Методический материал к программе элективного курса Машиностроительное черчение

Цели:

  • Формирование учащихся технической грамотности,
    технологической культуры, культуры труда.
  • Воспитание профессиональных умений и навыков.
  • Ознакомление с основными видами
    производственного изготовления деталей машин и
    условиями их взаимозаменяемости в современном
    производстве, а также с условиями обеспечения
    технологичности изделий.

Задачи:

  • Реализация познавательных и других интересов и
    потребностей ученика через приобретение
    технических и технологических знаний, умений и
    навыков.
  • Социально-трудовая адаптация на основе
    профессионального самоопределения.
  • Выполнение основных технологических операций и
    осуществление подбора материала, заготовок,
    инструмента, приспособлений.
  • Участие в республиканской олимпиаде “Шаг в
    будущее” в номинациях технология
    машиностроения.

Содержание программы.

Программа построена на теоретическом изучении
основных видов производственного изготовления
деталей машин и условиями из взаимозаменяемости
в современном производстве, с условиями
обеспечения технологичности изделий.
Ознакомление с прочностными характеристиками
различных материалов.

Способствуют пополнению арсенала технических
знаний, позволяет на определённом уровне четко
сформулировать понятие «конструктивно»и
“неконструктивно” при оценке и анализе
конкретного чертежа детали, сборочной единицы.

Способствуют повышению квалификации в области
Машиностроительного черчения всем
заинтересованным.

Предлагаемая программа знакомит учащихся с
технологической прочностными требованиями,
предъявляемыми к деталям машин, их
работоспособностью и надёжностью, с видом
соединения деталей машин и механическими
передачами, отражаются вопросы, с которыми
наиболее часто приходится встречаться при
чтении и выполняемые Машиностроительных
чертежей.

  • Способствует развитию творческого потенциала
    учащихся.
  • Активизирует: пространственное мышление,
    технический и технологический аспект обучения.
  • Подготавливает к практической деятельности.

Ожидаемые результаты.

  1. Обогащение знаниями, умениями, навыками техники
    и обработки материалов.
  2. Развитие самостоятельности и способности
    учащихся решать творческие и изобретательские
    задачи.
  3. Воспитательные трудолюбия, предприимчивости,
    самоопределения, коллективизма, человечности,
    стремления, к знаниям и познанию, обязательности,
    честности, ответственности и порядочности,
    культуры поведения и бесконфликтного общения.
  4. Применение знаний об основных способах
    изготовления деталей машин и условиями их
    взаимозаменяемости в современном производстве,
    а также с задачами обеспечения технологичности
    изделий в профессиональном самоопределении.

Сроки реализации программы.

Согласно календарно-тематического
планирования (прилагается).

Расписание курса


Понедельник Будни Каникулярное время
Вторник 15:00-17:00 10:00-12:00
Среда 15:00-17:00 10:00-12:00
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье Выходной

В современных условиях обучения мы имеем дело с
детьми, воспитанными на компьютерных играх и в
виртуальной реальности. И поэтому наряду с
традиционными приемами мы используем
информационно-компьютерные технологии с
применением интерактивной доски и
мультимедийной аппаратуры. С одной стороны, это
интересно детям, т.е способствует активизации
учебной деятельности, с другой — организует
содержание урока, этим достигается оптимизация
учебного времени, происходит концентрация
внимания.

Учащиеся привыкли, что выход к доске — это
всегда определенный дискомфорт, с
использованием же интерактивной доски снимается
напряженность, у старшеклассников повышается
мотивация, и выход к доске становится
дополнительным стимулом. Вся представленная на
доске информация отвечает требованиям
эргономики и санитарно-гигиеническим нормам. Вся
дальнейшая работа на уроке происходит на
интерактивной доске.

Наиболее эффективны, а поэтому и чаще всего
использую в работе графические модели. Они
изображаются на доске, листе или через проектор,
транслируются на специальный экран
(используется компьютер и проектор)или
интерактивную доску. Графические модели
наиболее доступны и наглядны при изучении
“машиностроительного черчения”, позволяют в
комплексе изучить данный материал,
редактировать модель и вносить изменения и
дополнения.

На первых этапах обучения наиболее важные и
существенные моменты фиксируются учащимися в
совместной деятельности с учителем во время
дискуссии. Со временем учащиеся составляют
модели самостоятельно, формируя абстрактное
мышление, наблюдают, как модель постепенно
“обрастает” элементами, изменяется. Следующий
урок целесообразно начать с модели, созданной на
уроке для создания ситуации успеха и выявления
новых противоречий.

Дидактический материал.

Логико-смысловые модели (ЛСМ) как понятие
введены В.Э.Штейнбергом для представления знаний
в виде модели на естественном языке.

Построение логико-смысловых моделей как
частный случай моделирования позволяет понять
сущность изучаемого объекта, научиться
управлять объектом и определять наилучшие
способы управления, прогнозировать прямые и
косвенные последствия, решать прикладные задачи.
(См. приложение 1)

Календарно-тематическое
планирование


№пп Дата Кол-во час Раздел, тема Отметка-роспись о
проведении
Примечание
4 Стандартизация в машиностроении
1. 6.10 Основные понятия в области
стандартизации
2. 7.10 Стандартизация,создание и освоение
новой техники
4 Машиностроительные материалы
3. 13.10 Общие сведения.Металлы
4. 14.10 Неметаллические материалы
20 Обработка металлов резанием
5. 20.10 механическая обработка материалов
6. 21.10 Обработка на станках токарной группы
7. 27.10 Обработка на строгальных и долбежных
станках
8. 28.10 Обработка на сверлильных станках
9. 3.11 Обработка на фрезерных станках
10. 10.11 Протяжные станки и протягивание
11. 11.11 Нарезание резьбы(резцы,плашка,метчик)
12. 17.11 Нарезание
резьбы(накатывание,фрезерование,шлифование)
13. 18.11 Зубонарезание
14. 24.11 Отделочные методы обработки деталей
машин
4 Литье металлических изделий
15. 25.11 Общие сведения
16. 1.12 Некоторые прогрессивные методы литья
14 Обработка металлов давлением
17. 8.12 Общие сведения
18 9.12 Прокатка
19. 15.12 Прессование
20. 16.12 Волочение
21. 22.12 Свободная ковка
22 23.12 Объемная штамповка
23 29.12 Листовая штамповка
6 Термическая и химико-термическая
обработка детали
24 5.01 Термическая обработка стали
25 6.01 Химико-термическая обработка стали
26 12.01 Гальванические
покрытия(гальваностегия)
8 Технология получения пластических масс
и изготовления изделий
27 13.01 Общие сведения
28 19.01 Некоторые методы получения изделий из
пластмасс
29 20.01 Обработка пластмасс резанием
30. 26.01 Основные требования к конструированию
деталей
10 Основы взаимозаменяемости
31 27.01 Взаимозаменяемость и точность
32 2.02 Общие сведения о размерах
33 3.02 Определение и обозначение посадок
34 9.02 Схематическое изображение полей
допусков
35 10.02 Шероховатость(микрогеометрия)поверхности
4 Понятие о технических измерениях
36 16.02 Общие сведения
37 17.02 Средства и методы измерения
4 Основные положения технологичности
конструкции и их отражение в конструкторской
документации
38 23.02 Технологические требования к
конструктивной форме детали
39 24.02 Технологичность и эргономика
6 Понятие о технической механике
40 2.03 Статика
41 3.03 Кинематика
42 9.03 Динамика
4 Основные понятия о механизмах и машинах
43 10.03 Механика и машина
44 16.03 Механизмы для преобразования движения
10 Работоспособность и надежность деталей
машин
45 17.03 Основные виды деформаций
46 23.03 Классификация нагрузок
47 24.03 Понятие о рабочих,предельных и
допускаемых напряжениях
30.03 Определение механических свойств
металлов
31.03 Понятие о надежности,
прочности,жесткости
6 Основные сведения о деталях машин
6.04 Классификация машин
7.04 Классификация деталей
13.04 Требования,предъявляемые к машинам и их
деталям
14 Соединения деталей
14.04 Общие сведения
20.04 Заклепочные соединения
21.04 Сварные,паяные,клеевые соединения
27.04 Резьбовые соединения
28.04 Шпоночные соединения
4.05 Зубчатые(шлицевые) соединения
5.05 Штифтовые соединения
8 Механические передачи
11.05 Общие сведения.Винтовые
механизмы(винт-гайка)
12.05 Зубчатые и червячные передачи
18.05 Ременные передачи
19.05 Цепные передачи
25.05 2 Детали и сборочные единицы передач


Следующий: