Механизмы формирования культуры здоровья младших школьников


Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют определенные требования к человеку и его здоровью. Последние статистические данные российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи в стране становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43 % российских школьников страдают различными хроническими болезнями; 63 % – имеют нарушение осанки; 50 % — обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % — обладают признаками гипертонической болезни; 60-65 % — каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.

В нашей школе в первый класс приходят ученики с разным уровнем физической подготовленности. От 25 до 35 % обучающиеся имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1-го класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 17,2%.

Все это побуждает к всестороннему анализу практики своей работы, самооценке сложившейся системы преподавания, поиску наиболее эффективных способов обучения, нацеленность на собственные оригинальные подходы в работе.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный, игровой, соревновательный методы, активные методы обучения. Средства необходимо выбирать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные виды гимнастик; подвижные игры; специально организованная двигательная активность; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники.

Объём двигательной активности обучающихся складывается из участия в комплексе мероприятий дня: в проведении утренней зарядки до учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, спортивного часа в группе продленного дня, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, занятия в спортивных секциях.

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся остаётся традиционный урок физической культуры. Несомненные преимущества урока физической культуры: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны учителя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации.

Применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Немаловажна и образовательная роль данных технологий. «Игра это упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни» — оценивал игру П.Ф. Лесгафт. При правильном использовании игровой и соревновательной технологий раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины. А проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащихся.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Игровая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Она характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Проявления в игровой деятельности добровольны и эмоциональны. Однако относительная свобода, самостоятельность действий в игре сочетаются с обязательностью следования ряду условных требований.

Отличительной особенностью обучающих игр является возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности. Значение дидактических игр реализуется через игровые действия, правила. Подвижные игры основаны на движениях, но включают в своё содержание материал и информацию о здоровом образе жизни. Использование в обучении и воспитании учеников начальной школы дидактических подвижных игр является одним из многочисленных путей формирования здорового образа жизни ребёнка. Эти игры могут применяться на уроках физической культуры с целью закрепления знаний о здоровом образе жизни с параллельным овладением двигательных умений и навыков; на других уроках с целью формирования умений и навыков верного применения упражнений и действий из области ЗОЖ; на динамических переменах; во время спортивного часа в группе продленного дня.

Положительные эмоции, которые возникают во время выполнения физических упражнений и подвижных игр, обеспечивают решение задач, связанных с развитием внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Чтобы лучше ориентироваться в подборе игр, важно знать физиологические особенности детей, поскольку все зависит от индивидуальных особенностей конкретных учеников конкретного класса. Проведение подвижных игр приучает ребенка не бесцельно двигаться, а организует двигательную активность. Ниже мы приводим несколько примеров подвижных игр разной интенсивности.

«Через кочки и пенечки»

На одной стороне площадки — лагерь. За линией лагеря начинается лес. На земле (полу) обозначены кочки и пенечки. На противоположной стороне обозначается высокое дерево, в дупле которого — дикие пчелы.

Все играющие находятся в лагере. Трое — пчелки (водящие) — стоят за деревом. По сигналу учителя играющие, высоко поднимая колени, идут по кочкам и пенечкам, произнося слова: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал? Глянь — дупло высокой елки, вылетают злые пчелки!» Пчелки начинают кружиться вокруг елки и, подражая полету движениями рук, произносят: «Ж-ж-ж». Играющие говорят: «Быстроногих не догнать! Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!»

После слова «домой» играющие убегают по кочкам и пенечкам. Пчелки «жалят» (пятнают) убегающих. Ужаленных подсчитывают, выбирают новых водящих, и игра повторяется еще несколько раз. В конце отмечают ни разу не ужаленных.



«Запрещенное движение»

Учитель предлагает играющим выполнять за ним все движения за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено ставить руки на пояс. Учитель начинает делать разные движения, а все играющие внимательно выполняют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Тот из играющих, кто ошибается и выполняет его, делает шаг вперед и продолжает играть. Можно назначать штрафы: проскакать на одной ноге какое-то расстояние, произнести скороговорку, отгадать загадку, сделать танцевальное движение, отжаться от пола и т. д. Игра повторяется несколько раз. Если игра проводится без штрафов, то самым невнимательным игроком считают того, кто сделал больше шагов вперед.

«Кто ушел?»

Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирают другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает свое прежнее место в кругу.

«Летает – не летает»

Игра проводится во время ходьбы по кругу по одному. Учитель называет предмет. Если он летает (например, птица, самолет и т. д.), то дети должны поднять руки в стороны и взмахнуть ими, как крыльями; если не летает, то рук поднимать не следует, продолжается обычная ходьба. Игру так же можно проводить во время медленного бега, прыжковых упражнений, выполняющихся поточно, и т. п.

«Волк во рву»

Посередине зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-70 см одна от другой — это ров. Один из водящих (или двое) — волк — находится во рву. Козы размещаются в одной стороне зала за линией дома. На противоположной стороне зала обозначается линия, отделяющая пастбище.

По сигналу учителя козы перебегают на пастбище, перепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят коз и оставляют их возле себя.

После каждой перебежки осаленные козочки подсчитываются. После 2-3 перебежек волки меняются.

«Совушка»

Из числа играющих выбирается совушка, остальные — птицы, жуки, бабочки (дети распределяют роли сами). Совушка сидит в дупле — в углу зала на стуле или скамейке, ученики «летают», жужжат, подражая птицам, жукам. По сигналу учителя «Ночь!» все прекращают движение, замирая на своих местах. Совушка выбирается из дупла и медленно «летает» вокруг, внимательно следя за теми, кто пошевелится. Заметив такого, совушка уводит его в дупло. По сигналу «День!» совушка «улетает» в свое дупло, а дети продолжают бегать по залу (площадке). Так повторяется 2—3 раза, затем совушка подсчитывает осаленных в дупле.

Совушка меняется, и игра продолжается. В конце определяют, какая совушка осалила больше играющих.

«Класс, смирно!»

Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, располагаясь лицом к играющим, подает команды. Команду нужно выполнять только в том случае, если учитель начал ее со слова «класс». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед, но продолжает играть. В игре отмечаются две ошибки: первая — играющий выполнил команду без слова «класс», вторая — играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. Если играющий, совершивший ошибку и сделавший шаг вперед, вновь повторяет ее, то он делает еще один шаг вперед. В конце игры отмечаются те ученики, которые не совершили ошибок, и, естественно, выявляются самые невнимательные.

«Узнай, чей голосок»

Все играющие разбегаются по площадке. Водящий стоит в центре. По сигналу учителя «Раз, два, три — в круг скорей беги!» играющие, взявшись за руки, образуют круг и идут вправо (влево) по кругу со словами: «Ты загадку отгадай, кто назвал тебя, узнай!» После этого все останавливаются, водящий закрывает глаза, а один из играющих по указанию учителя называет имя и фамилию водящего. Если водящий узнает того, кто произнес его имя, то этот игрок заменяет водящего, и игра повторяется.

«Охотники и утки»

Ученики делятся на две равные команды — «охотников» и «уток». Утки становятся в середину большого круга, охотники — снаружи. Охотники, перебрасывая мяч (обычно волейбольный или большой резиновый), стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали мячом, выбывают из игры. Когда останется лишь треть уток, команды меняются местами. Выбившими из игры считаются утки, которым мяч угодил выше пояса.

Охотнику в момент броска нельзя переходить линию круга. Игра командная, можно играть на количество выбитых уток за условное время (по секундомеру). Если команды сыграли со счетом 1:1, то дается третий период. Игра может проводиться между классами на школьном спортивном празднике осалены.

«Режим дня»

Учащиеся становятся в крут, изображающий циферблат часов. Учитель называет любой вид деятельности, который совершается в течение дня, а все дети хлопают в ладоши столько раз, какое должно быть время для этого действия. Те ученики, которые стоят на цифрах, показывающих время названного вида деятельности, поднимают вверх руки. Если учитель согласен с таким ответом, он дает сигнал свистком, а игроки, сообразив, какое число больше-меньше, догоняют друг друга (большее «число» догоняет «меньшее».)

Например: «подъем» — ответ «7 часов». Играющие хлопают 7 раз, а те ученики, которые стоят на цифрах «12» и «7», что показывает время «7 часов», поднимают руки вверх, показывая, что они готовы бежать, и, дождавшись сигнала учителя, число «12» догоняет число «7».

«Замени предмет»

Дети распределяются на 2-3 команды. Перед каждой, на расстоянии 8-10 м, в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, мешочек и т. п.). У первых номеров в руке — кегля.



По сигналу учителя, первые игроки бегут к кружкам, ставят туда кеглю, берут кубик и, вернувшись, передают его следующему игроку и т. д. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание. Если кегля во время замены предмета упала, ее должен поднять поставивший игрок.

«Зайцы, сторож и Жучка»

Из играющих выделяется сторож и Жучка. Остальные — зайцы. На площадке обозначаются с одной стороны — норы зайцев, с другой — огород, а за огородом — дом сторожа. Посередине площадки на высоте 40-60 см натягивается веревка-забор. Зайцы находятся в норах, а сторож и Жучка — дома. По сигналу учителя зайцы перепрыгивают через веревочку, оказываются в огороде и начинают скакать с одного места на другое на двух ногах (есть капусту). По условному сигналу учителя сторож стреляет в зайцев (три хлопка в ладоши), а те убегают в норы, подлезая под веревкой, не касаясь ее. После третьего хлопка Жучка догоняет зайцев и «кусает» их (касается рукой). Пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линию нор, догонять нельзя. Учитель предлагает поднять руки тем, кто был пойман, затем они вновь присоединяются к играющим. Игра повторяется. Сторож и Жучка меняются ролями, назначаются другие водящие.

«Космонавты»

На площадке (в зале) в разных местах обозначают ракеты. У каждой надпись сбоку — маршрут: «Земля — Луна -Земля», или «Земля — Венера — Земля», или «Земля — Марс — Земля» и т. д. Весь зал (или площадка) — ракетодром. В каждой ракете 8-10 мест, на 2-3 места меньше, чем играющих в каждой команде. Играющие образуют круг и, держась за руки, идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим — на такую полетим! Кто в игре, один секрет — опоздавшим места нет». После слова «нет» все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Опоздавшие проходят в центр круга. Игра повторяется 2-3 раза. Отмечаются те играющие, кто «совершил больше полетов».

«Где звучит?»

Все ученики становятся в круг. Ведущий выбирает одного игрока, выводит его в центр круга, завязывает глаза, всем, стоящим в кругу, раздает звучащие предметы (погремушка, бубен, дудочка, резиновая игрушка — пищалка, свисток, барабан и др.), и затем указывает по очереди каждого с целью воспроизведения звука одним из предметов, а стоящий в центре, называет инструмент, определяя сторону или направление звучания. Например: «Справа звучит дудка. Слева — гармошка. Спереди — барабан и т.д.»

Фигуры (игра малой подвижности)

Один из играющих — водящий. По сигналу учителя все разбегаются по залу (площадке) или идут по кругу. По второму сигналу играющие останавливаются, принимают какую-либо позу (спортсмена, животного, работающего человека и т. п.) и в этой позе стоят не шевелясь. Водящий выбирает фигуру, которая ему понравилась, и меняется с этим игроком местами. В конце игры учитель отмечает наиболее удачные позы, принятые учениками. Для этого учитель спрашивает учеников: кого они хотели изобразить? Игра повторяется несколько раз.

Слушай сигнал (игра на внимание)

Играющие идут по залу колонной по одному. По сигналу учителя — один хлопок (свисток) — все ставят руки на пояс, продолжая ходьбу; два хлопка (свистка) — опускают руки вниз; три — руки за спину. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны, но из игры не выбывает. По окончании игры учитель отмечает тех, кто ни разу не ошибся.

Играющие выстраиваются в 3-4 колонны. У игроков, стоящих первыми, по одному мячу большого диаметра — 20-25 см (или набивному весом 1-2 кг). По сигналу учителя игроки, стоящие в колонне первыми, передают мяч стоящим сзади прямыми руками вверх — назад. Играющие принимают мяч и также передают его назад. Когда последний в колонне игрок получит мяч, он подбегает к первому и отдает мяч ему, а тот поднимает его над головой.

Выигрывает команда, быстрее и правильнее выполнившая задание. Игра повторяется 2-3 раза.



«Конники-спортсмены»

На расстоянии 2 м от края площадки обозначены стойла (в метре друг от друга). Их должно быть на 2 — 3 меньше, чем играющих. Чтобы не обозначать стойла мелом, можно использовать малые обручи. Играющие стоят по кругу правым или левым боком к центру, изображая лошадок. Инсценируется выездка спортивных лошадей. По команде «Шаг коня» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими до ладоней рук (руки согнуты в локтях).

Команда «Поворот» — и лошадки поворачивают кругом, продолжая движение в противоположном направлении. Команда «Рысью» — лошадки бегут; «Шаг коня» — снова идут. Так повторяется 2 — 3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без «стойла» проигрывают.

«У медведя во бору»

В одной стороне площадки — круг (берлога медведя), а на другой стороне — черта (дом для детей — играющих). По сигналу учителя дети идут из дома по направлению к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь сердит и на нас рычит». После этих слов медведь выскакивает из берлоги и начинает ловить (салить) играющих. Дети стараются поскорее убежать обратно в дом. Когда пойманы 4-5 играющих, назначается новый медведь (лучше из числа самых быстрых), а пойманные вновь вступают в игру.

Литература:

  1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников/ М.В.Антропов.– М.: Просвещение, 2004, — с.5-6.
  2. Давыдова, М.М. Если хочешь быть здоров/ М.М.Давыдова. – М: Аквариум, 2001.- с.15-18.
  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/ Н.И.Дереклеева. – М.: ВАКО, 2004.- с.7-9.
  4. Исаева, С.А. Организация переменок и дидактических пауз в начальной школе/ С.А.Исаева. – М.: Айрис, 2004.- с.4-5.
  5.  Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ – М.: ВАКО, 2004.- с.9-11.
  6. Методическая газета для учителей «Здоровье детей», Время активного внимания/ А.Витковский. — М: Издательский дом «Первое сентября», 2008.- с.3-4.
  7. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е.Щуркова. – М.: Просвещение, 1993.- с.21-22.



Следующий: