Методы и формы творческого характера при работе с одаренными детьми

К группе одарённых детей могут быть отнесены
обучающиеся, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством
    остальных сверстников интеллектуальные
    способности, восприимчивость к учению,
    творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую
    познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда.
  • В дополнение к этому определению можно
    отметить, что для одарённых детей характерна
    высокая скорость развития интеллектуальной и
    творческой сфер, глубина и нетрадиционность
    мышления, однако по целому ряду причин на
    определённом этапе могут быть проявлены далеко
    не все признаки одарённости.

    Создание условий для оптимального развития
    одарённых детей, включая одарённых детей, чья
    одарённость на настоящий момент может быть ещё
    не проявившейся, а также просто способных детей,
    в отношении которых есть серьёзная надежда на
    дальнейший качественный скачок в развитии их
    способностей, является одним из главных
    направлений работы ОУ.

    Среди условий успешной работы с одарёнными
    учащимися хочу отметить то, что включение в эту
    работу требует от учителя обладания
    определёнными качествами:

    • учитель для одарённого ребёнка является
      личностью, продуктивно реагирующей на вызов,
      умеющий воспринимать критику и не страдающий от
      стресса при работе с людьми более способными и
      знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с
      одарённым ребёнком должно быть направлено на
      оптимальное развитие способностей, иметь
      характер помощи, поддержки, быть недирективным;
    • учитель верит в собственную компетенцию и
      возможность решать возникающие проблемы. Он
      готов нести ответственность за последствия
      принимаемых им решений и одновременно ощущать
      себя человеком, заслуживающим доверия, уверенным
      в своей человеческой привлекательности и
      состоятельности;
    • учитель считает окружающих способными
      самостоятельно решать свои проблемы, верить в их
      дружелюбие и в то, что они имеют положительные
      намерения, им присуще чувство собственного
      достоинства, которое следует ценить, уважать,
      оберегать;
    • учитель стремится к интеллектуальному
      самосовершенствованию, охотно работает над
      пополнением собственных знаний, готов учиться у
      других и заниматься самообразованием и
      саморазвитием.

    Ирония судьбы заключается в том, что каждый
    человек рождается с богатейшими творческими
    способностями, которые со временем у многих
    значительно скудеют. Одаренные дети — наше
    достояние. Их, как правило, отличает высокая
    любознательность и исследовательская
    активность. Важнейшая задача национального
    проекта «Образование» — выявить одаренных
    детей, содействовать развитию их способностей,
    нравственного и духовного потенциала,
    творческой индивидуальности.

    Содержание, методы и формы работы с одарёнными
    учащимися.

    Содержание работы с одарёнными детьми
    определяется в рамках каждой из учебных
    дисциплин, однако следует отметить то, что оно
    должно настраивать учащихся на непрерывное
    обучение, процесс познания должен быть для таких
    детей самоценным. А главное, нужен постепенный
    переход к обучению не столько фактам, сколько
    идеям, способам и методам, развивающим мышление,
    побуждающим к самостоятельной работе,
    ориентирующим на дальнейшее
    самосовершенствование и самообразование,
    постепенное проявление той цели, для достижения
    которой они прилагают столько духовных,
    интеллектуальных и физических усилий.

    Методы и формы работы с одарёнными учащимися
    должны органически сочетаться с методами и
    формами работы со всеми учащимися школы и в то же
    время отличаться определённым своеобразием.

    Следует отметить, что в недалеком прошлом во
    время централизованного тестирования на
    экзамене по физике творческий компонент был
    довольно низок, и подготовка к тестированию
    сводилась к отработке определенного автоматизма
    при решении типовых задач, к рождению упрощенной
    формы изучения физики. Сейчас в вариантах ЕГЭ
    имеются разноплановые красивые задачи
    (количественные, качественные,
    экспериментальные, задачи на установление
    соответствия), в которых необходима строгость
    выводов и логичность мыслей.

    Методы обучения как способы организации
    учебной деятельности учащихся являются важным
    фактором успешности усвоения знаний, значит и
    сдачи ЕГЭ, а также развития познавательных
    способностей и личностных качеств.
    Применительно к обучению интеллектуально
    одаренных учащихся, безусловно ведущими и
    основными являются методы творческого характера
    - проблемные, поисковые, эвристические,
    исследовательские, проектные — в сочетании с
    методами самостоятельной, индивидуальной и
    групповой работы.

    Могут использоваться, в частности,
    тематические элективные курсы, «мозговые
    штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги,
    способствующие развитию исследовательских
    умений в процессе научно — практической работы
    или творческих проектов и т.д. Целесообразно
    обучать одарённых детей в классах вместе с
    другими, тоже очень хорошо подготовленными и
    способными школьниками. Это позволяет создать
    условия для дальнейшей социальной адаптации
    одарённых детей и одновременно для выявления
    скрытой до определённого времени одарённости,
    для максимально возможного развития всех
    учащихся. Создание профильных классов отчасти
    может решать эти вопросы.

    Методы и формы работы могут быть разделены на
    урочные и внеурочные.

    Основной формой организации учебного процесса
    в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках
    отдельного урока должны отличаться значительным
    разнообразием и направленностью на
    дифференциацию и индивидуализацию работы.
    Широкое распространение должны получить
    групповые формы работы, различного рода
    творческие задания, различные формы вовлечения
    учащихся в самостоятельную познавательную
    деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные
    формы работы и виды деятельности могут найти
    широкое применение в рамках семинарской формы
    работы, в различных практикумах и проведении
    лабораторных занятий в условиях деления класса
    на подгруппы при изучении профильных дисциплин.

    Наряду с урочной деятельностью, способствуют
    выявлению и развитию одарённых учащихся
    различные факультативы, кружки, конкурсы,
    интеллектуальные марафоны, участие в самых
    различных олимпиадах и конкурсах в школе и вне
    школы и, разумеется, система внеурочной
    исследовательской работы учащихся.

    Творческие лабораторные работы.

    Развивая творческие способности учащихся с
    учётом их индивидуальности, воспитывая у них
    самостоятельность и инициативность, можно
    рассмотреть творческие лабораторные работы.
    Методика проведения этих работ прошла
    многолетнюю апробацию в школах. Обычно ученикам
    предлагается задания из учебника по
    традиционной методике, имеющие целью лишь
    закрепление и отработку основного ранее
    изученного материала по инструкции в учебнике.
    Но если предложить выполнить задания без
    инструкций или с минимальными указаниями к
    работе, то степень самостоятельности учеников
    оказывается более высокой. Успех проведения
    лабораторных работ по данной методике зависит от
    двух обстоятельств: ученики должны хорошо знать
    теоретический материал, который будет
    использоваться при выполнении данной работы, и
    владеть необходимыми экспериментальными
    умениям навыками. Поэтому предварительно нужно
    это проверить и если нужно, восстановить. Приведу
    ряд примеров.

    Измерение объёма тела (7 класс

    )

    Приборы и материалы:

    мензурка, небольшой лист
    бумаги, пробирка ножницы, скотч, нитки, различные
    тела (болт, гайка, цилиндрик, гвоздь или шуруп,
    стеклянный пузырёк с пробкой к нему).

    Задания:

  • Определите объём металлического цилиндрика и
    гайки.
  • Определите внешний объём стеклянного пузырька,
    а затем объём стекла, из которого он изготовлен.
  • Используя имеющееся в вашем распоряжении
    оборудование, определите более точно объём
    гвоздя или шурупа.
  • Методические замечания.

    При выполнении
    задания 2 пузырёк вначале плотно закрывают
    пробкой и полностью погружают в воду в мензурке
    (до пробки). Так определяют его «внешний объём».
    Затем пробку убирают и пузырёк погружают в
    мензурку таким образом, чтобы он наполнился
    водой. В этом случае определяют объём стекла, из
    которого пузырёк изготовлен.

    Для выполнения задания 3 следует
    предварительно проградуировать пробирку. С
    помощью изготовленного из неё «мерного сосуда»
    можно наиболее точно определить объём
    небольшого предмета (гвоздя, шурупа и др.). Чем
    меньше диаметр пробирки, тем точнее можно
    произвести измерение объёма тела.

    Определение плотности тела (7 класс

    ).

    Приборы и материалы:

    весы, гири, мензурка,
    линейка, металлическое тело, пластилиновый шар с
    полостью внутри или с небольшим металлическим
    телом (стальной шарик, гайка и т.п.), сосуд с
    насыщенным раствором соли, сосуд с водой,
    химический стаканчик.

    Задания:

    Определите: а) плотность металлического тела, б)
    плотность раствора соли.

    Выясните, не нарушая целостности
    пластилинового шара, есть ли внутри него полость
    или какое-либо инородное тело (плотность чистого
    пластилина сообщается ученикам).

    Методические замечания

    . Задание 1 можно
    рассматривать как основное, обязательное для
    всех. При выполнении задания 1б) вначале
    определить массу пустого химического
    стаканчика, после чего — массу того же стакана с
    раствором соли. Объём раствора соли брать 100 мл
    (это упростит расчёт).

    К заданию 2 изготавливают пластилиновые шарики
    объёмом 50 см?. В некоторых из них делают полости,
    в другие помещают металлические предметы
    (стальные шарики, гайки, и т.д.). Полость надо
    делать с таким расчётом, чтобы шарик пи
    погружении в мензурку с водой, не плавал на
    поверхности.

    Определение мощности тока (8 класс

    ).

    Приборы и материалы:

    источник тока,
    низковольтная лампа на подставке, два одинаковых
    резистора, реостат, амперметр, вольтметр, ключ,
    соединительные провода.

    Задания:

    Определите мощность тока в электрической лампе
    при помощи амперметра и вольтметра. Кроме лампы в
    цепь последовательно включите реостат. Вначале
    сопротивление реостата должно быть
    максимальным, затем плавно уменьшайте его,
    доведя напряжение на лампе до номинального
    значения (указанного на цоколе лампы).

    Исследуйте, как изменится мощность тока в
    резисторе, если последовательно с ним включить
    ещё один точно такой же резистор. Результат
    объясните.

    Методические замечания.

    Выполняя задание
    2, ученики иногда после включения второго
    резистора определяют мощность не на первом
    резисторе (как требуется в задании), а на обоих.
    Поэтому перед лабораторной работой полезно
    пояснить им содержание задания. Объяснение
    результата: сила тока в цепи после включения
    второго резистора в соответствии с законом Ома
    уменьшится в 2 раза (I=I/2). Поэтому в 2 раза
    уменьшится и напряжение на первом резисторе (U1=I
    1R1). Следовательно, мощность тока на
    первом резисторе (Р1=I 1U1)
    уменьшится в 4 раза.

    Как на уроке физики развивать
    исследовательские умения.

    Методы и формы творческого характера с
    одаренными детьми включают, несомненно,
    исследовательскую работу и проектную
    деятельность.

    Сейчас много говорят и об исследовательских
    задачах для школьников.



    Хороший образ: физика — это лес. Учитель
    прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам
    хорошо бы научиться ходить по просекам. Средних
    учащихся можно научить не бояться заходить в
    любой лес, видеть простые ориентиры, не теряться
    (хотя бы недалеко от дороги). Для сильных учеников
    возможен поход по бездорожью, то есть
    самостоятельное решение исследовательской
    задачи. Умение не заблудиться в лесу, и есть то,
    чему мы хотим научить.

    Хочется обратить внимание на основную
    психологическую трудность для учителя: работая
    над исследовательской задачей, надо
    разговаривать с учеником как с младшим коллегой.
    Это совсем другая психологическая позиция, чем
    на уроке.

    Приведу конкретные примеры исследовательских
    умений:

    Не боимся нестандартных задач.

    Установка
    должна быть чёткой: «Не знаем алгоритма — не
    беда, подумаем».

    Конструируем.

    Школьников постоянно просят
    решить задачу и очень редко — придумать свою
    задачу. Между тем такие задания полезны и в чисто
    учебном отношении: они проверяют понимание,
    тренируют «конструкторские» способности.

    Целесообразно приучать учащихся к активному
    пользованию физическими приборами и
    конструированию своих приборов. Этому
    предшествуют два этапа: а) выполнение
    практических заданий без инструкций (о чём я
    отчасти сказала выше — задания типа: возьмите
    необходимое оборудование и определите:); б)
    решение аналогичной, но усложнённой проблемы:
    определите:(следует название конкретной
    физической величины) иным способом, чем вы это
    делали раньше, или на иной установке. И лишь потом
    следует третий этап в) целенаправленное:

    • конструирование новых приборов;
    • реконструкция имеющихся либо созданных;
    • разработка учениками рационализаторских
      предложений по усовершенствованию существующих
      приборов.

    Пример того, как это должно выглядеть на
    материале «Оптика» (11 класс).

    Для I этапа.

    Возьмите необходимое оборудование и
    определите ход лучей в каком-либо оптическом
    устройстве. Составляя отчёт, ответьте на такие
    вопросы: какими вы пользовались приборами? Что
    делали? Что получили?

    Для II этапа.

    Можете ли вы выполнить ту же задачу с помощью
    другого оборудования, возможно своей
    конструкции? Каким именно оно должно быть? Каково
    его действие?

    Для III этапа.

    Сконструируйте из пробирки прибор, действующий
    как собирающая линза. (Решение:

    Пробирку до края наполнить водой, закрыть
    пробкой и поместить вдоль строчки текста,
    например в книге. Если наблюдатель будет
    смотреть на текст через воду в пробирке, то
    последняя будет играть роль собирающей линзы.)

    Создайте из пробирки прибор, который давал бы
    уменьшенное изображение рассматриваемого
    предмета. (Решение: в пробирку налить столько
    воды, чтобы между её поверхностью и пробкой был
    очень тонкий слой воздуха. Рассматривая через
    него строчку текста книги можно получить сильно
    уменьшенное изображение.)

    Сконструируйте из пробирки прибор, который
    одновременно действовал бы как собирающая, и как
    рассеивающая линза. (Решение: нужно налить в
    пробирку ровно до её середины воду и закрыть
    пробкой; рассматривать строчку текста книги
    сначала через нижнюю часть пробирки, потом -
    через верхнюю.)

    Придумайте, как сделать из пробирки прибор,
    который позволит сравнивать показатели
    преломления двух веществ (относительно воздуха).
    (Решение: пробирку наполнить до середины
    водой, затем на её поверхность налить
    подсолнечное или машинное масло, чтобы получился
    столбик высотой 1,5-2 см. Рассматривать объект,
    например строчку текста, поочерёдно через воду и
    через масло. Это позволяет определить, какое из
    веществ (вода или масло) имеет больший показатель
    преломления.

    Задаём вопросы.

    Вопросы обычно задаёт
    учитель. Для ученика это подчас трудно, но важно,
    так как в жизни это пригодится всем.

    Выдвигаем гипотезы.

    Сначала угадать — в этом
    нет ничего зазорного, но было бы совсем хорошо
    потом доказать.

    Переход от школьной задачи к исследовательской
    задаче (

    задаче на ту же идею, обобщение задачи,
    усиление условия и т.д.).

    Задачи с псевдорешениями (с заранее
    запланированными ошибками) на различных стадиях
    учебного процесса: при закреплении учебного
    материала; при проведении зачетов; во время
    подготовки к экзаменам и т.д.

    Решение олимпиадных задач необходимый вид
    деятельности с одарёнными учащимися. Трудно
    оспаривать тот факт, что задачи олимпиад часто
    содержат в себе важные дидактические и
    эстетические моменты. С одной стороны , если
    школьные задачники вместо задач чаще предлагают
    упражнения по заданной теме, то тексты
    олимпиадных задач высокого уровня отражают
    независимый от программ преподавания взгляд на
    явления и процессы. Эта особенность служит
    развитию тематики задач в прогрессивных
    направлениях.

    Другой частой и важной особенностью
    олимпиадных задач является стремление их
    авторов к поиску текста, при котором решение
    приобретает лаконичность и элегантность.

    Перечисленные качества задач можно
    использовать в педагогической практике для
    эффективной работы со всеми учащимися класс или
    группами в режиме демонстрации или публичного
    обсуждения, не отменяя стандартного задачника
    для домашних работ.

    Можно выделить по крайней мере три
    преимущества использования текста прошедших
    олимпиад:

    • возбуждение внимания всего класса к интересной
      теме задачи;
    • разработка конкретной темы на фоне широкого
      спектра сопутствующих знаний;
    • поддержание профессионального тонуса учителя,
      необходимость постоянного обновления,
      углубления знаний, а порой и пересмотр
      сложившихся представлений.

    Как мы готовимся к олимпиадам. Обычно
    сначала учитель объясняет небольшой
    теоретический материал углублённого уровня.
    Затем он объясняет решение одной-двух задач.
    Далее дети работают в небольших группах по 2-3
    человека, при необходимости обращаясь за
    консультацией к учителю. Использую и работу с
    готовыми решениями наиболее трудных задач, и тут
    при необходимости учащиеся обращаются за
    консультацией к учителю. Большой эффект даёт и
    индивидуальная работа.

    Исследовательская деятельность во внеурочное
    время.

    Одной из форм исследовательской деятельности
    во внеурочное время являются домашние
    наблюдения и эксперименты. Примеры подобных
    исследований:

    Исследование — наблюдение: применение
    теплопроводности в природе.

    Рассмотрите
    «окружающий» вас мир флоры и фауны. Опишите те
    ситуации, которые вы встречали в литературе,
    средствах массовой информации, в своей жизни, в
    природе, когда сама природа позаботилась о живых
    существах и растениях с помощью явления
    теплопроводности.

    Исследование -

    наблюдение:
    обогревательная система комнаты.
    Рассмотрите
    вашу комнату с позиции поступления в неё теплоты
    и с позиции «ухода» из неё теплоты. Какие виды
    теплопередачи используются в процессе обогрева
    комнаты? Какие конструктивные особенности
    комнаты (стены, двери, окна) обеспечивают
    сохранность в комнате теплоты.

    Рефераты, проекты исследовательского
    характера являются одной из более эффективных
    форм работы с одарёнными учащимися. Некоторые
    темы подобных работ:

    Измерение высоты здания максимальным
    количеством способов.

    а) по высоте ступенек
    лестницы; б) с помощью отражения в зеркале при
    разных углах падения; в) по тени, отбрасываемой
    зданием в полдень; г) по длине нити с грузом; д) по
    тени отбрасываемой рейкой в свете фонаря на
    крыше школы.

    Физика в борьбе с вредной привычкой — курением.


    а) «Маму не проведёшь». — К вопросу о диффузии. б)
    Кто портит земную атмосферу и окружающую среду.
    - К вопросу об атмосфере и решении экологических
    проблем. в) О зубной боли. — К вопросу о тепловом
    расширении тел. г) Степень риска. — К вопросу об
    агрегатных превращениях вещества. д) Сигарета и
    выхлопные газы неисправного авто. — К вопросу о
    тепловых двигателях. е) Прокуренный голос и
    плохой слух. — К вопросу о звуках. ж) Коронный
    разряд разоблачает. — К вопросу о токах в газах. И
    так далее:

    Солнце и жизнь на Земле.

    Практическая часть:
    а) Зависимость цвета ростков от поступающего
    света. б) Зависимость цвета от поступления
    ультрафиолетовых лучей. в) Зависимость силы
    ростков от количества ультрафиолетовых лучей.

    Влияние цвета света на рост растений.

    Предмет
    исследования — перцы. Цель исследования: изучить
    и экспериментально доказать влияние различных
    цветовых гамм на рост растений. Выдвигаемая
    гипотеза: белый цвет света в большей степени
    способствует росту растений.

    Экологические аспекты диффузии.

    (7 класс) Роль
    диффузии в природе. Влияние человека на
    протекание диффузии в природе. Практическая
    часть: а) наблюдение диффузии в жидкости; б)
    наблюдение диффузии в газах; в) влияние различных
    веществ на поверхности воды на процесс диффузии.

    Роль элективных курсов при работе с
    одарёнными детьми также следует отметить с
    положительной стороны. Мною проводились два
    курса: 1) «Я всё на свете измеряю:» и 2) «Физика и
    человек».

    Прикосновение к таланту.

    «Следовать за мыслью великого человека — есть
    наука самая замечательная». А.С.Пушкин.

    К сожалению, в настоящее время наблюдается
    падение общего уровня культуры, несмотря на
    наличие Интернета и других средств массовой
    информации. А ведь задача воспитания не менее
    важна, чем задача обучения. При изучении того или
    иного материала простые указания на то, какой
    учёный открыл тот или иной закон, кем был
    проведён тот или иной опыт, не могут решить
    воспитательные и познавательные задачи.

    Л.Д.Ландау говорил: «Грош цена вашей физике,
    если она застилает для вас всё остальное: шорох
    леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то
    усечённая физика, если хотите — выхолощенная. Я,
    например, в неё не верю… Любая замкнутость,
    прежде всего, свидетельствует об
    ограниченности: Физик, не воспринимающий
    поэзии, искусства, — плохой физик».

    В учебниках физики представлены имена около 100
    учёных, кратко указаны их заслуги, но по этим
    данным трудно понять, какую роль сыграл
    конкретный учёный в развитии науки, каким он был
    человеком. Учащиеся, обычно, с удовольствием
    делают презентации, доклады и рефераты о жизни и
    деятельности учёных, а эта деятельность также
    содержит элементы научного поиска и творчества,
    да к тому же даёт немалый воспитательный эффект.

    Заключение.

    Подводя итоги, следует отметить, что к
    творчеству ученика надо подводить постепенно,
    основываясь на имеющиеся у него знания. При
    строгом отборе учебного материала,
    многократности повторения, формировании
    устойчивого интереса к физике, обучении
    грамотному выполнению работ и индивидуальном
    подходе можно добиться реальных успехов в работе
    с одаренными детьми.

    Литература:

  • Бондаров М.Н. Задачи с псевдорешениями // Физика в
    школе.- № 2.- 2007.
  • Малафеев Р.И. Система творческих лабораторных
    работ по физике в 7-8 классах.// Физика в школе.- №
    2,3.-1993.
  • Орлов В.А. Творческие экспериментальные
    задания.// Физика в школе. № 4-6.-1994.
  • Сгибнев А. Как на уроке математики развивать
    исследовательские умения //Математика.
    Издательский дом «Первое сентября». -№ 6, 2009.



  • Следующий: