Методическое обеспечение недели физики

Физика на протяжении всей истории человечества
является ключом к познанию окружающего мира,
базой научно-технического прогресса и важным
элементом развития личности. Физика встречается
и используется в повседневной жизни, поэтому
знания и навыки по физике нужны каждому человеку.
Физические знания и навыки необходимы почти во
всех профессиях, особенно связанных с
естественными науками и техникой.

Одной из важнейших задач физического
образования является формирование у студентов
научного мировоззрения. Развитие студентов
зависит от той деятельности, которую они
выполняют в процессе обучения. Только тогда,
когда учебная деятельность, направленная на
овладение основами наук и на развитие личностных
качеств, сформирована на более высоком уровне,
начинает ясно проявляться ее творческая сторона.

Я работаю с обычными студентами, добрая
половина которых “троечники”. Поэтому свои
уроки и внеклассную работу строю так, чтобы
ребятам учиться у меня было спокойно, комфортно,
чтобы студенты развивались, если не “вглубь”, то
хотя бы “вширь”, имели элементарные
представления об окружающем их мире, умели
объяснить то, что происходит вокруг. Стараюсь
учить студентов мыслить, отстаивать свою точку
зрения. Придерживаюсь принципа – ничего не
давать в готовом виде, — так что постановка
проблемных ситуаций на уроке – мой излюбленный
прием.

Одной из частых причин потери интереса
студентов к физике является не понимание связи
изучаемых понятий с реальной действительностью.
Осмысление сложных абстрактных понятий
невозможно без наблюдения реальных физических
явлений. Интерес детей к выполнению
экспериментов и лабораторных работ очень высок с
самого начала знакомства с физикой, но он быстро
затухает, если не поддерживать его интересным не
слишком простыми заданиями, самостоятельной
работой с оборудованием, разнообразием заданий
для каждого студента или для группы,
самостоятельным формулированием выводов. Часто
на уроках я использую фронтальные эксперименты.
Этот приём не новый, но в последние время в связи
с большим объёмом учебного материала, а также в
связи с недостатком оборудования, фронтальный
эксперимент на уроках преподаватели используют
редко. Известна пословица “Лучше один раз
увидеть, чем десять услышать”. Это значит, что
нужно чаще проводить фронтальные эксперименты
студентов, изыскивать возможности ставить их на
каждом уроке изучения нового материала. Чтобы
хорошо учить физике, необязательно придумывать
что-то сногсшибательное: можно вполне успешно
пользоваться простым оборудованием. Например, на
уроке, где рассматривается поверхностное
натяжение. Каждый студент изучает образование
капель из пипетки. И оказывается, он может
удивиться капле. Долго рассматривают ребята
обыкновенную каплю у края пипетки, что-то видят в
ней впервые. Учатся наблюдать, замечать в
знакомом новое, размышлять. Делают вывод: форма
капли — ее округлость и тонкая шейка — обусловлены
существованием силы поверстного натяжения. В
другом опыте выясняем, какую форму принимает
жидкость под действием одних только сил
поверстного натяжения. Выполняем опыт Плато: в
небольшие стаканчики с одеколоном, разбавленным
водой, каждый помещает пипеткой каплю
растительного масла. Какой восхитительный
золотистый шар плавает внутри раствора! Вновь
тема для размышления.

Изучение физики предполагает прежде всего
наполнение курса разнообразными, интересными и
сложными задачами. Важное место отвожу решению
качественных задач и эксперименту фронтальному
или демонстрационному. Уроки стараюсь
разнообразить элементами игры, различных
соревнований. Для поддержания и развития
интереса к предмету следует включить в процесс
обучения занимательные задачи, без которых
преподавание не бывает успешным, поскольку
занимательность – необходимое средство для
возбуждения и поддержания внимания и интереса.

Главный фактор занимательности – это
приобщение студентов к творческому поиску,
активизация их самостоятельной
исследовательской деятельности, т.к. часто
уникальность занимательной задачи служит
мотивом к учебной деятельности, развивая и
тренируя мышление вообще, и творческое в
частности.

К сожалению, все чаще сталкиваюсь с тем, что
учащиеся теряют интерес не только к физике, но и к
обучению вообще. В связи с этим ежегодно провожу
неделю физики, в которой участвуют все параллели.
На подготовку отводится 2-3 недели. На видном
месте вывешивается план проведения недели, с
студентами каждой группы обсуждаются условия, и
начинается подготовка. Каждый студент может
выбрать себе задание по интересу – выпустить
газету, выполнить творческую работу, создать
физическую модель или принять участие в игре.

К творческим работам, которые участвуют в
конкурсе, относятся рефераты, кроссворды, ребусы,
компьютерные презентации и межпредметные
проекты
(приложение 5) Студенты
чаще всего выбирают парные или групповые типы
проекта, что стимулирует само- и взаимообучение,
развитие коммуникативных навыков (обмен
материалами, обсуждение их). Коллективная работа
по выполнению проекта избавляет участников от
неприятного ощущения подконтрольности, создает
чувство свободы, снимает интеллектуальные
страхи, способствует возникновению внутренней
мотивации. В группах студенты, вступая в контакт,
решают коммуникативные задачи: учатся
высказывать свою точку зрения, слушать и
понимать точку зрения собеседника, вести
дискуссию. Приоритетным направлением в работе с
проектами стал повышение уровня информационной
культуры, а именно работа студентов с ресурсами
Интернет.

Студенты от своей группы выдвигают по два
человека в экспертную комиссию. Эти ребята
помогают в проведении недели, подводят итоги
конкурсов, являются членами жюри в физических
соревнованиях. За любую работу, выполненную
студентом, экспертная комиссия ставит оценку,
которая выставляется в журнал, поэтому принять
участие в неделе видят смысл даже самые слабые
студенты.

Внеурочная работа – это обязательное звено
учебно-воспитательного процесса. Среди ее
разнообразных форм физические недели занимают
видное место.

Цель этих недель

– в увлекательной форме
расширить и углубить знания, полученные на
уроках, показать их широкое использование в
жизни, пробудить в учащихся стремление к
творчеству, помочь им это творчество проявить,
выработать у них умение быстро мыслить, а затем
свои мысли кратко излагать, проявлять
находчивость в трудных ситуациях.

Организация и подготовка физической недели
оказывают на студента огромное воспитательное
воздействие, формируют у них чувство
коллективизма, умение отстаивать свои убеждения,
обосновать свою точку зрения по тем или иным
вопросам. Здесь студенты могут глубже
познакомиться с выдающимися достижениями
отечественной науки и технике в отдельных
отраслях народного хозяйства, с биографиями
крупнейших ученых и изобретателей, внесших
большой вклад в развитие мировой науки и техники.

Привожу примерный план проведения недели физики.


№п/п Мероприятия Дата Группа
1 Открытие недели физики 19.02 2007 1 курс
2 Ролевая игра “Спасатели” 19.02.2007.
3 Урок – КВН 20.02.2007.
4 “Физика за чайным столом” 20.02.2007. 1станд,1худ, 1ком, 1с, 1м.
5 Конкурс на лучшую творческую работу 21.02.2007. 1 курс
6 Урок конференция. 21.02.2007. 1худ
7 “Эксперимент – источник знаний” 21.02.2007. 1 курс
8 Игра “Счастливый случай” 22.02.2007. 1станд
9 Конкурс на лучшую газету. 22.02.2007. 1 курс
10 Игра “Звездный час” 24.02.2007.
11 Олимпиада по физике. 24.02.2007. 1 курс
12 Круглый стол “Физика в моей профессии” 25.01.2007. 1 курс

В течение предметной недели все учебные
занятия в группах проходят в инновационной
форме, каждый урок и внеклассное занятие в своем
роде уникально. Чем же характеризуются их
дидактические особенности и методические
основы?

Цель и специфика

таких занятий состоит в том,
чтобы активизировать самостоятельную работу
учащихся над учебной и дополнительной
литературой и таким образом побуждать их к более
глубокому осмыслению и обогащению знаний по
изучаемой теме.

Задолго до предметной недели ребята готовят домашние
экспериментальные задания
по разным разделам
физики (предлагаю эти здания студентам по мере
изложения вопросов по физике или после изучения
всей темы). Систематическое выполнение
студентами домашних экспериментальных заданий
благоприятствует овладению физическими
методами познания: они учатся самостоятельно
собирать экспериментальные установки, измерять
физические величины, представлять результаты
изменений в виде таблицы и другое, делать выводы
из эксперимента, объяснять результаты своих
наблюдений и опытов с теоретических позиций.
Публичное обсуждение проведённого эксперимента
развивает и поддерживает интерес студентов к
физике, формирует их интеллектуальные и
практические умения и навыки, развивает научный
стиль мышления, формирует учебно-познавательную
компетенцию.

Например, при изучении поверстного натяжении
жидкости студентам даётся задание на
сравнивание коэффициентов поверхностного
натяжения воды и мыльного раствора, воды и
сахарного сиропа. Один из вариантов выполнения
домашнего эксперимента дан в приложении
2.

В самом начале учебного года я организую работу
физического кружка, который помогает мне в
организации внеклассных мероприятий особенно во
время проведения недели физики. На первых уроках
физики рассказываю о работе физического кружка в
прошлом учебном году, показываю фотографии,
модели и проекты, выполненные кружковцами,
сообщаю о целях и задачах данного объединения,
предлагаю подросткам посетить ближайшее занятие
кружка. Чаще на первое занятие приходят ребята
стеснительные, имеющие слабые знания предмета,
предполагая таким образом получить хорошие
оценки по предмету. После нескольких занятий, на
которых я даю возможность ребятам
поэкспериментировать с физическими приборами,
не нарушая правил техники безопасности, студенты
становятся более раскованными, ближе узнают друг
друга. Ведь учебный физический эксперимент –
один из важнейших компонентов обучения физике. С
его помощью и на его основе реализуется
диалектический путь познания истины: “От живого
созерцания к абстрактному мышлению и от него к
практике”. Эксперимент выступает, с одной
стороны, как источник первоначальных знаний, а с
другой – как критерий истинности наших
представлений о природе; он – средство,
иллюстрирующее открытые человеком физические
закономерности, и средство, помогающее понять
устройство технических установок; он облегчает
формирование научных представлений и вместе с
тем обеспечивает отработку умений и навыков,
формирует учебно-познавательную компетенцию.

Достаточно часто устраиваю на занятиях физические
викторины
, которые занимают, не так уж
много времени. Физические викторины в
занимательной форме знакомят студентов с
явлениями природы, с разнообразными
применениями законов физики в технике, с
интересными опытами. Физические викторины
углубляют и расширяют знания студентов,
способствуют развитию логического мышления,
прививают интерес к предмету. Готовясь к
проведению викторины, нужно прежде всего
наметить тему викторины, учитывая пройденный
учебный материал и подготовку учащихся. Все
методические приемы и средства, способствующие
наглядности и выразительности демонстрируемых
опытов, которые обычно используются на уроках,
следует широко применять и при проведении
викторины. Очень важно, чтобы в подготовке и
проведении викторины участвовали студенты.

Особое внимание на физической неделе уделяю ролевым
играм
. Уроки или внеклассные занятия такого
типа имитируют научную, производственную или
научно – производственную деятельность людей.
Занятия аналогичного типа широко практикуются в
экономике, на предприятиях, в медицине, на курсах
повышения квалификации специалистов разных
профилей для выработки навыков рационального
решения проблем и задач, встречающихся в
реальной жизни. Рассматриваемые уроки
моделируют самые разнообразные жизненные и
производственные ситуации и предназначены для
разных целей: изучения нового материала, его
закрепления, расширения и отработки. Они
нравятся студентам тем, что ставят их в условия,
когда нужно решать производственные задачи, что
похожи на настоящую работу родителей
родственников, дают почувствовать себя
взрослыми, принимающими серьезные деловые
решения.

Использую в своей работе различные игры
“Счастливый случай”, “Звездный час”, “КВН”

и уроки – соревнования.(приложения 3,
4)

Уроки данного типа – это прием введения в
учебные занятия по физике элементов игры. Они
основаны, как правило, на групповой деятельности
студентов, вследствие чего ценны как средство
воспитания коллективизма, чувства личной
ответственности перед товарищами по команде и
перед общим делом: ведь никаму не хочется в
глазах друзей оказаться несостоятельным и
подвести их своим незнанием или неумением. Уроки
– соревнования бывают разными по содержанию,
структуре, форме организации; разной может быть и
их роль в учебном процессе.

Урок – КВН тоже относится к урокам –
соревнованиям, но выделен мной отдельно. Его
особенность: наряду с серьезными заданиями,
командам предлагают и юмористические.

Провожу на протяжении многих лет работы уроки-семинары
(приложение 1) и уроки-конференции,
как правило, по темам, имеющим богатый
дополнительный материал и несложный для
самостоятельного изучения. Например, при
изучении тем “Электрический ток в газах”,
“Электрическое поле”, “Магнитное поле” и др.
При подготовке урока-семинара я заранее
разрабатываю вопросы и указываю литературу для
самостоятельной работы, отводя на ее изучение
необходимое время. После этого проводится сам
семинар.

Учащиеся детально обсуждают поставленные
вопросы, Используя для этого как материал
учебника, так и сведения из дополнительной
литературы, уточняя, расширяя и углубляя свои
знания, Учителю следует поощрять нестандартные
суждения, оригинальные мысли, поиски новых
подходов к осмыслению изучаемой темы. Нетрудно
понять, что такие уроки не только активизируют
познавательную деятельность учащихся, но и
позволяют им приобретать умения самостоятельно
добывать научные знания, развивать свою речь и
мышление, адаптироваться к новым
образовательным условиям. В этом и состоит их
ценность.

Уроки – пресс – конференции

имитируют
проходящие в жизни пресс – конференции: когда
группы общественных деятелей или ученых ведут
беседу с представителями прессы, направленные на
выяснение важнейших вопросов и проблем с целью
их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа
способствуют развитию у студентов навыков
работы с дополнительной литературой,
воспитывают любознательность, умение делать
дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.

Основная цель недели физики:

расширить
знания студентов, развивать познавательный
интерес, интеллект, воспитывать стремление к
непрерывному совершенствованию своих знаний;
формировать дружеские, товарищеские отношения,
умение работать командой; показать
необходимость знаний по физике в других науках.

Во время проведения недели, а также при
обсуждении ее итогов можно решить целый комплекс
общеобразовательных и воспитательных задач, как,
например, расширить и углубить знания по данной
теме, показать разнообразие использования
физических знаний на практике и в повседневной
жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и
техническим идеям, воспитать устойчивый интерес
к физике, научить его работать самостоятельно.

Я считаю, что проведение предметных недель
необходимо, потому что они способствуют
формированию у студентов интереса к обучению
вообще, формированию научного мировоззрения и
расширяет его кругозор.

В 2006-2007 учебном году в нашем техникуме неделя
физики проводилась с 19.02.2007. по 25.02.2007. На
протяжении недели студенты первого курса
активно участвовали во всех физических
мероприятиях. Во всех группах первого курса
прошли нетрадиционные уроки по физике. Ребята
предложили на суд экспертной комиссии большое
количество творческих работ. В результате они
получили большое число положительных оценок.

После проведения недели физики и математики
был проведен социологический опрос студентов
первого курса, который показал, что 96 % опрошенных
приняли участие хотя бы в одном мероприятии, 91,7%
опрошенных остались довольны результатами
предметной недели, 89% опрошенных признались, что
узнали много нового при самостоятельной
подготовке к внеклассным занятиям и урокам, и 43%
опрошенных хотели бы оказать помощь в проведении
предметной недели в следующем учебном году.
Результаты опроса подтверждают необходимость
проведения предметных недель.

Библиография:

1. Билимович Б.Ф. Физические викторины в среднй
школе.

Пособие для учителя. – М.:
Просвещение,1997.

Эта книга написана для учителя физики с целью
помочь ему в организации и проведении физических
викторин в средней школе. Задачи для викторин
систематизированы по разделам курса физики и
снабжены подробными ответами. Значительное
место отведено экспериментальным задачам,
которые вызывают у учащихся особенно большой
интерес.

2. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика

. Учебник для
средних специальных учебных заведений.

Настоящий курс физики написан для средних
специальных учебных заведений в соответствии с
программой по дисциплине “Физика”. Особое
внимание авторами было уделено разъяснению
физического смысла описываемых явлений и
понятий, а также принципу сохранения энергии.
Авторы стремились излагать материал с точки
зрения современной физики, в доступной форме
ознакомить студентов с новыми явлениями в
области физики и их использованием в технике. В
книгу включены примеры решения типичных задач и
небольшое число упражнений. Все изложение
материала и решение задач сделано в системе СИ.

3. Кирик Л.А. Физика 9, 10, 11.

Разноуровневые
самостоятельные и контрольные работы. – М.:
Илекса, 2003.

Пособие содержит самостоятельные и
контрольные работы по всем важнейшим темам курса
физики и предназначено для текущего контроля
знаний студентов. Работы состоят из нескольких
вариантов четырех уровней сложности.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная
работа в современной школе.

Воспитание: от
формирования к развитию. Учебно-методическое
пособие для учителей, студентов педвузов,
слушателей ИПК. – М.: Учитель, 2000.

В книге рассматривается два подхода к
воспитанию, их различные смыслы и зависящие от
них результаты, новые значения общих понятий
воспитательной деятельности, общие формы
организации воспитания и “предметные” формы
воспитательной работы.

5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика
10 класс.

Учебное пособие соответствует учебной
программе по дисциплине “Физика”,
предназначено для учащихся 10 класса и студентов
средних специальных учебных заведений. В пособии
изложена классическая физика в разделах “Основы
кинематики”, “Основы динамики”, “Молекулярная
физика и термодинамика”, “Основы
электродинамики”, “Законы постоянного тока”.
Современная физика ХХ века представлена при
изучении сверхпроводимости и полупроводниковых
приборов. Имеется большое количество
иллюстраций, графиков, таблиц, что способствует
развитию аналитических способностей студентов.

6. Разумовский В.Г. Урок физики в современной
школе.

Творческий поиск учителей. – М.:
Просвещение,1993.

В книге обобщается творческий поиск учителей
физики средних школ и преподавателей ПТУ. В ее
основе – материалы, представленные на очный и
заочный туры методического фестиваля: общие
идеи, разработки систем уроков, описание уроков
новых типов, отдельных творческих приемов
обучения и организации работы учащихся на уроке.

7. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания
по физике.

– М.: Школьная пресса, 2003.

Пособие содержит систему заданий, которые
могут быть выполнены учениками дома с помощью
бытовых измерительных приборов, инструментов,
предметов домашнего обихода. Проводимые при этом
наблюдения, измерения, опыты позволяют ребятам
лучше понять и усвоить учебный материал по
физике, приобрести экспериментальные навыки,
осознать практическую ценность физических
знаний, вызывают у них интерес к предмету.

8. Юфанова И.Л Занимательные вечера по физике в
средней школе.

Книга для учителя. – М.:
Просвещение,1990.

В книге рассказывается об одной из форм
внеклассной работы учителя физики – проведении
физических вечеров. В ней приводятся
методические рекомендации по подготовке и
проведению вечеров по физике, а также сценарии к
отдельным вечерам. Большое внимание при этом
уделяется развитию инициативы и творческих
способностей школьников.

Следующий: