Методы самостоятельной работы учащихся


Как слушать и конспектировать лекцию

Лекция является одной из важнейших форм
организации учебного процесса. Работа учащихся
на лекции – нелегкий умственный труд, который
может быть плодотворным при выполнении
определенных условий.



I. Подготовка к лекции.

Для этого необходимо,
прежде всего, психологически настроиться на
восприятие предстоящей темы. Начать подготовку
следует с восстановления в памяти выводов и
содержания предшествующей лекции. Без этого
нарушается преемственность в восприятии
учебного материала.

Предварительная подготовка к лекции помогает
учащемуся быть не пассивным, а активным,
заинтересованным слушателем, следовать не
только за словом, но и за мыслью учителя,
размышлять в ходе лекции, сопоставлять
лекционный материал с выводами учебных пособий.

II. Умение слушать и конспектировать лекцию.


Оно не приходит само собой. Им нужно овладеть за
относительно короткий срок. Для этого
определяющими средствами служат рекомендации
учителей и прежде всего собственная учебная
активность.

Каждому ученику необходимо сознавать, что
слушание лекций – сложный вид умственной
деятельности человека, активный процесс,
требующий от него определенных волевых усилий,
напряжение внимания, мышления, памяти.
Ослабление внимания к тому, о чем говорит лектор,
ведет к потере логический канвы лекции, к
непониманию ее основных положений.

Необходима сосредоточенность. Во время лекции
недопустимы отвлечения. Требуется неотступно
следить за логикой мысли учителя, выдвигаемыми
им положениями и доказательствами.
Невнимательный ученик оставит в тетради вместо
лекции “белые пятна” и незавершенные фразы.

Целесообразно внимательно наблюдать за
манерой изложения учебного материала учителем,
его “лекторским почерком”, тональностью и
темпом речи, мимикой, жестами с тем, чтобы
своевременно фиксировать основные задачи,
доказательства и выводы лекции.

Записи лекции по каждому учебному предмету
надо вести в отдельной тетради, оставлять
широкие поля или чистую страницу обратной
стороны листа для дополнений лекционного
материала данными других источников информации.



При конспектировании учащемуся полезно
усвоить и использовать систему логически
построенных сокращений и знаков некоторых
понятий и слов.

Конспектирование лекций не самоцель, а
средство, необходимое для запоминания учебного
материала. Запись лекции – процесс творческий.
Прежде всего, необходимо выделить главные линии
темы, определенные планом лекции, и, не ослабляя
внимания, следить за их развитием. Каждый вопрос
плана, в свою очередь, имеет свои основные
направления – ответвления главных линий.
Поэтому необходимо записывать не все подряд, а
выборочно, выделяя главное.

Часто учащийся стремится записать лекцию
буквально, слово в слово, что мешает ему уловить
нить рассуждения лектора, и запись в итоге
получается с изъянами. Записать правильно лекцию
– это значит уметь кратко, схематично,
последовательно, логично фиксировать ее
основные положения, выводы, обобщения,
формулировки. Лекция – не диктант. Она зовет к
книгам, а не подменяет их.

Для вычленения отдельных элементов лекции
рекомендуется пользоваться цифровой и буквенной
нумерацией, подчеркиванием цветными чернилами,
выделением абзацев.

Особенно внимательно следует отнестись к
записи определений, формулировок. Если в ходе
лекции это не удалось осуществить, в тетради надо
оставить место с тем, чтобы впоследствии
наверстать упущенное. Для этого лучше
непосредственно обратиться к учителю.

III. Обработка записей лекции. Это
завершающий этап работы ученика над лекцией. Он
предполагает прочтение текста записанной
лекции, восполнение пробелов и уточнение
отдельных положений, внимательное изучение
соответствующих глав учебника, вынесение на поля
возникших вопросов. Желательно, чтобы эта работа
была выполнена в день слушания лекции.



Слушая, воспринимая, размышляя, записывая и
изучая записанное, ученик поэтапно овладевает на
лекции навыками мышления.


Подготовка к семинарским занятиям

Важное место в деле повышения уровня знаний
принадлежит семинарским занятиям. С такой
специфической формой проведения занятий
учащиеся по существу сталкиваются впервые, у них
нет еще навыков подготовки к семинару и участия в
нем.

Семинарское занятие представляет собой
коллективное обсуждение учащимися под
руководством учителя самостоятельно изученного
материала, проверку, систематизацию и обобщение
знаний, полученных на лекциях. На семинарских
занятиях учащиеся учатся самостоятельно
мыслить, анализировать материал.

Подготовка ученика к семинарскому занятию
начинается с лекции по соответствующей теме.
Внимательное и заинтересованное прослушивание
лекции учителя должно вызывать стремление к
углубленному изучению вопросов. На лекции
называются примерные темы докладов и рефератов.
Это помогает определить свой путь подготовки к
семинару, а затем и свою роль в его проведении.

Непосредственную подготовку к семинару
необходимо начать с ознакомления с планом
семинарского занятия. При этом нужно обратить
внимание на узловые вопросы и на их раскрытие в
деталях, на обязательную и дополнительную
литературу. Начинать работу над литературой
лучше с изучения учебника, затем рекомендуется
ознакомиться с дополнительными материалами.

В план выступления следует включать такие
моменты: какие положения необходимо раскрыть,
какие факты привести в их обоснование, на что
сослаться, свои соображения, возникшие в
процессе работы над темой.


Практические занятия

Практическое занятие также требует
всесторонней подготовки. Можно предположить
примерный план подготовки к практическим
занятиям по следующим этапам:

1-й этап.

Изучение материала лекции по теме
практического занятия. Найдите в лекционной
тетради материал по данной теме, прочтите
несколько раз до тех пор, пока ясно не поймете
его. Здесь необходимо обратить внимание на смысл
формулировок, понятий, формул, выделить описание
различных процессов, заострить внимание на
вопросах, которые даны к практическому занятию,
на решение типовых задач, разобранных на лекции.

2-й этап.

Изучение материала по теме
практического занятия. Эту работу следует
осуществлять так же, как и работу над материалом
лекции. Особенностью второго этапа является то,
что он включает в себя элемент окончательного
усвоения материала. Работая с книгой, находить
ответы на те вопросы, которые показались
малопонятными, трудными для усвоения или
недостаточно освещенными в лекции.

3-й этап.

Краткое конспектирование ответов на
поставленные вопросы, если таковые имеются, к
семинарскому или практическому занятию,
лабораторной работе.

4-й этап.

Непосредственное решение задач по
домашнему заданию.

Здесь необходимо:

1. Прочитать и записать кратко или
полностью условие задачи.

2.

Решать задачу с конца, т.е. ставить себе
вопросы относительно неизвестного и стараться
отвечать на них, используя знания теоретического
материала лекций, учебников, изучаемых на 1-2
этапах.

3.

Ответив на вопрос задачи, постарайтесь
найти другие способы ее решения.

4.

Подумайте, как проверить конечный
результат задач, исходя из известного
пройденного теоретического материала.

5.

При решении задач обязательно проверьте
правильность размерной искомой величины.

6.

После того, как первая задача решена,
приступайте к следующей по этому же плану и т.д.

7.

Если предложено на дом решить несколько
типовых задач, следует найти до конца решение
всех, так как при этом происходит процесс
закрепления изученного материала.

8.

Если не получается какая-либо задача,
решите остальные, а затем вернитесь к ней,
осмысленно повторив теоретический материал,
посмотрев разобранное решение в учебнике, на
лекции.

Не откладывайте подготовку к практическому
занятию, лабораторной работе на последний день
перед занятием. Практика показала, что лучше
всего готовиться в тот же день, или через день
после полученного задания, пока свеж в памяти
учебный материал.




Следующий: