Методическое пособие по истории России


Предисловие.

Предлагаемое методическое пособие по истории
России ставит своей целью помочь обучающимся
вечерней школы, в форме экстернат, организовать
самостоятельную подготовку к сдаче
промежуточной аттестации и ЕГЭ, а также помочь
учителю организовать эффективный контроль за
усвоением исторических знаний учащихся.

Контрольные и проверочные вопросы составлены в
соответствии с учетом рекомендованных
Министерством образования и науки РФ базовых
исторических компонентов.

В основе структурного построения пособия лежит
хронологический принцип. Пособие состоит из 3-х
разделов, соответствующих основным периодам
развития российской истории, начиная с древности
и заканчивая сегодняшними днями. 1-ый раздел
изучается и сдается на промежуточной аттестации
за 10 класс, 2-ой за 11 класс, 3-ий за 12 класс. Первый
раздел состоит из 4-х тем, второй из 2-х тем, третий
из 3-х тем.

Каждая тема, в свою очередь, содержит план
изучения темы, основные понятия, персоналии,
литературу, которой рекомендуется пользоваться
при подготовке, основные знания и умения, а также
вопросы для самостоятельной проверки, которые
одновременно являются измерителем качества
знаний учащихся.

В соответствии с целями обучения в пособие
включены вопросы и задания трех типов, имеющие
поуровневый характер.

Вопросы и задания озаглавленные буквой А,
предполагают лишь воспроизведение учащимися
учебной информации, полученной из учебника.

Вопросы и задания 2-го уровня, обозначенные
буквой В, рассчитаны на применение
учащимися знаний и умений, чаще они обобщающего
характера. В этих заданиях необходимо раскрыть
причинно- следственные связи событий, знать
оценку исторических событий и личностей,
изложенных в учебной литературе.

Задания под буквой С, на применение знаний. Это
тесты, проверяющие знание дат, хронологических
рамок, периодов наиболее значительных событий и
процессов, фактов (места, обстоятельств,
участников, результатов исторических событий),
понятий, терминов. Учащиеся должны уметь
соотносить единичные факты и общие явления,
группировать факты по указанному признаку,
указывать характерные, существенные признаки
исторических событий и явлений.

Выпускник должен.

знать:

- основные факты, процессы и явления,
характеризующие целостность отечественной
истории;
- периодизацию отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших
проблем отечественной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль
в мировом сообществе



уметь:

- проводить поиск исторической информации в
источниках и критически анализировать его;
- анализировать историческую информацию,
представленную в тексте, карте, таблице, схеме;
- устанавливать причинно-следственные связи
между явлениями, пространственные и временные
рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим
проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
- уметь писать конспект, реферат, рецензию,
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для:

1. Определения собственной позиции по отношению
к явлениям современной жизни, исходя из
исторической обусловленности.
2. Использования навыков исторического анализа
при критическом восприятии получаемой извне
социальной информации.
3. Соотнесения своих действий и поступков,
окружающих с исторически возникшими формами
социального поведения.
4. Осознание себя как представителя исторически
сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина
России.

Тема 1: Древняя Русь (IX-первая
половина XII в.)

План:

  1. Восточные славяне в древности.
  2. Образование государства у восточных славян.
    Первые князья.
  3. Принятие христианства на Руси.
  4. Общественные отношения на Руси в XII вв.

Основные понятия: феодализм, вотчина,
“Русская правда”, дань, вира, варяги, полюдье,
натуральное хозяйство, реформа, вече, язычество,
норманнская теория, феодальная республика.

Основные персоналии: Олег, Игорь,
Ольга, Святослав, Владимир I, Святополк, Ярослав,
Борис, Глеб, Владимир II Мономах

Литература:

  1. Волобуев О.В., Клоков В.А. “Россия и мир”, М. 2005 г.
  2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История России (с
    древнейших времен до конца XVIIв.)”, М.2003 г.
  3. Черникова Т.В. “История России IX-XVI вв.”, М. 2000 г.
  4. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. “История России VIII-XV
    вв.”, М. 1997 г.
  5. Дворниченко А, Кривошеев Ю. “Русская история”,
    С-Петербург, 1997 г.
  6. Попов В.П.. Чулков П.В. “История. Краткий
    справочник школьника”, М. 1997 г.
  7. Пятецкий Л.М. “Справочник по истории России (с
    древнейших времен до наших дней)”, М. 1995 г.
  8. Ионов И.Н. “Российская цивилизация (IX – начало
    ХХ в.)”, М. 1995 г.
  9. Соколов Б.М., Ефременко О.В. “Опыт реформ в
    России”, Кемерово, 1996 г.

Знать:

- различные точки зрения по проблеме
происхождения славян;
- общественное устройство восточных славян;
- географию расселения восточных славян;
- причины образования государства у восточных
славян;
- теории образования государства у восточных
славян;
- культуру древних славян ;
- внутреннюю и внешнюю политику первых русских
князей;
- причины принятия Русью христианства.

Уметь:

- всесторонне, критически анализировать
информацию разнообразных источников знаний;
- самостоятельно, творчески осмысливать проблемы
темы;
- давать объективную оценку изучаемым событиям;
- работать с историческими понятиями;
- работать с таблицами, схемами;
- составлять опорный конспект;
- работать с исторической картой и атласом.

Контрольные и проверочные вопросы:

А.

1. Каковы были важнейшие занятия восточных
славян в VI – VIII вв.? Почему именно эти занятия
составили основу славянского хозяйства?
2. Какие условия для возникновения государства
существовали в восточнославянском обществе в IX
в.? Что такое “норманская теория”?
3. Каковы причины и значение принятия
христианства?
4. Какие важнейшие изменения произошли в
славянском обществе в X- XII вв. по сравнению с VI – VIII
вв.?

В.

1. Почему в период правления Владимира была
проведена религиозная реформа?
2. Могла ли Киевская Русь остаться языческой
державой?
3. Существовала ли вероятность обращения Руси в
мусульманство. Если да, то почему она не
реализовалась?

С.

1. Изобразите путь из “варяг в греки”.
2. Подчеркните среди названных дат год, в котором
было принято христианство:

988 г.
982 г.
882 г.
980 г.

3. Проставьте даты событий:

А) первая религиозная реформа князя Владимира

Б) принятие Владимиром представителей различных
вер …
В) отправка послов посмотреть, “кто как служит
Богу?” …
Г) поход Владимира на Корсунь …
Д) Крещение Руси …

Д.

1. По какому принципу образован ряд:

907, 911, 941, 945, 987

2. Исключите лишнее:

А) скань;
Б) зернь;
В) финифть;
Г) фреска.

3. Расположите в хронологической
последовательности:

А) Битва на Нежатиной ниве;
Б) Правление Владимира Мономаха;
В) Смерть Ярослава Мудрого;
Г) Крещение Руси.

Темы для рефератов:

  1. “Крещение Руси как первая грандиозная
    реформа”.
  2. “Хозяйство, социальные отношения восточных
    славян”.
  3. “Культура древнерусского государства”.

Тема 2: Феодальная раздробленность
на территории нашей страны.
Образование единого централизованного русского
государства.

План:

  1. Переход Руси к политической раздробленности.
  2. Северо-Восточная Русь в XII в.
  3. Юго-Западная Русь в XII- начало XIII в.
  4. Новгородская земля.
  5. Русские земли накануне монгольского вторжения.
  6. Культура Руси IX- XIII вв.
  7. Русь под игом монголо-татар.
  8. Объединение Руси:

А) Возвышение Москвы;
Б) Княжение Дмитрия Донского;
В) Феодальная война второй четверти XV в.;
Г) Эпоха Ивана III;
Д) Русское государство в конце XV- начале XVIв..

Основные понятия: феодальная
раздробленность, иго, удельные княжества,
Новгородская республика, усобица, вотчина,
натуральное хозяйство, сословия, феодальное
поместье, империя, феодальная война.

Основные персоналии: Ярополк Владимирович,
Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Влеволод
Большое Гнездо, Юрий Всеволодович, Александр
Невский, Даниил Александрович, Михаил Тверской,
Юрий Данилович, Иван Калита, Дмитрий Донской,
Иван III, Чингизхан, Батый, Мамай

Литература:

  1. Бердяев Н.А. “Судьба России”, М. 1990 г.
  2. Гумилев Л.Н. “От Руси до России”. М. 1992 г.
  3. Карамзин Н.М. “Записки о Древней и новой
    России”, М. 1991 г.
  4. Костомаров Н.И. “Русская история в
    жизнеописаниях ее главных деятелей”, М. 1992 г.
  5. Волобуев О.В., Клоков В.А. “Россия и мир”, М. 2005 г.
  6. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История России (с
    древнейших времен до конца XVII в.)”, М.2003 г.
  7. Черникова Т.В. “История России IX-XVI вв.”, М. 2000 г.
  8. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. “История России VIII-XV
    вв.”, М. 1997 г.
  9. Ионов И.Н. “Российская цивилизация (IX – начало
    ХХ в.)”, М. 1995 г.
  10. Попов В.П.. Чулков П.В. “История. Краткий
    справочник школьника”, М. 1997 г.
  11. Пятецкий Л.М. “Справочник по истории России (с
    древнейших времен до наших дней)”, М. 1995 г.

Знать:

- когда был составлен первый свод русских
законов;
- причины феодальной раздробленности;
- характеристику наиболее крупных удельных
княжеств;
- нашествие Батыя на Русь;
- борьбу русского народа с немецкой и шведской
экспансией в XIII в.;
- причины образования единого русского
государства;
- борьбу Руси с монголо-татарами.

Уметь:

- работать с исторической картой и атласами;
- работать с документом и первоисточником;
- составлять опорный конспект;
- самостоятельно работать с учебником;
- работать со словарем;
- работать с датами.

Контрольные и проверочные вопросы:

А.

  1. Чем объясняется рост могущества
    Владимиро-Суздальского княжества в XII-начало XIII
    в.?
  2. В чем заключались важнейшие причины перехода
    Руси к политической раздробленности?
  3. Как изменилось на протяжении XI- XII вв. роль Киева?
  4. В чем состояли сходство и различия в положении
    боярства на северо-востоке, в Галицко-Волынской
    земле и в Новгороде Великом в XI- XII вв.?
  5. В чем состояли особенности политического строя
    Новгорода?
  6. Почему Русь не смогла справиться с монгольскими
    вторжениями?
  7. Какое значение имело сопротивление Руси
    монгольскому нашествию с точки зрения всемирной
    истории?
  8. Какие последствия имело монгольское нашествие
    для экономической и политической жизни Руси?
  9. Каковы масштабы и значение Невской битвы и
    Ледового побоища?
  10. Каковы причины объединения русских земель в
    единое государство?
  11. Какие изменения произошли в положении Москвы к
    концу феодальной войны по сравнению с 20-ми годами
    XIV в.?
  12. Каковы причины и значение победы Руси в
    Куликовской битве?
  13. В чем состояли причины феодальной войны второй
    четверти XV в.? Какое влияние оказал ее исход на
    дальнейшее развитие России?
  14. В чем состояли итоги и значение объединительной
    политики Ивана III?
  15. Какова была система управления в русском
    государстве в конце XV в.?
  16. Что такое поместная система и чем было вызвано
    ее возникновение?

В.

I . Вспомните, когда произошли эти события:

1) Битва на Калке;
3) Вторжение Батыя в Рязанское княжество;
3) Разгром Киева монголами;
4) Невская битва;
5) Ледовое побоище;
6) Неврюева рать;
7) Дюденева рать;
8) Вокняжение Дмитрия Ивановича;
9) Битва на Вожже;
10) Битва на Куликовом поле;
11) Поход Тохтамыша;
12) Феодальная война;
13) Стояние на Угре.

II. Какие события произошли в:

1054; 1113; 1169; 1205;
1068; 1125; 1174; 1208;
1097; 1147; 1176; 1212.

III. Вспомните даты правления:

А) Ярослава Мудрого;
Б) Андрея Боголюбского;
В) Всеволода I;
Г) Юрия Долгорукого;
Д) Владимира Мономаха;
Е) Юрия Всеволодовича;
Ж) Всеволода Большое Гнездо.

IV. Укажите, кто были эти люди:

А) Юрий Всеволодович;
Б) Михаил Всеволодович;
В) Андрей Ярославович;
Г) Дмитрий Александрович;
Д) Василько Константинович;
Е) Даниил Романович.

С.

1. Используя текст учебника и историческую
карту, изобразите схему Невской битвы, Ледового
побоища, Куликовской битвы.
2. Используя документ в учебнике Волобуева О.В.
“Россия и мир” (стр. 172). Сделайте вывод, кто прав
в споре Аввакум или его оппоненты.

3. Проверь себя:

А) По какому принципу образованы ряды:

1463, 1478, 1485, 1510, 1514

Б) Что объединяет названные понятия:

Алтын,
Ццелковый,
Ефимок.

В) Исключите лишнее:

Иван III,
Дмитрий Боброк-Волынец,
Владимир Андреевич Храбрый,
Мамай.

Г) Расположите в хронологической
последовательности:

1. Нашествие монголов на Северо-Восточную Русь;
2. Битва на Чудском озере;
3. Восстание в Твери против Чолхана;
4. Куликовская битва.



Темы для рефератов:

  1. Процесс эволюции политического строя России в XV-
    XVI вв.
  2. Сумели ли правители Московского государства
    реализовать на практике концепцию
    “Москва-третий Рим”?
  3. Связь культуры Древнерусского государства и
    Московской Руси.

Тема 3: Российское государство в XVI
в. Смутное время.

План:

  1. Политическое развитие России в I половине XVI в.
    Боярское правление.
  2. Судебник 1550 года. Реформы 50-х гг.
  3. Опричнина: причины, сущность, методы, итоги и
    последствия.
  4. Внешняя политика государства при Иване IV.
  5. Русская культура в XVI в.
  6. Обострение социальных и политических
    противоречий на рубеже XVI- XVII в. Смута.
  7. Восстание Болотникова.
  8. “Семибоярщина” и интервенция.
  9. Борьба с польско-шведской интервенцией. К.Минин
    и Д.Пожарский.
  10. Начало династии Романовых.
  11. Развитие хозяйства, торговли, зарождение
    капиталистических отношений.
  12. Царь Алексей Михайлович Тишайший. Соборное
    уложение 1649 года.
  13. XVII в. – “Бунташный” век: обострение социальных
    противоречий в XVII веке, церковный раскол.
    Крестьянская война Степана Разина.
  14. Внешняя политика России в XVII в.
  15. Культура России в XVII в.

Основные понятия: Избранная Рада,
реформа, местничество, Земский собор, Уложение о
службе, Стоглавый Собор, оппозиция, опричнина,
сепаратизм, сословно-представительная монархия,
семибоярщина, династия, абсолютизм, барщина или
отработочная рента, секуляризация, сословия.

Основные персоналии: Борис Годунов,
Лжедмитрий I, Василий Шуйский, И.И.Болотников.
К.Минин, Д.М.Пожарский, С.Разин, Ермак, Кучум

Литература:

  1. Гумилев Л.Н. “От Руси до России”, М. 1992 г.
  2. Волобуев О.В., Клоков В.А. “Россия и мир”, М. 2005 г.
  3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История России (с
    древнейших времен до конца XVII в.)”, М.2003 г.
  4. Черникова Т.В. “История России IX-XVI вв.”, М. 2000 г.
  5. Ионов И.Н. “Российская цивилизация (IX – начало
    ХХ в.)”, М. 1995 г.
  6. Попов В.П.. Чулков П.В. “История. Краткий
    справочник школьника”, М. 1997 г.
  7. Пятецкий Л.М. “Справочник по истории России (с
    древнейших времен до наших дней)”, М. 1995 г.
  8. Карамзин Н.М. “История государства
    Российского”, М. 1991 г.
  9. Ключевский В.О. “Лекции по русской
    истории”,М.1990 г.
  10. Платонов С.Ф. . “Лекции по русской истории”,М.1994
    г.
  11. Соловьев С.М. “История России с древнейших
    времен”, М. 1960 г.
  12. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. “История России XVI- XVIII
    вв.”, М. 1995 г.

Знать:

- что такое сословно-представительная монархия;
- как происходило укрепление государственной
власти при Иване IV Грозном;
- обострение социальных и политических
противоречий на рубеже XVI- XVII вв.;
- причины Смутного времени.

Уметь:

- работать с исторической картой и атласом;
- работать с учебником;
- составлять краткий отчет по пройденной теме;
- составлять логические схемы;
- правильно, полно, конкретно, логически,
содержательно отвечать на вопросы к теме.

Контрольные и проверочные вопросы:

А.

1. Каковы были пережитки феодальной
раздробленности в Московском государстве XVI в.?
2. Какие два этапа обычно выделяются в
деятельности Ивана IV?
3. Середина XVI в. явилась временем многообразных
реформ. С чем это было связано?
4. Какие изменения произошли в системе
центрального государственного управления?
5. Какие изменения происходили при Иване IV в
составе феодального класса?
6. В XVI в. в России зарождаются элементы
сословно-представительной монархии. В чем это
проявилось?
7. Случайным или закономерным явлением было
падение “Избранной рады”?
8. Почему реформы начинаются с военных
преобразований? Это случайность или нет?
9. Находясь под станами Казани, Иван IV задумал
реформы:

А) Ликвидировать местничество.
Б) Обеспечить землей малоземельных феодалов за
счет многоземельных и монастырей.
В) Ликвидировать проездные пошлины внутри
страны.
Г) Требовать от помещиков увеличения доходности
владений.
Д) Организовать строгую охрану на границах, чтобы
уменьшить побеги крестьян.

Как вы считаете, прогрессивны ли были планы
Ивана IV? Обоснуйте ответ.

10. Какое важное изменение произошло в статусе
Русской православной церкви в конце XVI в.?
11. Какие прогрессивные меры против боярской
оппозиции предпринял Б.Годунов?
12. В конце XVI в. в Москве была сооружена новая
линия крепостных стен. Как она называлась? Кто ее
воздвиг?
13. Почему Лжедмитрия I в официальных источниках
называли “расстригой”?
14. Как царским войскам удалось взять Тулу,
которую стойко защищали отряды И.Болотникова?

Б.

I. Вспомните, когда произошли эти события:



1. Набег Девлет-Гирея на Москву?
2. Начало Ливонской войны?
3. Ям-Запольское перемирие?
4. Героическая оборона Пскова?
5. Въезд Лжедмитрия I в Москву?
6. Введение патриаршества в России?
7. Образование Первого ополчения?
8. Принят указ об “урочных летах”?
9. Принято “Уложение о службе”?
10. Свержение В.И.Шуйского?
11. Восстание Хлопка?
12. Осада Болотниковым Москвы?

II. Какие события произошли:

1550; 1610-1612; 1613-1645;
1572; 1611; 1549-1560;
1589; 1612; 1558-1583.

III. Вспомните даты правления:

  1. Ивана IV;
  2. Б.Годунова;
  3. Лжедмитрия I;
  4. Василия Шуйского;
  5. Михаила Романова.

IV. Укажите, кто были эти люди:

  1. П.Басманов
  2. Гермоген
  3. Дмитрий Пожарский
  4. И.Заруцкий
  5. Иван Болотников
  6. Иван Сусанин
  7. Илейка Муромец
  8. Иов
  9. Кузьма Минин
  10. П.Ляпунов
  11. Марина Мнишек
  12. Филарет
  13. А.Палицын

С.

I. Используя текст учебника и историческую
карту, изобразите схему разгрома польских
интервентов в Москве (1612 г.). (Кацва Л.А., Юрганов
А.Л. “История России XVI- XVIII вв.” стр. 121-122).

II. Используя документы в учебнике Волобуева
О.В., Клокова В.А. “Россия и мир”, стр. 147, сделайте
вывод о том, какие социальные слои участвовали в
событиях Смутного времени и какие цели они
решали?

III. Проверь себя:

1. Отметьте города, через которые прошло войско
Лжедмитрия I:

А) Рыльск;
Б) Торжок;
В) Смоленск;
Г) Орел;
Д) Чернигов;
Е) Вязьма;
Ж) Тверь;
З) Тула;
И) Ярославль.

2. Отметьте реки, которые полностью протекали по
территории единого русского государства в
первой трети XVI в.:

а) Ока;
б) Кама;
в) Северная Двина;
г) Печора;
д) Волга;
е) Западная Двина;
ж) Волхов;
з) Днепр;
и) Москва-река;
к) Дон;
л) Онега.

3. Восстановите хронологическую
последовательность событий:

А) въезд Лжедмитрия I в Москву;
Б) взятие Тулы правительственными войсками в
борьбе с И.Болотниковым;
В) крестоцеловальная запись В.И.Шуйского;
Г) введение патриаршества в России;
Д) образование Первого ополчения;
Е) поход М.В.Скопина-Шуйского против Лжедмитрия II.

4. Какой документ впервые запретил переход
крестьян от одного владельца к другому:

А) Судебник 1550 г.;
Б) Указ об “урочных летах”;
В) судебник 1497 г.;
Г) Указ о “заповедных летах”;
Д) “Уложение о службе”.

Темы для рефератов:

  1. Взаимоотношения церкви и государства в
    процессе образования Российского
    централизованного государства.
  2. В чем заключалась связь между деятельностью
    Ивана Грозного и событиями Смутного времени.
  3. Окончание Смуты – это важнейшая веха в
    становлении национального самосознания
    русского народа.

Продолжение статьи.




Следующий: