Методы фиксации и оценивания учебных достижений

Одним из важных факторов влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний является оценивание всех видов его труда, т.е. выставление оценок за деятельность разного рода. Отметка, получаемая на уроке, позволяет влиять на уровень интереса к учёбе, а отметка за четверть – очень значимый результат для ученика.

При выставлении итоговой отметки за четверть или полугодие учитываю четыре вида оценки: лабораторные, тестовые, контрольные и среднюю из текущих, полученных на уроках. Причем в рейтинге: контрольная – главная; на втором месте — тестовая; на третьем – оценка за лабораторные, на четвёртом – текущая.

I. Контрольные работы ( итоговая проверка знаний по теме) провожу в традиционной форме. При выполнении таких работ от учащихся требуется обоснование принимаемых решений, объяснение логики решения задач. Задания контрольных работ составлены на четыре варианта. Каждый вариант включает 5 заданий , 4 из которых рассчитаны на проверку базового уровня ( одна из задач – качественная). Пятая задача предполагает более глубокие знания и умения учащихся.

II. Тесты с выбором правильного ответа использую преимущественно для проведения текущего контроля. С помощью тестов можно выявить степень усвоения основного материала и определить пробелы в знаниях. Задания в тесте могут требовать от ученика применения разных мыслительных операций, иметь разный уровень сложности, что позволяет создать вариативный инструмент проверки знаний. Применяю готовые тесты , также на их основе готовлю свои. Использую тестовую проверку знаний с помощью компьютера.

III. Лабораторные работы. При их выполнении оцениваю и стимулирую умение планировать свои действия, умение пользоваться измерительными приборами и приспособлениями, культуру работы и полученный результат. Обязательно требую вывод, который свидетельствует о понимании изучаемого процесса.

IV. Текущие оценки имеют скорее стимулирующий и диагностический характер; они служат в основном стимулом для формирования навыка непрерывной самостоятельной подготовки.

Текущие отметки выставляются:

  1. учителем,
  2. учащимися друг другу (взаимооценка),
  3. как результат самооценки.

1) Выставляются учителем:

а) заучивание теоретического материала, конспекта лекции (проверка домашнего задания) осуществляется через индивидуальный опрос ( ответы у доски), фронтальный опрос, проведение физического диктанта и т.п. Важность этой работы высока: она формирует теоретическую базу ученика;

б) решение задач у доски с объяснением; решение задач «Вихрь задач».

Урок самостоятельного решения задач «Вихрь задач».(Приём предложен В.Ф. Шаталовым). Ученикам предлагаются 4 – 5 задач ( написаны на доске или на карточках, или даны номера задач из учебника). Каждый берёт листочек бумаги и может решать любую из предложенных задач. Закончив решение одной задачи, ученик идёт к учителю, тот проверяет решение и, если оно правильное, ставит в заранее приготовленной ведомости «+» (плюс) за данную задачу. Листок с решением остаётся у учителя, а ученик берёт чистый листок (стопа листочков лежит на столе у учителя) и идёт решать следующую задачу. Ученики заранее знают, что на отметку «3», например, надо решить 3 задачи, на «4» — четыре, и т.п. Минут за 7 до конца урока решение прекращается и учащимся быстро объясняется решение всех задач ( оно написано заранее). Зачем каждая задача на отдельном листке? Зачем бега по классу? Чтобы не списывали друг у друга. Чтобы сразу получить у учителя подтверждение правильности решения (если оно неправильное, то учитель может указать ошибки, и ученик идёт их исправлять). А бег создаёт темп: решил, сбегал за новым листком — и опять за дело. Это служит разрядкой в напряжённом соревновании урока.

в) самостоятельные работы;

г) выполнение исследовательских экспериментальных заданий;

д) доклады, подготовленные учащимися;

е) результат игр «Физическое лото», «Морской бой».

«Физическое лото» в следующем варианте.

В один комплект игры (изготовлено учащимися) входят шесть больших карт с написанными числами от 1 до 30 ( по пять номеров на каждой карте). Согласно размерам делений на картах изготавливаются 30 маленьких карточек с номерами от 1 до 30, на одной стороне каждой написан вопрос, на обратной стороне – ответ на него.

В игру играют группы по 4 человека: 3 игрока и один ведущий. Игроки имеют по две большие карты, ведущий – карточки с вопросами. Ведущий читает вопрос с карточки, а отвечает на него тот игрок, у которого оказывается номер этого вопроса на большой карте. Если ответить правильно игрок не может, карточка откладывается в сторону (или отвечает другой игрок, за что получает эту карточку как дополнительную). Правильность ответа проконтролировать ведущему несложно, т.к. на обратной стороне карточки есть правильный ответ. Если ответ игрока верен, он получает эту маленькую карточку и закрывает ею соответствующее число на большой карте. В конце игры учитель задаёт 2-3 вопроса по карточкам ( проверяет, действительно ли ученик правильно отвечал), и, учитывая количество закрытых чисел, ставит отметки в журнал. Игра позволяет проверить знание формул, определений и т.д..

Игра «Морской бой» ( несколько изменённый вариант игры, предложенной Н.Н. Метальниковым. // Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. – М., Просвещение, 1993.-с. 30-31). Уроку предшествует домашнее задание: чтение учебника и другой литературы по определенной теме, заготовка интересных вопросов и продумывание ответов к ним. Урок начинается с жеребьевки. Ученики берут жетоны, на которых написаны буквы а, б, в, и т.д. Те, у кого жетоны с одинаковой буквой, образуют одну команду, в результате класс делится на шесть команд. Затем командиры берут жетоны с надписями: «адмиралы красной эскадры», «вице-адмиралы красной эскадры», «контр-адмиралы красной эскадры». Аналогичный комплект есть для синей эскадры. Из жетонов видно, что весь класс делится на две эскадры: красную и синюю, занимающие каждая свой ряд столов в классе. На классной доске это отображается эмблемами «красного» и «синего»кораблей. Соблюдается ранг воинских званий: за первыми столами – адмиральские экипажи, затем- вице-адмиральские и контр-адмиральские. Роль посредника выполняет учитель.

Каждый экипаж готовит «снаряды» — пишут на трех отдельных листочках по одному вопросу (три «снаряда»).Адмиральские экипажи производят первый залп, т.е. «красный» адмиральский экипаж раздает всем «синим» экипажам «снаряды» (записки, в которых содержится по одному вопросу, все вопросы разные); то же самое делает «синий» адмиральский экипаж. На обдумывание ответов дается одна минута. Тот экипаж, который подготовился, отвечает. Если экипаж ответить не может, дается право ответа любому экипажу той же эскадры или авторскому экипажу. Потом отвечает, т.е. «отбивается» от «залпа» второй экипаж и т.д. Когда прозвучат ответы на все вопросы первого «залпа», учитель подводит итоги. Оценивается не только качество товетов, но и правильность заданных вопросов. Дается второй «залп», что означает: записки-вопросы, заданные вице-адмиральскими экипажами, передаются командам противоборствующей стороны.Процедура ответов повторяется. Затем третий «залп», т.е. обмен записками контр-адмиральских экипажей. Каждый экипаж в конце игры получает отметку (средний балл всех полученных оценок) и решается, какая эскадра одержала победу.



2) взаимооценка учащихся во время работы в группах и парах

а) урок- зачёт.

Готовлю к уроку вопросы, написанные на отдельных листочках (по количеству учеников в классе) по определённой теме.

На уроке формируются группы (по четыре человека ) с учётом того, что в каждой группе должен быть лидер – хорошо успевающий и интересующийся предметом ученик.

Каждый ученик получает листок с вопросом. Начинается работа в группе. Первым отвечает лидер, все обсуждают и ставят ему оценку. Затем отвечает второй ученик, его ответ оценивает тот, кто уже ответил (в данном случае лидер). Далее одновременно отвечают два оставшихся члена команды (право принимать зачёт имеет каждый ответивший ученик, а их теперь двое). Листок с оценками отдают учителю.

Начинается дополнительный контроль. Командиры вытягивают жетоны с надписями : « выбор» ( отвечающего выбирает учитель), « делегат» (отвечающего выбирает команда), « доверие» (никто не отвечает, предварительные оценки заносятся в журнал), « первый по списку», « последний по списку» и т.п. Согласно жетонам от каждой команды у доски отвечает один человек. Если он подтверждает оценку, которую ему поставила команда, то всем членам команды в журнал выставляются их отметки без изменения. Если отвечает хуже, чем должен согласно своей отметке, то все члены команды получают оценку на балл ниже.(Это видоизменённый приём, предложенный учителем Н.Н. Метальниковым// Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. – М., Просвещение, 1993. – с.24-26).

б) Иногда провожу игру « Задай вопрос соседу». Теперь вопросы составляю не я, а каждый ученик получает листочек бумаги, пишет заранее продуманный вопрос по определённой теме. Собираю листочки с вопросами. После формирования групп повторяется всё, как в первом случае. В данном варианте игра сложнее, потому что некоторые ученики затрудняются правильно и грамотно сформулировать вопрос.

в) Использую КСО на уроках решения задач.

Каждый ученик получает карточку, на которой предлагается две задачи. Первая решена, а вторая подобна первой, но без решения. Ученик должен внимательно изучить решение первой задачи, а затем решить задачу № 2. На столе у учителя лежат листочки с решениями вторых задач, поэтому каждый ученик может подойти и проверить правильность своих действий. Затем начинается работа в парах сменного состава. Ученики объясняют друг другу решение первых задач своих карточек и предлагают решить вторые. Проверяют их решения и ставят друг другу отметки в «дневники» — листочки с таблицей:

№ варианта  1  2  3  4  5
отметка
Ф.И. проверяющего

 Затем состав пар меняется. Работа повторяется по той же схеме. В итоге у каждого ученика должны быть решены задачи всех вариантов, а в «дневнике» он должен иметь отметки за задачи всех вариантов, кроме своего. Тетради и «дневник» сдают на проверку учителю. Итоговая отметка в журнал одна, она выставляется с учётом проверки решений в тетрадях, отметок в «дневниках» и результатов наблюдения за работой учащихся на уроке. Для осуществления такой работы требуется два урока.

г)Самостоятельное изучение материала учебника можно организовать следующим образом. Ученики работают в группе из 4 человек. Каждому из них по учебнику необходимо изучить какую-то часть материала (я на доске выписываю вопросы, которые они распределяют между собой). Затем ученики объясняют «свой» вопрос товарищам в паре или группе. Получается, что все ученики узнают ответ не только на свой, но и на все предложенные вопросы. Проверяю это так. Задаю любой из предложенных вопросов любому члену команды, которая подготовилась первой. И так « прохожу» все вопросы. Если каждый ученик отвечает на предложенный вопрос то всем членам команды выставляется «5».Если ученик не знает ответ, он может попросить помощи у команды, но тогда все получат «4».Если вся команда не знает ответ на два вопроса, то отметка –«3».Далее ребята проверенной команды выполняют роль учителя и оценивают знания других учащихся.

( Приём впервые предложен учителем И.В. Ерошенко. Журнал «Физика в школе» №1, 1989г.с.46). Можно дополнительный контроль провести иначе. После изучения материала в группе — короткое обсуждение материала с учителем, затем проводится взаимоооценка в группе и дополнительный контроль (схема та же, что в уроке – зачёте).

Отметки, выставленные в результате взаимооценки учащихся в группах перед выставлением в журнал проходят дополнительный контроль.

3)самооценка учащихся

Урок самооценки знаний.

Пишу тему занятий на доске. После изложения и разъяснения материала даю время на повторение (рассказ самому себе) и самооценку. Прошу объявить отметки и ставлю их в заранее подготовленный столбец чисел, соответствующих количеству учеников в классе; каждое число – это номер фамилии ученика в классном журнале. Если кого-то нет, то эти числа стираются, присутствующим отметки ставлю рядом с номером. Запись выглядит так: 1(4), 2(3), 3(5), 4(3) и т.д. Далее приглашаю любого постороннего человека ( библиотекаря, учителя другого предмета и т.д.) и прошу его зачеркнуть два или три числа – «номера». ( Можно эти числа определить жеребьёвкой). Если зачёркнутыми оказались числа 3; 5; 7; то ученики, чьи фамилии в классном журнале имеют эти номера, должны устно ответить у доски. Когда устные ответы подтверждают отметки, поставленные учениками самим себе, то я всему классу выставляю самооценки в журнал; если нет, то не ставлю отметки никому, кроме тех, кто отвечал у доски.

Таким образом можно осуществить проверку домашнего задания.

Применяемое мной сочетание разных форм контроля существенно повышает интерес учащихся к предмету. Учащиеся получают возможность оценить свои знания и умения, проявляющиеся в учебных действиях ( или действиях товарищей), проверить и обосновать их правильность, найти ошибку и самому исправить её, следовательно, более чётко осознать и понять способ оперирования с материалом, его внутреннюю логику. Воспитывается ответственность, честность и милосердие. Происходит формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся. Улучшается психологический климат на уроках. Создаётся мотивация на добросовестную подготовку к уроку, повышается внутренняя мотивация обучения.




Следующий: