Методы и формы работы на уроках истории при изучении темы Отечественная война 1812 года

Наиболее общей целью исторического
образования учащихся школ, других
общеобразовательных учреждений является
“приобщение школьников” к национальным и
мировым культурным традициям, овладение ими
языком культуры, развитие личности учащихся на
основе знания прошлого и умения ориентироваться
в важнейших достижениях мировой культуры”.
Важная цель исторического образования –
“обеспечить средствами предмета, включающего
разные учебные курсы, воспитание гражданина и
патриота Отечества, ценностно-ориентированной
личности, обладающей нравственными качествами,
способной к самореализации в условиях
современной российской социокультурной
ситуации”

Главный элемент содержания
исторического образования– знания. Они включают
в себя сведения, познания области истории,
концентрируя социальный опыт человечества.
Знания создают научную картину развития
общества, дают представление об исторической
действительности и предполагают постижение ее
человеком.

Структура исторических знаний
включает в себя познание самой исторической
науки: ее содержания, способов действия с
историческим материалом, теоретических,
методологических основ. В процессе обучения
ученики овладевают элементами исторических
знаний, оперируя категориями, как факт, явление,
событие, процесс. При отборе фактов для урока
требуется учитывать также их научную
достоверность; конкретность, образность и
эмоциональность.

Главными задачами уроков истории на
тему Отечественной войны 1812 г. являются:

– формирование представлений о войне
с Наполеоном как одной из самых славных вех
отечественной истории, в которой нашли свое
отражение массовый героизм, готовность к
самопожертвованию русских солдат, офицеров и
генералов; подвести учащихся к пониманию того,
что война была сложным общественным явлением,
которое охватило все стороны жизни российского
общества; акцентирование внимания на связи
времен и значении традиций прошлого.

– продолжать развитие умения работать
с картой, делать выводы и обобщать материал,
готовить сообщения с привлечением нескольких
источников.

Конкретные исторические
представления об Отечественной войне 1812 г.
создаются, прежде всего, силой живого слова
учителя путем яркого изложения учителем
исторического материала. Но каждый учитель
знает, как трудно обеспечить точные и
полноценные исторические представления при
помощи одного словесного описания исторических
событий. Основными методами, с помощью которых у
учащихся создаются живые представления о
прошлом, являются:

– живое слово учителя, его яркий
рассказ, картинное описание, красочная
характеристика, подкрепленные разнообразными
приемами конкретизации;
– средства изобразительной и предметной
наглядности;
– использование художественной литературы.

Задания, которые учитель может
использовать при изучении темы “Отечественная
война 1812 г.”:

  • Привлекая полученные ранее знания, составьте
    краткую сравнительную характеристику
    французской и русской армий, сопровождая ответы
    краткими комментариями.
  • Портретная галерея полководцев. На доске
    помещены портретные изображения военачальников
    русской армии и под каждым – образная цитата об
    этом персонаже. (Например, М.Б.Барклай-де-Толли –
    “Великий муж во всех отношениях”, Д.Давыдов;
    П.И.Багратион – “Простой, без связей и интриг,
    русский солдат”, Л.Н.Толстой и т.д.) Соотнесите
    портрет и высказывание.
  • Рассмотрите карту-схему “Бородинское
    сражение”. Не привлекая учебник и опираясь
    только на карту (“читая карту”), объясните выбор
    данной позиции Кутузовым. Выясните, как была
    укреплена позиция? (Факт: Не располагая
    информацией о том, куда Наполеон нанесет главный
    удар, Кутузов стремился прикрыть Старую и Новую
    Смоленскую дороги, идущие на Москву. За день до
    битвы инженерные войска навели 4 моста через
    овраги, расположенные перпендикулярно к позиции,
    и устроили 15 удобных спусков, что делало
    возможной быструю переброску войск с правого
    фланга на левый и в центр. Пока возводились
    укрепления, 24 августа часть русской армии
    героически сдерживала врага на Шевардинском
    редуте.)
  • Известными фактами подтвердите каждую из
    перечисленных Н.Г.Чернышевским причин победы
    россиян в Отечественной войне 1812 г.: “Главными
    причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть
    признаваемы патриотизм народа, мужество наших
    армий и искусство наших полководцев”.
  • Представьте себе, что вы должны провести
    экскурсию по местам, связанным с событиями
    Отечественной войны 1812 г. Составьте наиболее
    полный маршрут.
  • Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина
    “Полководец” (1835 г.) прокомментируйте данную
    поэтом характеристику полководца
    М.Б.Барклая-де-Толли. С чем вы не согласны? Почему?

Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина
“Перед гробницею святой…” (1831 г.).
прокомментируйте данную поэтом характеристику
М.И.Кутузова. попробуйте сами составить
характеристику полководца.

  • Ниже приведены две точки зрения на причины
    поражения армии Наполеона в 1812 г. в России.
  1. Основными причинами поражения французской
    армии в 1812 г. в России были стратегические
    просчеты Наполеона.
  2. Основной причиной поражения армии Наполеона в
    1812 г. в России был талант российских полководцев.

Укажите, какая из названных точек
зрения вам представляется более
предпочтительной. Свою точку зрения
аргументируйте.

Для акцентирования внимания учащихся
на обсуждении ряда проблем нашего исторического
прошлого, своей позиции в отношении некоторых
вопросов, для установления в процессе изучения
материала “обратной связи” поможет следующая
анкета. Ее заполнение можно включить в домашнее
задание.


Анкета

  • Сегодня можно услышать и прочесть самые
    различные точки зрения на то, что такое Родина и
    имеет ли вообще смысл само понятие в наше время. С
    какими из мнений согласны лично вы?
  • а) сегодня, в век господства
    общечеловеческих ценностей, понятие Родины
    устарело;
    б) оно в наши дни может существовать как нечто
    глубоко личное, никак не влияющее на
    общественно-политические позиции людей;
    в) чувство Родины существовало, существует и
    будет существовать;
    г) Родина – это главное, что есть у каждого народа
    и человека;
    д) такая проблема меня не интересует.

  • Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как
    и прежде,– долг каждого гражданина?
  • а) да;
    б) в целом – да;
    в) зависит от обстоятельств;
    г) нет;
    д) трудно сказать.

  • Сегодня высказываются очень разные,
    исключающие друг друга оценки Отечественной
    войны 1812 г. С какими из них вы согласны?
  • а) Отечественная война 1812 г. была
    великим подвигом народа, защищавшего свою
    независимость;
    б) Россия, отстояв свою независимость, освободила
    и Европу от оккупации и рабства, которое несли
    наполеоновские армии;
    в) это была обычная война двух монархий: русского
    абсолютизма и буржуазной французской империи;
    г) французская армия несла в отсталую Россию
    самые передовые достижения прогрессивной
    Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 г.
    Россия сегодня прочно находилась бы среди
    цивилизованных стран мира;
    д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую
    империю, мировая история пошла бы иным, куда
    более гуманным и прогрессивным путем.

  • Уже более ста восьмидесяти лет обсуждается
    вопрос, надо ли было сдавать французам Москву.
    Как считаете вы?
  • а) да, в тех условиях иного пути
    спасения армии, а значит, и России, просто не было;
    б) следовало дать бой у стен столицы и на ее
    улицах, а не уходить без сопротивления;
    в) необходимо было пойти на генеральное сражение
    с агрессором еще до Бородина.

  • Сейчас много и упорно говорят о необходимости
    восстановить и реставрировать все памятники
    героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы
    поддерживаете подобные предложения?
    а) да, полностью;
    б) в принципе, да, но сейчас у страны нет на это
    денег;
    в) нет, сейчас не время всем этим заниматься;
    г) лучше эти средства пустить на покупку
    продуктов и товаров для населения;
    д) надо бы и сохранившиеся памятники снести.
  • Полученные и обработанные учителем
    результаты анкетирования подскажут, на какие
    вопросы следует обратить большое внимание.

    Как закрепление изученного материала
    и в рамках недели истории можно провести “Свою
    игру”, посвященную Отечественной войне 1812 г.

    1812 г. был отмечен высочайшим подъемом
    духа русского народа и (как это актуально
    сегодня) ростом национального самосознания.
    Итоги кампании 1812 г. во многом определили
    развитие российской истории на целое столетие.

    Следует обратить внимание учащихся на
    то, что участники событий 1812 г. – это наши предки,
    которые поднялись на защиту Родины и все свои
    силы, талант, мужество беззаветно отдавали
    служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся
    носителями исторических и патриотических
    традиций, и память о 1812 г. не должна и не может
    быть предана забвению

    Литература:

  • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня
    преподавать историю в школе: Пособие для учителя.
    2-е изд. М.: Просвещение, 2000. 112 с.
  • Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002
    гг.: Поурочные методические разработки и
    сценарии уроков/Серия “Книга для учителя”. –
    Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 512 с.
  • Саяпин В.В., Шамрай Ю.В. Подготовка к ЕГЭ-2010:
    учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион,
    2009. – 368 с.
  • Следующий: