Методы и средства обучения при организации различных видов уроков физики

Согласно дидактической системе обучения
эффективно тогда, когда ученики проявляют
познавательную активность. Это выражается в том,
что учащиеся осознают цели учения, планируют и
организуют свою работу, умеют себя проверить,
проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и
умеют искать их решения.

Главным критерием успешности проведения урока
должно стать участие в учебной деятельности всех
без исключения учащихся на уровне их
потенциальных возможностей.

Использование различных методов обучения
позволяет наиболее полно воздействовать на
личность, наиболее обстоятельно рассмотреть
изучаемый материал.

На своих уроках я применяю традиционные методы
обучения, к которым относятся: объяснение, работа
с книгой, наглядные методы.

Для более глубокого усвоения физических
законов и повышения интереса к изучению предмета
использую демонстрационный эксперимент. В
качестве наглядности использую таблицы и
плакаты, которые служат для ознакомления
обучающихся с устройством сложных приборов и
машин. Графики способствуют развитию мышления
учащихся, побуждает их к исследованию явлений с
количественной стороны.

Помимо основных методов обучения использую
развивающие методы обучения. Для понимания цели
и повышения мотивации изучения учебного
материала использую элементы проблемного метода
изучения нового материала. С помощью вопросов
подвожу их к пониманию и усвоению новых знаний.
Например: при изучении таких понятий как сила,
работа и мощность, обучающиеся теряют интерес к
предмету из-за чрезмерной абстрактности
учебного материала. Поэтому урок на тему
“Механическая работа и мощность” провожу
следующим образом: приглашаю одного ученика
(“спортсмен”) к доске, который поднимает гантель
10 раз. Остальные учащиеся засекают время
выполнения упражнения. Затем вычисляем силу,
работу и мощность по формулам. Результаты
учащихся удивляют (человек развивает мощность 1
кВт за короткое время).

Другим методом нетрадиционных учебных занятий
является учебная конференция. Образовательное
значение конференций состоит в том, что в
процессе подготовки к ним учащиеся приобретают
навыки самостоятельной работы с дополнительной
литературой. На своих уроках я провожу
конференции при изучении таких тем, как
“Давление на дне морей и океанов”,
“Исследование морских глубин”, “Плавание
судов” (7 класс), “Развитие ракетной техники”,
“Влажность воздуха”, “Биологическое действие
радиации”, “Действие электрического тока на
человека”. После прослушивания и обсуждения
докладов обобщаю все, что узнали на конференции,
оцениваем качество докладов совместно с
учащимися.

Также на своих уроках использую метод
педагогических игр (игры – упражнения, игры -
соревнования). Процесс игры позволяет
формировать качества активного участника
игрового процесса, находить и принимать решения,
развивать способности, учащиеся учатся общаться
и создавать особую эмоциональную среду.

Для закрепления темы “Давление твердых
тел” использую игру – упражнение “Четвертый
лишний”
(Приложение 1). Из
четырех изображений исключают одно, логически не
связанное с другими.

При изучении темы “Что изучает физика?”
использую упражнение “Отгадай загадку”.

Учащиеся отгадывают загадки, ответы которых
записываем на доске (Приложение 3).
После этого из всех ответов выбираем физические
явления.

При повторении темы “Электрические
явления” использую игру “Домино”.

Учащимся выдаются карточки, которые содержат
набор фраз физического содержания
утвердительного и вопросительного характера (Приложение 2). Каждая карточка
разделена на две части. С левой стороны записана
вступительная часть и констатирующая
(обозначенная многоточием). С правой стороны
указана констатирующая часть, но другой фразы.
Учащиеся по цепочке составляют карточки.

При обобщении пройденного материала использую
учебное кино. Во время просмотра кинофильма
активизацию работы учащихся осуществляю
различными путями:

  • перед показом задаю вопросы, ответы дают после
    просмотра;
  • предлагаю объяснить явления, которые учащиеся
    увидят в фильме;
  • отобрать из фильма опыты и примеры, не
    показанные на уроке;
  • опрашиваю после просмотра фильма.

Все эти приемы позволяют активизировать
внимание учеников во время просмотра, сделать
целенаправленным их восприятие.

Одним из самых доступных и проверенных
практикой путей повышения эффективности урока,
активизации учащихся являются организации
самостоятельной учебной работы (решение задач,
лабораторные работы и т.д.).

На своих уроках использую задачи различного
вида: текстовые задачи, графические и задачи –
рисунки.

Лабораторные работы прививают умения
и навыки в обращении с измерительными приборами,
приучают сознательно применять знания в жизни.
Правильно организованные лабораторные занятия
активизируют мысль учащихся, приучают их
самостоятельно искать ответ на поставленный
вопрос.

Как правило, лабораторные работы выполняют по
два человека. Каждый оформляет отчет. Но
использую и следующую методику: работа в группах,
каждый ученик отвечает за какой-то определенный
элемент работы. Работу учащиеся выполняют в
специальных тетрадях, где есть теоретические
задания, порядок выполнения работы, таблица для
результатов. Каждый получает свою роль:

  • проектировщик;
  • конструктор;
  • техник;
  • контролер.

Задания для каждого учащегося записано на
инструкционных карточках (Приложение
4). При выполнении следующей лабораторной
работы роли меняются. Эта методика активизирует
деятельность учащихся, повышает ответственность
за работу.

В качестве контроля знаний использую тесты,
которые составлены по каждой теме. В целях
обеспечения контроля при тестировании использую
методы самоконтроля и взаимоконтроля.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы
помочь ученику сформировать положительную
учебную мотивацию и включить школьников в
решение проблемных ситуаций, используя для этого
различные методы и средства обучения.

Следующий: