Методическое пособие по использованию нестандартного оборудования

«Для здоровья наши руки мастерят, не
зная скуки»

С каждым годом ухудшается состояние
здоровья подрастающего поколения, увеличивается
численность детей с проблемами физического и
психического развития, нуждающихся в
психолого-медико-педагогической помощи. В
структуре заболеваемости детей дошкольного и
младшего школьного возраста нарушения
опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают
одно из ведущих мест.
По результатам обследований ОДА в городе
Междуреченске выявлено, что от 40 до 60 %
обследуемых детей имеют нарушения осанки и
плоскостопия.
Анализ состояния здоровья детей данного
возраста посещающих Центр
психолого-медико-социального сопровождения
показал, что у 60 % имеются нарушения
опорно-двигательного аппарата.
Профилактику плоскостопия и коррекцию осанки
следует начинать с дошкольного возраста, когда
скелетно-мышечная система еще формируется.
На осанку детей неблагоприятно влияет плохое
развитие стопы. Для укрепления мышц,
формирования ее сводов применяются традиционные
упражнения: ходьба, бег, подскоки на носках,
перекаты с пятки на носок, передвижение по
канатам, гимнастической стенке, ходьба на
наружных сторонах стоп, перекладывание и
отбрасывание предметов стопами ног сидя, ходьба
и бег по песку.
Практика показала, что занятия с использованием
нестандартного оборудования, сделанного своими
руками, больше нравится детям. Оно яркое,
образное, малогабаритное, универсальное, легко
трансформируется при минимальной затрате
времени и способствует созданию благоприятного
эмоционального настроя. А также проведение
лечебной физкультуры с использованием
нестандартного оборудования позволяет более
быстро и качественно формировать двигательные
умения и навыки, способствует повышению интереса
к занятиям спортом.
Упражнения с использованием нестандартного
оборудования направлены на укрепление здоровья,
улучшения физической подготовленности и
повышение функциональных возможностей
организма детей.
Предлагаем нестандартное оборудование, которое
используется в коррекционной работе с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста с
целью:

  • формирования привычки к сохранению правильного
    положения тела;
  • закрепления двигательных умений детей,
    осознанного выполнения движений;
  • укрепления костно-мышечной системы;
  • тренировки дыхательной мускулатуры;
  • оказания общеукрепляющего воздействия на
    организм ребенка.

Оборудование «Лечебный паровоз»

Задачи:



  • Укреплять мышцы спины, своды стоп.
  • Развивать ориентировку в пространстве
    (понятия: «впереди – сзади», «правое – левое» и
    т.д.).

  • Закреплять счет, форму, цвет предметов;
    понятия «большой – маленький», «больше –
    меньше».

Лечебный паровоз представляет собой
цепочку из ковриков с изображением вагонов
разной геометрической формы, которые соединены
между собой плетеной веревкой. Каждый коврик
разного цвета, геометрической формы и
соответствует порядковому номеру в ряду.
Корригирующая дорожка представлена в виде
деревянных брусков, соединенных между собой
веревкой – это «рельсы со шпалами».

Использование:

  • ходьба по корригирующей дорожке;
  • выполнение заданий на закрепление цвета, формы,
    счета, количества и т.д.

Оборудование «Машины»

Задачи:

  • Укреплять мышцы спины, своды стоп.
  • Развивать ориентировку в пространстве.
  • Закреплять счет, цвет предметов.
  • Формировать правильную постановку шага, его
    длины.

Корригирующая дорожка состоит из пяти
ковриков, соединенных между собой цветными
веревками. Внутри – пробки. За счет съемных
чехлов наполнение ковриков можно менять на
камни, пуговицы и т.д.

Использование: ходьба по
корригирующей дорожке, считая, называя цвет и
определяя пространственное месторасположение
этих предметов.

Оборудование «Цветик –
семицветик»

Задачи:

  • Укреплять мышцы спины, своды стоп.
  • Закреплять счет, форму, цвет предмета.

Цветик-семицветик состоит из семи
лепестков разного цвета и разного внутреннего
содержания: горох, фасоль, овес, пшено, перловка,
гречка, рис. Все лепестки присоединяются с
помощью липучки к сердцевине, набитой
синтепоном.

Использование:

  • ходьба по лепесткам с закреплением цвета и их
    количества;
  • индивидуальная работа с отдельными лепестками:
    чередование с ходьбой по лепесткам как с мелким,
    так и с крупным внутренним содержимым.

Оборудование наше необычное,
В нем нет вещей привычных:
Там палки, пробки, да разная крупа.
Все это помогает
Быть здоровыми всегда!

Результаты работы показали, что дети, обладая
лучшим здоровьем и большей работоспособностью,
затем успешней учатся в школе.
Новое спортивное оборудование – это всегда
дополнительный стимул активизации
физкультурно-оздоровительной работы.




Следующий: