Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе

Важную роль в подготовке
подрастающего поколения к творческой
деятельности, основанной на соединении
теории с практикой, к стиранию граней между
трудом умственным и трудом физическим,
играет школа.

Этой цели всецело должны быть
подчинено содержание, методы и организация
всей школьной работы.

Осуществлению тесной связи
обучения с жизнью и повышения уровня
воспитания весьма содействует школьное
краеведение.

Краеведческая работа открывает
учащимся возможность познать свои
способности, интересы и склонности,
готовиться к сознательному выбору своей
будущей профессии и овладеть рядом
необходимых для этой профессии знаний и
практических навыков.

Краеведческая работа
представляет учителю широкие возможности
активизировать методы и весь процесс
обучения, преодолевать книжность, сухость,
отрыв от жизненной практики в преподавании
и в знаниях учащихся.

Краеведческая программная
работа тесно связана с внеклассной
краеведческой работой.

Построение внеклассной работы
без тесной связи ее с учебной работой по
программам, сможет не только привести к
перегрузке учащихся, но и отвлечь их
внимание от основного содержания учебных
программ, что неизбежно затрудняет
учащимся овладение прочными и глубокими
знаниями основ наук.

В результате краеведческой
работы в течение всех лет обучения в школе у
учащихся должна сформировываться и система
знаний о родном крае. Учащиеся должны
узнать о важнейших естественных ресурсах
края, его промышленности, сельском
хозяйстве, людях, их труде, быте, о социально-экономическом
и культурном развитии края. Эти знания
должны дать ребятам ясное представление о
современном «лице» края, о его
отличительных способностях, его месте и
значении в хозяйстве, экономике,
историческом и культурном развитии нашей
России.

Система знаний о крае у учащихся
формируется в школе постепенно, начиная с
изучения родного края на классных и
внеклассных занятиях еще в первых классах.

В средних и старших классах
сведения о родном крае расширяются и
углубляются.

Школьное краеведение касается
ряда предметов, но я остановлюсь на
географическом краеведении.

Как любая система,
географическое краеведение представляет
собой комплекс элементов, находящихся в
определенных организационно-методических
взаимосвязях и взаимоотношениях.

Школьная география пронизана
элементами краеведения. Рассмотрим
элементы краеведения в содержании
школьного курса географии 6 класса.

Программа географии в 6 классе
включает достаточно широкий круг
краеведческих сведений, правильное
использование которых, способствует
формированию у учащихся многих общих и
единичных географических понятий.

Уже на первом уроке, знакомя
учащихся с целью и задачами изучения курса,
Я восстанавливаю в памяти детей методику
организации метеорологических и
фенологических наблюдений и решаю в связи с
этим ряд организационных задач.

Наблюдения за погодой и
окружающей природой, учащиеся ведут в своих
дневниках. Изучая погоду и климат,
школьники имеют возможность сравнивать
данные своих наблюдений с погодой и
климатом других стран, материков,
устанавливать взаимосвязи и
взаимозависимости в природе. Эта работа
способствует развитию познавательного
мышления, наблюдательности, интереса к
самостоятельному добыванию знаний. Кроме
того, решая некоторые учебно-познавательные
и практические задачи, они становятся в
некоторой степени исследователями.

При изучении темы «Суточный и
годовой ход t° воздуха, мы строим с ними
графики хода t° воздуха по месяцам, за год.
Учащиеся, видят в каком (пункте) месяце
самая высокая и самая низкая t°.

График суточного изменения
температуры воздуха в г. Старый Оскол, район
железнодорожного вокзала, 15 апреля 2007г.

время замера (х)

16-00

18-00

10-00

12-00

14-00

16-00

18-00

20-00

22-00

Результат замера в градусах (у)

-2

-1

+3

+7

+10

+7

+6

+5

+5

Вывод: На графике видно, что
температура воздуха изменяется в течение
суток. Колебание температуры воздуха
зависит в основном от величины угла падения
солнечных лучей.

Изучая тему «Ветер» строим
графики «Розы ветров», где определяем
направления ветров, какие ветры
преобладали и сколько дней в месяце дули.

На розе ветров видно, что за год
преобладали ветры восточного и западного
направления.

В 2007 году учащиеся подсчитали,
что в Старом Осколе 142 дня без солнца,
максимальное число без солнца приходится
на декабрь и январь, минимальное – на
период с мая по август.

Анализируя материал наблюдений
за погодой, учащиеся сделали правильный
вывод о погоде как комплексе
метеорологических элементов, находящихся в
определенной зависимости и
характеризующих состояние нижнего слоя
атмосферы в данном месте.

Заканчивая изучение раздела,
уделяем внимание охране атмосферы. С этой
целью проводим работу по теме: «Загрязнение
атмосферы выбросами транспорта».
Подсчитываем количество автомобилей,
проезжающих на ближайшей дороге от школы в
течение 1 часа, в течение рабочего дня.



Рассчитываем приблизительное
количество выхлопных газов, которые
выбрасывают автомобили. Известно, что один
легковой автомобиль выбрасывает за сутки 1
кг выхлопных газов, в состав которых входит
до 30 г угарного газа, окиси азота,
соединений свинца.

Примерный расчет:

  1. В сутках: 24*60*60=86400(с) Сутки — 24 часа 1 ч — 60
    мин, 1 мин. — 60 сек.
  2. Скорость автомобиля V=50км/час или 14м/с
  3. За одну секунду автомобиль выбрасывает
    . (грамм газов)
  4. Определение общего количество
    газов

Где М — количество выбрасываемых
газов

Т — время (с), затраченное
автомобилем на проезд возле школы

N — количество автомобилей за
определенное время

Количество автомобилей,
проезжающих по дороге в течение часа около
школы — 65 штук, в течение рабочего дня — 490.

Количество выхлопных газов – 68г.
за 1 час, за рабочий день -510г.

В 6 классе при изучении темы «Воды
суши» учащиеся изучают реки своего края.
Опираясь на конкретный материал,
характеризуют реку Оскол, ее притоки,
рассказывают о том, что и сама река является
притоком Дона.

Ребята также узнали, что любое
воздействие на реку вызывает цепную
реакцию. Например, вырубка леса в бассейне
реки приводит к усыханию притоков, снижению
уровня воды в реке. А насыпная дамба дороги
Старый Оскол — ОЭМК у западной окраины села
Обуховка создала подпор грунтовым потокам,
и как результат привела к подтоплению в
этом районе, в связи с застройкой северо-восточной
части города в несколько раз увеличился
расход ливневых вод в ручей Рудка,
загрязненных нефтепродуктами с
автомагистрали.

Изучение ручья проводим по плану:

  1. Название, если оно есть.

  2. Происхождение названия.

  3. Направление течения.

  4. Где исток и устье ручья.

  5. Ширина русла и глубина.

  6. Скорость поверхностного
    течения.

  7. Описание русла и берегов реки.

  8. Свойства речной воды.

  9. Использование вод ручья и
    экологическое состояние ручья.

В результате получаем
комплексное исследование водоема:

оценка в баллах
да – 1 б. нет – 0 б.
1. Физическое загрязнение :

Обилее наносов на дне

Свалки отбросов на берегу

Наличие кострищ

Стихийно возникшие пляжи

1

1

1

0

2. Химическое загрязнение :
Радужные и масляные пятна на
поверхности

1

3. Биологическое загрязнение :
Наличие сине-зеленых водорослей

Наличие ряски в водоеме

1

0

4. Степень повреждения на берегу
(вытаптывание, поломка) больше 50 % 1
5. Отсутствие околоводных птиц :

Уток

Куликов

Трясогузок

0

0

0

Вывод: Общее количество – 6
баллов, значит водоем сильно загрязнен.

Содержание начального курса
физической географии предусматривает
ознакомление учащихся с вопросом охраны и
восстановления природных условий и
ресурсов своей местности и предполагает
активное участие школьников в этом
народном деле. Поэтому мы изучали наш ж/д
парк. Цель работы: Формирование умений и
навыков исследования экологического
состояния ближайшего окружения.

Признаки загрязнения и
разрушения

Степень

загрязнения

1. поломанные деревья.

1 балл

2. поломанные кустарники.

0 баллов

3. сухие деревья.

2 балла

4. сухие кустарники.

0 баллов

5. суховершинные деревья.

2 балла

6. трутовики на стволах.

1 балл

7. гниль на древесной растительности (а
так же дупла, расщепление ствола).

1 балл

8. виды не свойственные данному
сообществу.

-

9. отсутствие растительности на почве,
вытапливание.

1 балл

Вывод: Общее количество — 8 баллов,
значит, исследуемая территория имеет
слабую степень загрязнённости.

При изучении географии родного
края используются различные методы и
приемы обучения. Широко применяются
рассказы, беседы, практические работы.
Особое внимание должно уделяться работе с
картой. Она должна проводиться на всех
этапах урока.

Весьма важным условием в
организации краеведения является введение
в учебный план уроков краеведения. Началом
этой работы является организация
наблюдений за природными (факторами)
явлениями, сбор краеведческого материала.

По мере накопления опыта и
развития интереса к самостоятельным
наблюдениям учащихся в последующих классах
работа углубляется.

Я считаю, что педагогическая
эффективность географического краеведения
может быть достигнута только в том случае,
когда оно представляет собой систему в
учебно-воспитательной работе.




Следующий: