Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу


Учебная экскурсия в природу – сложная
в методическом и организационном отношении
форма занятий с учащимися, требующая тщательной
подготовки учителя и учащихся.

Методика организации и проведения
учебных экскурсий довольно полно раскрыта в
работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова
Е.А, Бибик А.Е. и др.

Изучение литературы показало, что
организация каждой экскурсии включает в себя три
этапа:

  1. Подготовка к ней учителя и учащихся
  2. Проведение экскурсии
  3. Оформление полученного материала

Подготовка учителя к проведению
учебной экскурсии в природу включает:

  1. Формулировку цели и задачи экскурсии
  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности,
    изучение природы района экскурсии и его
    достопримечательностей
  3. Определение количества и местоположения
    остановок во время экскурсии, составление
    индивидуальных и бригадных домашних заданий
  4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся
    к экскурсии
  5. Определение возможностей использования
    материалов экскурсии на уроках географии.

Формируя цель и задачи экскурсии,
учитель исходит, прежде всего, из требований
школьной программы по географии. Необходимо
учитывать время проведения экскурсии, так как
этим определяется подготовленность учащихся к
самостоятельной работе при выполнении
практических заданий, а также возможность сбора
краеведческого материала для тем курса,
подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу
выбирается район, расположенный вблизи школы и
знакомый учащимся. Район должен отвечать
следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в
физико-географическом отношении и в то же время
типичным для природной зоны, в которой живут
учащиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый
рельеф, хорошие обнажения горных пород,
разнообразный почвенно-растительный покров и
наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения
(исключаются труднопроходимые болота, не
обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи,
обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и
жизни учащихся).

В случае отсутствия подобного района
вблизи школы выбирают место более удалённое, но с
минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности,
учитель уточняет географическое положение
остановок, содержание объяснений и заданий
учащимся, форму и объём записей, а также
выполняет эскизы рисунков, которые должны будут
сделать школьники. Необходимо также заранее
выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому,
чтобы как можно меньше рассказывать и как можно
больше показывать, заставлять детей мыслить и
делать соответствующие выводы. Таким образом,
экскурсия станет новой формой работы со
школьниками.

Когда выбранная территория и объекты
на ней с позиции требований программы оценены,
что будет изучаться обзорно, а что детально,
к выходу в поле готовятся учащиеся.
Успех планируемой учебной экскурсии во многом
зависит от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным
экскурсиям предполагает, прежде всего,
повторение физико-географических знаний,
которые учащиеся должны применить на экскурсии,
знакомясь с особенностями природы на выбранном
объекте экскурсии. Необходимость опорных
знаний-непременная основа усвоения нового
материала на экскурсии в полевых условиях. В
подготовительный период учащиеся знакомятся с
методикой исследования физико-географических
объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать,
изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии
зависит от её цели и задач, которые ставит
учитель, от выбранных для изучения краеведческих
объектов. К организации учебных экскурсий
предъявляется некоторые общие требования по
физической географии. Так Чернов Б.А. в число
таких требований включает:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с
обзора окружающей местности (напоминание
учащимся цели и задачи экскурсии), краткой
характеристики природных особенностей
местности и отдельных краеведческих объектов.
Учитель рассказывает, как выделить простейшие
природные комплексы и дать им характеристику,
повторяет методику их описания в дневнике,
напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по
изучению природных объектов по намеченному
плану (каждая бригада изучает отдельный объект
или все звенья идут по замкнутому полигону от
объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются
результаты наблюдений и проведённых
исследований, проверяется правильность
выполнения заданий, напоминается ход выполнения
работы дома: оформления собранных материалов,
завершение записей в дневниках, оформление
отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

Анализ содержания проводимых
учителями географии экскурсий показывает, что
при их проведении не всегда учитывается важная
мировоззренческая идея взаимодействия природы и
общества.

Представляется целесообразным на
учебных экскурсиях по физической географии
ориентировать деятельность учащихся на изучение
изменённой человеком природы, на установление
взаимосвязи в системе “природа – общество –
природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи
с вопросами социальной и экономической
географии. Учёт взаимодействия природы и
общества открывает возможность учителю
наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь
между природными и производственными
комплексами даже на примерах небольших
территорий. Эти объекты доступны для
непосредственного наблюдения и именно на них
можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и
общества, подчёркивая при этом правильное
использование природы и неверное, приводящее к её
разрушению.

Собранный учащимися краеведческий
материал на учебных экскурсиях, а также во время
предварительной теоретической подготовки,
оформляется в виде стендов, альбомов, схем,
таблиц. Как правило, после учебной экскурсии
учащиеся представляют индивидуально –
групповой отчёт, в котором раскрывают содержание
выполненных заданий (исследований) каждым
учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и
организации учебной экскурсии по географии в 6-м
классе. При изучении конкретных объектов
целесообразно дать задания учащимся по описанию
объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы
на экскурсии – это разрешение несложных
географических задач самими учениками под
руководством учителя. При этом, по существу,
работа шестиклассников приобретает
исследовательский характер.

Подготовка к осенней экскурсии
начинается с первого урока (отводится по 7-10
мин). Перед проведением выделяется урок для
проверки оборудования, знакомства учащихся с
маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся
знакомятся с целями и задачами осенней
экскурсии, приносят тетради для заполнения
полевого дневника, где на каждой странице
записывают задания (они приведены ниже), а
результаты, полученные в ходе выполнения,
заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во
дворе школы. Общая продолжительность экскурсии
от 2 час 30 мин до 3 час.

Задания могут быть следующие:

Задание №1

1. В каком направлении местность от
тебя открытая, в каком закрытая?
2. В каком направлении от тебя находится школа?

Задание №2

1. Какие формы поверхности различаются
на земном шаре?
2. На какой форме поверхности расположен район?
3. Как можно назвать равнину, на которой мы
находимся: холмистой или плоской?
4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой
равнины?

Задание №3

1. Какими породами сложена данная
равнина?

Задание №4

1. Определить на глаз расстояние до
отдельно растущего дерева и проверить себя,
измерив его расстояние шагами или рулеткой.

Задание №5

1. В каком направлении течёт река в
районе экскурсии?
2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы
находимся?

Задание №6

1. Измерить высоту холма (склона)
самодельным нивелиром.

Во время экскурсии в намеченном месте
учитель предлагает учащимся остановиться и
называет номер задания, которое надо выполнить
на этой остановке. В этом случае одна группа
выполняет некоторую часть работ, например,
измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину
и глубину речки с моста, третья – определяет
скорость поверхностного течения. Затем группы
меняются местами, и таким образом все учащиеся в
конце концов выполняют всю программу экскурсии.

В плане экскурсии следует
предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го
класса полезно организовать массовые игры,
которые будут способствовать лучшему отдыху
детей, повышению их работоспособности.

Опыт проведения осенней экскурсии в
начальном курсе физической географии.

На примере методических рекомендаций
по проведению осенней экскурсии покажу, как в
ходе процесса обучения внедрялись в практику
предложения по совершенствованию методики
обучения.

Экскурсия проводилась с учащимися 6-го
класса средней общеобразовательной школы №4 г.
Черепаново Новосибирской области.

Географическое содержание осенней
экскурсии опережает прохождение того учебного
материала, с которым оно связано. Однако это
обстоятельство не вызывает никаких осложнений,
поскольку в экскурсии предусмотрена
преемственность с природоведческой подготовкой
учащихся. Для изучения в программе указан
примерный перечень объектов, но я выбираю объект
экскурсии, сообразуясь с местными условиями.
Дополнительно к основному географическому
содержанию экскурсии повторяются ранее
усвоенные приёмы работы на местности
(ориентирование, измерение расстояния и т.д.)

План проведения экскурсии



Тема: Изучение форм
поверхности, характер залегания пород,
ознакомление с водами, их использованием и
охраной.

Цель: Научить учащихся
самостоятельно работать, приобретать опыт
творческой деятельности через краеведческую
направленность в области географии.

Задачи:

1. Отработать навыки ориентирования по
компасу и Солнцу, сформировать представление о
формах рельефа, горных породах и водах
окрестности г.Черепаново
2. Показать изменения равнины под воздействием
внешних процессов, использование её в
хозяйственной деятельности, воспитывать чувство
любви к родной природе.
3. Развивать наблюдательность, умение
пользоваться приборами, фиксировать природные
объекты и явления.

Оборудование



1. Бригадное снаряжение: лопата, шест,
две рейки, верёвка с грузом, рулетка, колышки,
верёвка, нивелир.
2. Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом,
чистые листы для чертежей, карандаш, резинка,
линейка.

Маршрут экскурсии:

Место
остановок.

Что изучается на остановках.

Содержание
наблюдений

Практические
работы



Выводы

Остановка
№1

Ориентирование по компасу и Солнцу

1. Устройство
компаса и ориентирование его.

2.Определение
сторон горизонта по компасу

3. Определение азимута по компасу

Человек должен
уметь ориентироваться на местности.

Остановка
№2

Формы земной поверхности.

1. Какие формы
поверхности различают на земном шаре?

2. На какой
форме поверхности расположен г.Черепаново?

3.Как можно назвать равнину, на которой мы
находимся: плоской или холмистой?

г.Черепаново
расположен на холмистой равнине с высотой над
уровнем океана 250 метров.

Остановка
№3

Изучение обнажения.

1. Траншея
глубиной 2 метра.

2. Какими породами сложена
данная равнина?

3. Как они залегают?

Для равнины
характерны осадочные породы.

Остановка
№4

Изучение оврага

Наблюдение,
измерение и описание оврага.

1. Где находится?
2. Почему в данной местности образовался овраг?
3. Продолжается ли рост оврага?
4. Сухой овраг или на дне есть ручей?
5. Как человек борется с оврагами?
6. Какова глубина оврага?

Поверхность
равнины разрушается водными потоками и в
результате деятельности человека.

Остановка
№5

Изучение водного объекта.

1.Как он
образовался?
2. Какими водами питается пруд?
3. Как используется пруд местным населением?

Человек создаёт
искусственные водоёмы. Пруд – это понижение
земной поверх- ности заполненный водой.

Остановка
№6

Изучение колодца.

1.
Местонахождение колодца.
2. Подходы к колодцу.
3. Сколько метров от колодца до школы?
4. Сколько метров от поверхности земли до воды?
5. Определить запас воды в колодце; каковы вкус,
запах, прозрачность и её жёсткость.

Подземные воды
находятся на различной глубине от поверхности
земли.

Каждое задание выполняется учащимися
индивидуально.

На последней остановке маршрута подводятся
итоги экскурсии.

Напоминаются:

А) какие формы рельефа видели вы
сегодня?
Б) каков состав горных пород их слагающих?
В) коротко рассказать об истории формирования
рельефа этого района.

Домашнее задание: закончить
оформление рисунков и составить описание оврага,
пруда, колодца, обнажения. На следующем уроке
сдать отчёты.




Следующий: