 5

Следующий: