Методическое обоснование и оформление элективных, факультативных курсов


В условиях модернизации и профилизации образования остро
стоит вопрос обеспечения учебного процесса разнообразными факультативными и
элективными курсами базового и повышенного уровней. Стремление удовлетворить
конкретные образовательные запросы учеников стимулирует педагогов разрабатывать
и внедрять авторские, корректированные программы элективных и факультативных
курсов. По общему правилу методической службы г.о.Спасск-Дальний Приморского
края все авторские (корректированные) факультативные и элективные курсы в
обязательном порядке проходят экспертизу в рамках ежегодного городского форума
педагогических инициатив в номинации «Элективные, факультативные курсы».

Работа педагогов начинается с тщательного изучения
рекомендованной структуры, содержания и критериев оценки творческих разработок
по данной номинации (см. Приложение 1). Строгое
следование рекомендациям методической службы – насущная необходимость.

Структура творческой разработки элективного, факультативного
курса обязательно должна включать следующие разделы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Тематическое планирование на дидактической основе
  4. Содержание курса
  5. Средства обучения
  6. Перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика.
  7. Приложения.

Пояснительная записка

Это самый объемный раздел, позволяющий педагогу показать
«изюминку» разработки и свою компетентность в целом. В пояснительной записке
необходимо обосновать:

Актуальность и значимость курса – нужно описать, какие
образовательные, воспитательные и личностные проблемы современного мира
позволяет решить; насколько соответствует образовательным программам и
стандартам; чем представленная разработка выгодно отличается от всех других по
данной тематике; что конкретно дает ученику, учителю, образовательному
учреждению внедрение данного курса; насколько разработка соответствует
образовательным запросам именно учащихся (а не только личным желаниям и
вкусам учителя), как выявлялись эти запросы (анкетирование, опросы,
индивидуальные беседы и др.).

Цель и задачи курса – должны быть ориентированы на
достижение предполагаемого результата. Цель прописывается одна, конкретная,
реалистичная, достижимая и диагностичная по своему содержанию. Формулируется
она, как правило, глагольным существительным (например, «Формирование
информационной компетентности учащихся через…»). Задач может быть несколько, но
не более 3-4; формулируются задачи в форме глаголов совершенного вида (например,
«изучить…», «отработать …», «закрепить…», «совершенствовать…» и др.). Задачи
должны соответствовать поставленной цели и быть направлены на предполагаемый
результат. Как показывает опыт, некорректная формулировка, несоответствие цели и
задач вызывают многочисленные нарекания экспертов. Спорной является постановка
цели в таком виде: «Создание условий для развития…». Создание условий для
успешного освоения элективного (факультативного) курса – обязанность педагога, а
не самоцель в процессе обучения.

Обоснование структуры и принципы отбора обучения
указать, из каких частей состоит данный курс (делится на тематические блоки,
разделы, модули и др.), какова последовательность изложения материала (от
простого к сложному, от частного к общему, линейная, концентрическая,
спиральная, смешанная и др.); на удовлетворение каких именно образовательных
запросов ориентирована данная структура программы, на каких принципах базируется
ее содержание.

Основные методы обучения, виды деятельности учащихся -
данная информация приводится отдельными строками: «Методы обучения», «Виды
деятельности учащихся» через запятую и без подробного обоснования. Называя
методы обучения, не следует перечислять все их известные классификации
(например, по характеру познавательной деятельности учащихся, по степени
активности учащихся, по источнику знаний, по организации деятельности и др.). В
обязательном порядке следует указывать фамилию автора той классификации, которую
учитель использует в работе.

Формы проведения занятий – перечисляются формы
проведения занятий по всему курсу через запятую (семинар, лекция, практикум,
деловая игра и т.д.). Если автор предполагает проводить комплексные по форме
занятия, нужно дать дополнительные пояснения об основных этапах их организации.

Создание образовательного продукта – следует
перечислить через запятую создаваемые учащимися конкретные результаты их
познавательной или практической деятельности (конспект, тезисы, схемы,
исторический анализ, собственное решение проблемы, стихи, статьи в СМИ,
фотографии, модели, макеты, компьютерные презентации и др.).

Причем, образовательный продукт в обязательном порядке должен
соответствовать форме проведения занятия. Например, в ходе лекции учащиеся могут
выполнять конспект, схему; практическая работа может быть направлена на
заполнение таблицы, решение какой-то задачи; в ходе игровой деятельности
учащиеся получают какой-то практический опыт, определенные знания.

Определение критериев, позволяющих оценить успешность
освоения программы курса
– указать, какие именно виды и формы контроля
(устный, письменный, взаимо- и самоконтроль; тестирование, выполнение проекта,
зачет, получение итоговой оценки, портфолио-оценка и т.д.) учитель планирует
использовать для оценки знаний учащихся и каковы критерии оценки.

Например,

  • для тестирования – указать количество баллов, необходимых
    для получения оценки «5», «4», «3», «2»;
  • какие именно промежуточные задания необходимо выполнить
    для получения зачета, итоговой оценки, портфолио-оценки;
  • назвать темы итоговых проектов, рефератов и порядок их
    защиты и др.

Прогнозируемые знания, умения и навыки, полученные
учащимися на базовом, продуктивном и творческом уровнях в результате освоения
данного курса – для каждого уровня обученности указывается, что именно учащиеся
должны «знать», «уметь», «называть», «применять».

Тематическое планирование

Наглядно представить содержание элективного или
факультативного курса позволяет тематическое планирование, выполненное в двух
табличных формах – краткой (см. Приложение 2) и
подробной (см. Приложение 3).



Краткий учебно-тематический план дает общие сведения о
структуре элективного (факультативного) курса: об учебных темах (модулях,
разделах), количестве теоретических и практических занятий, учебных часов.

Методическое обоснование каждого занятия учитель
представляет в подробном варианте тематического планирования, которое
составляется на дидактической основе и содержит сведения:

  • о поставленной цели;
  • форме проведения занятия;
  • способах деятельности учащихся;
  • требованиях к уровню подготовки учащихся по результатам
    занятия;
  • образовательном продукте.

Некоторые авторы прописывают также способы деятельности
учителя, средства обучения, межпредметные связи.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на наиболее
распространенные недочеты, допускаемые авторами в данном разделе:

  1. Подмена термина «занятие» термином «урок». Поскольку
    факультативные и элективные курсы являются формой внеурочной деятельности,
    целесообразно использовать термин «занятие»;
  2. Несоответствие:

а) поставленной цели – форме организации занятия.

Например, автор ставит следующую цель занятия: «Осуществление
контроля и коррекции знаний учащихся по изученной теме». Формой организации
занятия в этом случае не может быть лекция.

б) указанной формы проведения занятия — способам деятельности
учащихся и образовательному продукту.



Например, педагог планирует использовать интерактивную форму
обучения — провести занятие в форме деловой игры. Но в пункте «Способы
деятельности учащихся» указано, что ученики будут составлять конспект. А где же
игра?

  1. Перегруженность плана занятия различными методическими
    приемами, способами деятельности и т.д., которые в предложенном сочетании не
    могут быть реализованы за 40-45 минут занятия.

Содержание курса – это подробная тематическая
программа того материала, который ученики будут изучать в рамках электива
(факультатива). Необходимо расписать, какие именно понятия, термины, фактические
данные, даты будут изучены по каждой теме (занятию, модулю, разделу).

Средства обучения – обязательный раздел авторской
разработки (даже если автор уже указал используемые средства обучения в
пояснительной записке или тематической планировании, их необходимо
продублировать отдельным разделом). Обычно авторы указывают все используемые
дидактические и технические средства обучения, давая необходимые пояснения по их
конкретному применению.



Перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика
– в данном разделе дается, по сути, два списка литературы, некоторые пункты
которых могут повторяться. Так, если имеется учебник, который в работе
используется и педагогом, и учениками, наименование учебника указывается в
каждом списке. Библиографическое описание должно соответствовать ГОСТ 7.1-2003
«Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и
правила составления», 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок», ГОСТ
7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных
ресурсов: общие требования и правила составления». С требованиями вышеназванных
стандартов можно ознакомиться в школьных библиотеках.

Список литературы составляется в алфавите авторов или
названий, книги нумеруются, начиная с 1. Если, кроме книг, используются статьи
из СМИ, компьютерные диски, публикации в сети Интернет, они также подлежат
описанию в списке литературы.

Приложения – в данный раздел могут быть помещены любые
по усмотрению автора материалы, которые иллюстрируют опыт учителя в рамках
данного элективного (факультативного) курса: разработки занятий, дидактический
материал, иллюстрации и др. Количество приложений не ограничивается.

Оформление творческой разработки – выполняется по
общим машинописным правилам, предъявляемым к оформлению документов. Каждый
раздел следует начинать с новой страницы. На титульном листе следует указать:

  • название образовательного учреждения;
  • почтовый адрес, телефоны, электронный адрес
    образовательного учреждения;
  • наименование конкурсной номинации (если работа
    представляется на конкурс);
  • название разработки;
  • для какой возрастной группы (класса, параллели, звена)
    предназначена;
  • на сколько учебных часов рассчитана;
  • фамилия, имя, отчество автора, занимаемая должность;
  • домашний адрес, телефон, электронный почтовый ящик
    автора;
  • наименование населенного пункта;
  • год.

Рекомендованные шрифты: Times New Roman, Аrial. Заголовки
могут быть выделены более крупным шрифтом, курсивом, полужирным начертанием,
подчеркиванием. Основной текст выполняется 12-14 кеглем, заголовки – более
крупным шрифтом. Строгих предписаний в оформлении нет, кроме требования не
загромождать текст декоративными элементами. Разработка представляется на
экспертизу в печатном виде, в отдельной папке.

Прошедшие экспертизу творческие разработки элективных и
факультативных курсов допускаются к участию в выставке-ярмарке городского
(краевого) форума педагогических инициатив в соответствующей номинации,
публикуются в профессиональных изданиях, неизменно получая высокую оценку
коллег. Подробное обоснование передового опыта помогает распространить его в
педагогической практике.




Следующий: