Методика проведения тематической викторины

Понятие «игровые педагогические
технологии» включает большую группу методов и
приемов организации учебного процесса в форме
игры. Игровая форма занятий часто применяется
педагогами особенно на уроках географии,
биологии, истории и других устных предметах. Во
время проведения урока с использованием игровых
ситуаций учебная деятельность подчиняется
правилам игры, а учебный материал становится её
средством. В учебной деятельности обязательно
присутствует элемент соревнования, который
побуждает учащихся к активной умственной
деятельности, заставляет чётко и быстро
формулировать ответ, делать выводы. Так как часто
игровые занятия предполагают деление класса на
группы, то здесь проявляется коммуникативная
деятельность, которая позволяет учащимся во
время игры сплотиться, сосредоточиться на общем
деле. Во время игры создаётся благоприятная
атмосфера, раскрепощение, совместные
эмоциональные переживания укрепляют отношения
между учащимися.

Игра даёт быстрый результат, если идёт
по этапам. Каждый участник может проявить себя,
показать свои знания, умения, характер. Результат
зависит от каждого игрока, его способностей,
быстроты реакции, выдержки,
дисциплинированности.

Состязательность – это неотъемлемая
часть любой игры, именно это и привлекает детей.
Удовлетворение, полученное от игры, создает
комфортное настроение и усиливает желание
изучать предмет. В игровой деятельности
активизируется мыслительная деятельность,
которая помогает решению познавательных задач.

Цель моей работы показать методику
организации обобщающего урока с использованием
игровой технологии.

Предварительная подготовка к игре

Учитель готовит игровое поле (см. Приложение). Его можно нарисовать на
доске цветными мелками, дать задание детям
нарисовать на ватмане или заказать распечатку в
типографии. Игровое поле состоит из 30 или больше
шагов (рисуем кружки), соединённых в единую
цепочку. При проведении игры в 7 классе на уроке
географии, можно нарисовать игровое поле внутри
материка, который изучен, изобразить животных,
растения, достопримечательности континента.
Основная часть шагов (кружков) нумеруется по
порядку номеров, некоторые среди них выделяются
определённым цветом, на них указано действие
“+2” (переход на два шага вперёд) и “-2” (возврат
на 2 шага назад), особыми знаками обозначаются
возврат на первый шаг и, близко к концу игры,
переход на последний шаг.



Для игры учитель составляет вопросы,
на которые должны отвечать ученики. Можно каждой
команде дать задания составить вопросы к игре.
Лучше для этой игры разбить учащихся на три
команды. В каждой команде выбирается
ответственный ученик, который будет учитывать
правильные и неправильные ответы участников
своей команды.

Для игры необходимы цветные магниты – фишки
(для каждой команды), кубик, с помощью
которого будет определяться количество шагов
команды. Можно выбрать из класса одного ученика,
который будет кидать кубик, и передвигать фишки.

Правила игры

Команды отвечают на вопросы по
очереди, причём, на вопрос отвечает каждый
участник команды без обсуждения, самостоятельно.
Если ответа нет, то команда советуется и даёт
правильный ответ. Если ответ неверный или
оказался трудным, то возможность получить балл
правильного ответа передаётся участнику
следующей команды без дополнительного перехода
по игровому полю. То есть у каждого ученика есть
возможность набрать большее количество баллов
правильных ответов (максимальное количество
баллов за правильный ответ 3). Если команда не
даёт правильный ответ, то она не делает переход. В
случае попадания на знак “возврат на первый
шаг” переход делается независимо от правильного
ответа – это “капкан”, но у очередного ученика
есть возможность заработать баллы за правильный
ответ, поэтому в этом случае вопрос всё равно
задаётся. Такая же ситуация, если команда
попадает на знак “переход на последний шаг”.

Результаты игры

В результате игры определяется команда
- победитель
, которая быстрее дошла до конца
игрового поля и игрок — победитель, который
набрал максимальное количество баллов
правильных ответов (можно выбрать трёх лучших
учеников). Учитель на своё усмотрение выбирает
систему поощрений: оценка, грамота, приз и др.

Игровые технологии способствуют
воспитанию познавательных интересов и
активизации деятельности учащихся, развивают
интеллект детей. Одной из активных форм игровых
технологий является тематическая викторина,
которая погружает детей в интеллектуальные
соревнования.




Следующий: