Методика организации экологической тропы


Пояснительная записка

Любовь к природе у детей не приходит сама собой
– ее нужно пробудить. Дети школьного возраста,
включая старшеклассников, проявляют заботу и
бережное отношение лишь к тем объектам природы, о
которых имеют достаточно глубокие и
разносторонние знания, в других случаях в их
поведении проявляется нейтрально-безразличное
отношение, а часто и просто отрицательное.

Особенность процесса экологического обучения
и воспитания на тропах природы состоит в том, что
он строится на основе не дидактически
назидательного, а непринужденного усвоения
информации, ценностных ориентаций и идеалов,
норм поведения в природном окружении.
Достигается путем органического сочетания
отдыха и ползнания во время движения по маршруту
тропы.

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где,
как не на природе, можно показать ее красоту, а
порой просто общительность. Перед натиском
человека, убедить в том, что природа, по выражению
Е. Евтушенко, сама “просит нашей помощи, защиты и
любви”.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью,
это одна из форм работы в системе экологического
образования и воспитания подрастающего
поколения. Если ее правильно организовать, то это
позволит раскрыть детям свои творческие
способности, сочетать умственный и физический
труд по изучению, оценке состояния и охране
окружающей природной среды, что в свою очередь
даст возможность применить знания детей,
почерпнутые из школьного курса. А
самостоятельная исследовательская работа
укрепляет взаимосвязь интеллектуального и
эмоционального начал в школьниках. В итоге
рождается важнейшее свойство личности –
убежденность беречь природу, опираясь не только
на знания, полученные из книг, но и на личный опыт
школьника. В процессе общения с природой у него
вырабатываются навыки правильного поведения,
разумного, сознательного отношения к природе, и
особенно этому помогает экскурсионное
обслуживание тропы самими учащимися. А ситуации,
в которых учащиеся становятся организаторами,
“учителями” и пропагандистами, не только
повышают их экологическую грамотность, но и
формируют многие свойства их личности.

Учебные экологические тропы – это наиболее
специализированные в целях обучения маршруты в
природе. Их протяженность редко превышает 2 км из
расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов.
Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на
использование учащимися, поэтому должны быть
легкодоступны, и находится в зеленых зонах
вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы – организованные
учебные группы от младших школьников до
педагогов.



Цели:

  • расширять элементарные сведения об объектах,
    процессах и явлениях окружающей природы;
  • научить видеть, замечать различные проявления
    антропогенного фактора, которые можно наблюдать
    в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно
    оценивать среду;
  • способствовать воспитанию экологической
    культуры поведения человека, как части общей
    культуры взаимоотношений людей друг с другом,
    так и отношения человека к природе.

Задачи:

  • экологическое обучение и воспитание;
  • отдых посетителей;
  • сохранение природы в прилегающей зоне.

Требования к выбору маршрута тропы:

1. Привлекательность:

  • красота ландшафта – это его интуитивно
    ощущаемая полезность;
  • каждая тропа должна быть непохожа на другие;
  • тропа не должна быть монотонной;

2. Доступность:

  • необходимо, чтобы тропа располагалась
    сравнительно недалеко от населенного пункта и
    чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги:
    посетитель не должен ощущать физической и
    нервной усталости к ому моменту, как он сделает
    первый шаг по тропе;
  • трасса тропы не должна представлять большой
    опасности или сложности прохождения, чтобы
    физическая усталость не уничтожила способности
    наслаждаться пейзажем, стремления к познанию,
    восприимчивости к воспитанию.

3. Информативность:

  • способность удовлетворять познавательные
    потребности людей в области географических,
    биологических, экологических и иных проблем.

Оборудование экологической тропы

Одним из мероприятий по охране природы на тропе
является ее оборудование. Нельзя забывать также
о повышенной комфортности пути и обеспечении
безопасности путешественников.

Для учебных экологических троп оборудование и
мероприятия по ее благоустройству не очень
сложны. Например:

Основные виды работ по созданию
учебной экологической тропы:

№ п.п. Вид работы Характер исполнения
1. Укрепление дорожно-тропиночного полотна,
костровищ
Отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского
дикого камня
2. Разработка проекта, изготовление и установка
малых архитектурных форм (информационные доски и
опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и
указатели, питьевой источник, мостики и др.)
Применение слегка обработанного природного
материала: камня, дерева, покрытых лаком

Правила поведения на экологической
тропе

В целях сохранения природной среды и
обеспечения комфортности отдыха других
посетителей каждый участник на тропе обязан
подчиняться определенным правилам:

  • запрещается срывать любые наземные и водные
    растения, а не только охраняемые;
  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры
    природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.,
    с тропы можно “выносить” только знания,
    впечатления и фотоснимки;
  • в зоне тропы категорически запрещена любая
    охота;
  • топоры и пилы можно использовать только на
    многодневных маршрутах в малообжитых районах;
  • на топливо идут только сухостой и валежник, а на
    растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста
    (но не с живых деревьев);
  • курить и разводить костры можно только в
    специально отведенных местах;
  • движение по тропам должно проходить по
    возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать
    беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с
    собой радиоприемники и магнитофоны;
  • по той же причине не стоит брать с собой собак;
  • после себя не оставлять никакого мусора.

Особенности создания учебной
экологической тропы

Учебная экологическая тропа рассчитана на три
категории посетителей:

  1. педагогов и воспитателей, студентов;
  2. детей старших групп д/у;
  3. прочих граждан.

При определении общей протяженности тропы
следует исходить из средней продолжительности
одной экскурсии для старшеклассников и взрослых
(примерно 2-2,5 часа). Этому соответствует
оборудованный маршрут длиной около 2 километров.

Продолжительность экскурсий зависит от
состава группы. Так, самые продолжительные
экскурсии (до 3 часов) рассчитаны на педагогов,
воспитателей и студентов. Для детей младших
возрастов могут проводиться ознакомительные
экскурсии на части учебной тропы, рассчитанные
на 40-50 мин. Дети старшего возраста могут
проходить весь маршрут тропы, но выбор
представляемых объектов более полный;
продолжительность маршрута около 2 часов.

Информацию, получаемую на тропе, можно условно
разделять на познавательную и предписывающую.
Каждому виду информации соответствуют
определенные объекты на тропе.

Наибольшей популярностью у детей пользуются
биологические объекты: растения, грибы, животные.
Изучение видового многообразия природы прямо
отвечает требованиям учебных программ по
биологии.

Внимание посетителей любого возраста
привлекают результаты труда школьников по
защите и улучшению природного окружения. Поэтому
целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся
создавали микро-заказники для насекомых,
площадки с искусственными гнездами и кормушками
для птиц.



Такие объекты используются для проведения
школьниками исследовательской работы.

Экологическая тропа и творческая
деятельность учащихся

Экологическая тропа, прежде всего, создается
для детей. Поэтому, если она правильно
организована, то позволяет учащимся многогранно
раскрыть свои творческие способности, сочетать
умственный труд с физическим, развивать высокую
активность. Вся работа по созданию и
последующему использованию тропы строится на
основе сочетания индивидуальной, групповой и
массовой форм организации деятельности
школьников. Применяются игровые ситуации,
диспуты, конкурсы, соревнования. Широко
используется проблемный и исследовательский
методы обучения.

Примерное содержание работы групп по
созданию учебной экологической тропы

Поисковики – в составе 5-6 человек,
любителей и знатоков, занимаются исследованием
местности, выбранной учителем, прокладкой
рекомендованного маршрута, составлением его
картосхемы, выявлением экскурсионных объектов,
смотровых точек и мест отдыха, разработкой
вариантов оборудования маршрута.

Организаторы – проводят конкурсы на
лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший
научный или художественный текст в соответствии
с перечнем объектов тропы, составленным первой
группой.

Изготовители – делают стенды,
дорожные знаки, информационные доски в
соответствии с полученными эскизами.

Художники-оформители – получая доски,
стенды, знаки от третьей группы, оформляют,
выполняют рисунки, пишут тексты.



Экскурсоводы – подготавливаются из
числа старшеклассников, членов
эколого-краеведческого совета или учащихся из
первой группы, срок работы которой
непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих
ребят особенно велик.

В целом, проведение экскурсии по экологической
тропе – это результат переработки большого
материала по изучению состояния местной природы,
познанию трудовых дел своих земляков, наконец,
результаты личного участия школьников в охране
природных богатств родного края.

В итоге работы оформляют паспорт на
экологическую тропу, который содержит следующие
положения:

  1. Местонахождение.
  2. Значение тропы.
  3. Направление маршрута (ориентиры на местности,
    расстояния).
  4. Необходимые мероприятия.
  5. Изучаемые природные объекты.
  6. Ответственный за охрану тропы.
  7. Время создания тропы.



Следующий: