Методические рекомендации проведения спортивных занятий с учетом возрастных особенностей учащихся


Школьники начальных классов нуждаются в
положительном эмоциональном стиле проведения
урока. В тоже время следует иметь в виду, что
настороженность может отрицательно влиять на
организацию урока. Поэтому с первого дня
устанавливаются правила, по которым класс
мгновенно рефлексивно реагирует. Это может быть
свисток, различные команды, жесты, сигналы.
Необходимо поддерживать эти рефлексы, иначе
учитель подвергает себя опасности стать
крикливым, повторять команды дважды, трижды. В
начальных, а особенно первых классах, чаще
используется фронтальная организация урока с
многократным повторением и закреплением
упражнений. Следует чаще показывать упражнения
правильно и отмечать неправильные движения.
Прививать навыки самостоятельности выполнения
упражнений перед классом, выполнение домашних
заданий, помогать исправлять ошибки товарища.
Школьники младших классов быстро устают и
особенно от однообразной работы, но относительно
быстро отдыхают, это следует учитывать в
планировании.

Теоретические сообщения должны быть краткими,
интересными и познавательными. Учитель, проводя
занятие в младших классах, берет на себя
ответственность за школу движений. Быстрое
заучивание неправильных движений создает
стереотип, который трудно сломать из-за
ограниченности времени и множества задач,
решаемых на уроках. Для исключения ошибок
рекомендуется использовать фрагменты
упражнения особенно сложного, постепенно сливая
в целостное движение. Используя фронтальный
показ следует постепенно повышать скорость
выполнения упражнений и амплитуду. При освоении
упражнений используется повторный метод
поточно, где ученик видит, как выполняют
упражнение другие учащиеся и соревновательный
метод после хорошо закрепленных упражнений, где
проявляются эмоции учащихся. Для учащихся слабо
усваивающих упражнение организуется группа с
более медленным темпом выполнения упражнения. В
соревновательном методе следует учитывать
простоту выполнения упражнений, т.к. ученики мало
уделяют внимания технике, а стремятся быть
первыми. Упражнения проводятся в аэробном
режиме. Результаты изучения темпов прироста и
развития физических способностей детей младшего
школьного возраста позволяют считать, что в
данном возрастном периоде целесообразно
планировать большой объем средств за счет
применения скоростных и скоростно-силовых
упражнений. При изучении вопроса о возрастном
планировании объема средств тренировочного
воздействия, направленного на развитие
физических способностей, была выдвинута
гипотеза: биологическая надежность организма
определяется в большей степени силой
взаимосвязей всех систем, а не отдельно взятой
системы (А.А.Гладышева, 1969. Волков В.Н., 1974). В
определенный возрастной период эта связь
ослабевает, происходят изменения в растущем
организме: формируются системы, которые требуют
большого энергетического обеспечения. В период,
когда взаимные связи между системами достаточно
сильные, противоречия в организме затухают,
настает время, когда большой объем физических
нагрузок не оказывает отрицательного влияния на
организм и его системы.

Полученные результаты анализа
свидетельствуют, что существуют критические
возрастные периоды: 10, 13, 16 лет, когда объем и
интенсивность нагрузок должны быть относительно
снижены. Это возрастные периоды формирования
систем организма, когда энергия необходима для
роста и развития. Для мальчиков 8 и 9 лет
характерно большое количество взаимосвязей с
системами, однако девочки этого же возраста
лучше переносят больший объем физических
нагрузок. К 10 годам это различие стирается, и
объем планируется одинаковый. Планирование
увеличения объема средств воспитания скорости
силового направления в средних и старших классах
допускается в начальном и завершающем периоде
половой зрелости: в 11–12 и 14–15 лет и 17 лет. В
остальных возрастных периодах используется
малый и средний объем нагрузок. Гибкость активно
развивается у мальчиков в 14–15 лет и в 13–14 – у
девочек. Гибкость также активно развивается в
младших классах. Ловкость планируется при
наибольшем объеме в 11–14 лет у мальчиков и 11–12 и 14–15
лет у девочек. Выносливость активно развивается
в 13–15 лет, используя средний объем нагрузок и
большой.

Методика проведения уроков в средних и ставших
классах изменяется по сравнению с начальной
школой. Меняется форма организации урока, наряду
с фронтальной, чаще применяется групповая и в
старших при наличии меньшего числа учеников
индивидуальная. В средних классах ученики
обладают более устойчивым вниманием, поэтому
усложняется структура движений, объяснения
носят как информативный характер, так и
мыслительный, познавательный. В пятых классах, в
силу кризисного периода 10 лет, внимательно
следить за реакцией на нагрузку, т.к. идет
формирование систем организма, в шестом классе
школьники обладают устойчивостью систем и
относительно большие нагрузки не оказывают
влияние на здоровье. Применяется повторный и
соревновательный метод. Учитель предлагает
образные представления и действия по ним. В
средних классах обучают на уроках
контролировать пульс. Внимательно относиться к
осанке во время выполнения упражнения, так как
идет формирование костно-мышечного аппарата.
Приучать выполнять разминку самостоятельно,
объясняя методические приемы. Привлекать к
участию в соревнованиях и судействе. В старших
классах особое внимание уделяется групповой и
индивидуальной форме организации урока, не
исключая фронтальной. Активно развивается
силовая и скоростно-силовая подготовка.
Увеличиваются веса, для работы с отягощениями на
группы мышц, но по прежнему уделяется внимание
осанке и контролю ЧСС. Усложняется техническая
подготовка в упражнениях, спортивных играх.
Ведется дневник психофизического развития.
Совершенствуется работа по образным
представлениям и действиям по ним. Используются
на уроке приемы регуляции состояний, мобилизации
и концентрации. Развивается выносливость, умение
распределять силы на дистанции большой
протяженности и регулировать состояние во время
бега.


Воспитание силы и скоростно-силовых
способностей школьника

Для воспитания силовых способностей в практике
применяется несколько методов:

  1. Повторный метод (сериями до выраженного
    утомления).
  2. Метод динамических усилий.
  3. Метод максимальных усилий.

В младшем школьном возрасте упражнения на силу
должны носить динамический характер и
способствовать развитию скоростно-силовых
качеств. Необходимо следить за осанкой и
дыханием, это могут быть прыжки, приседания,
метание, упражнения на гимнастической стенке и
скамейке. В подростковом возрасте в связи с
формированием систем организма создаются более
благоприятные предпосылки для развития силы. На
уроках физкультуры можно применять динамические
силовые упражнения с небольшими отягощениями:
гантели 1–2 кг, мячи набивные 1–2 кг, упражнение на
сопротивление в парах, приседания с 10 кг на
плечах, лазание по канату, переноска снарядов.
Упражнения на силу выполняются сериями по 5–7
повторений, отдых до восстановления
приблизительно 1–2 минуты. В возрасте 15–16 лет
активно формируется силовая выносливость,
увеличивается количество упражнений с
отягощениями, включаются упражнения: лазание по
канату без помощи ног, элементы борьбы.
Занимающихся можно разделить на группы по 3-4
человека каждая группа выполняет свой комплекс.
Учащиеся подбирают вес таким образом, чтобы он не
вызывал задержку дыхания и в подходе мог
выполнить 5–7–10 раз, при повторном методе можно в
подходе увеличить вес до 2,5–5 кг. Ориентировочный
вес для жима лежа 40–60% от собственного веса, для
приседаний 50–60% веса учащегося. Для занимающихся
в секциях этот вес может увеличиваться, в
зависимости от подготовки учащегося. Подросткам
рекомендуется брать малые веса, гантели, т.к. идет
формирование систем организма и
костно-связочного аппарата. Следить во время
приседаний за осанкой, позвонки должны работать
на сжатие, а не на разрыв. После упражнений на
силу следует выполнять дыхательные упражнения и
на растяжение мышц и связок.


Воспитание быстроты. Развитие скорости

Основой методики воспитания быстроты являются
упражнения, которые выполняются: а) с
максимальной интенсивностью; б) в течение
короткого времени 3–5–7–10–15 сек; в) с
подключением образных представлений для
прокладки новых импульсов ЦНС и развития
нейрохимтрасс.

Результаты исследований В.П.Филина и других
авторов свидетельствуют, что возраст 8–11 лет
является благоприятным в развитии быстроты. В
возрасте 12–15 лет скорость повышается за счет
скоростно-силовых упражнений. В занятиях со
школьниками младшего возраста целесообразно
включать: 1) бег с хода 10–20–30 м. 2) эстафеты; 3)
спортивные игры по упрощенным правилам, прыжки,
метания и другие. В программу занятий со
школьниками более старшего возраста включают: 1)
бег с низкого и высокого старта 30–40–60–100 м; 2) бег
с хода, с гондиканом; 3) прыжки с продвижением; 4)
прыжки в длину; 5} бег под уклон. Интервалы отдыха
и отрезки работы следует варьировать, т.к.
организм адаптируется к монотонной работе и рост
результатов останавливается. Упражнение на
скорость должно быть хорошо освоено, т.к. на
высокой скорости техника может искажаться.
Упражнение на скорость прекращается при
снижении скорости выполнения упражнения.
Интервалы отдыха такие, чтобы следующие подходы
выполнялись в фазе суперкомпенсации. Начинать
упражнения на скорость следует тогда, когда нет
следов усталости от предыдущего урока или в
самом начале урока.




Воспитание выносливости

Выносливость развивается в том случае, если во
время занятий организм учеников доводится до
состояния утомления. Научные исследования,
проведенные рядом авторов, свидетельствуют о
том, что выносливость у школьников можно
развивать с младшего школьного возраста.
Рекомендуется использовать равномерный бег,
начиная с 0,5 км и до 1–1,5 км. Расстояние следует
увеличивать постепенно без повышения скорости,
выносливость развивается в продолжительных
играх. С 5 класса методика несколько изменяется,
дистанция постепенно сокращается, а скорость
увеличивается, но контролируется в режиме ПАН0 (150
уд/мин). Для подростков используется повторный
метод с кратковременными интервалами отдыха. Для
юношей, например, 80-100 м отдых 1–1,5 мин, повторения
индивидуальны по подготовке, 160–200 м отдых 3–4
мин. Все упражнения проводятся в аэробном режиме.


Воспитание ловкости

Воспитание ловкости направлено на
совершенствование способности выбирать и
выполнять нужные движения правильно, быстро,
находчиво. Сюда входят: высокая координация
движений, быстрота, гибкость, чувство ритма.
Эффективным средством для развития ловкости
служат подвижные и спортивные игры, гимнастика,
прыжки , метания, эстафеты с применением
нестандартных ситуаций. При выполнении
упражнений направленных на воспитание ловкости
соблюдаются следующие методические приемы: 1)
Применение необычных исходных положений;
2).Изменение скорости и темпа движений;
3).Изменение пространственных границ, в которых
выполняется упражнение; 4). Смена способов
выполнения упражнений; 5). Усложнение упражнений
дополнительными движениями и другие. Если
упражнение не имеет новизны, трудно рассчитывать
на прирост в воспитанниках ловкости. Упражнение
по воспитанию целесообразно проводить в начале
занятий.

Использование физических упражнений,
направленных на воспитание способностей, должно
отвечать определенным методическим правилам, в
которых основным является: 1) интенсивность
выполнения упражнения 2) длительность выполнения
упражнений 3) продолжительность отдыха для
восстановления 4) характер отдыха между
упражнениями 5) количество повторений.


Дыхательные упражнения

Все дыхательные упражнения выполняются
учителем очень осторожно и внимательно, с учетом
задачи, которую преследует учитель.*Следует
помнить, что ослабленным детям, со слаборазвитой
сердечно-сосудистой системой не целесообразны
упражнения с задержкой дыхания. Не следует также
перекачивать легкие, это может вызвать
головокружение и отрицательно сказаться на
самочувствии. Следует стремиться к тому, чтобы
ученики овладели полным волнообразным дыханием.
Оно состоит из брюшного, реберного и верхнего.

Нижнее, или брюшное дыхание

Медленный выдох – живот постепенно
втягивается. Затем медленный вдох-живот
выпячивается. Как только мышцы живота
напрягутся, живот -раздуется, вдох прекратить,
вновь начинать выдох. Следить за синхронизацией:
вдох-выдох, выпячивание – «впячивание» или
втягивание. Грудная клетка остается неподвижной.
Брюшное дыхание является неполным, но оно имеет
хороший терапевтический эффект. Снижает АД,
помогает работе сердца и является частью полного
дыхания. Дышать следует только носом. Упражнение
можно выполнять стоя, но лучше лежа, руки на
животе.

Среднее дыхание (реберное)

Упражнение выполняется лежа или стоя.
Медленный ровный выдох, затем вдох без участия
живота, сразу распираются ребра грудной клетки в
средней части. Мышцы живота и плечевой пояс
остаются неподвижными. Внимание концентрируется
на ребрах.

Верхнее или женское дыхание

При верхнем дыхании расширяются верхние ребра,
плечи поднимаются вверх. Это не очень
эффективное дыхание, польза от него небольшая, но
оно является частью полного дыхания, укрепляет
лимфатические узлы, вентилирует верхушки легких.

Техника выполнения полного дыхания

Медленно втянуть носом воздух на 3–4–6 удавов
пульса, на 1–2 – задержать дыхание. Выдох на 4–5–6
ударов. На 1–2–3 – задержать дыхание, сделать
паузу, когда легкие пусты. Если ритм сложен можно
варьировать на 1–2 удара, до комфортного
состояния.

Очистительное дыхание

  1. Сделать полный вдох
  2. Задержать дыхание на 2–3 секунды
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух
    несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 2
    раза. Упражнение хорошо очищает легкие, помогает
    согреться при переохлаждении и освежает при
    усталости.

Дыхательное упражнение № I

И.п.: ноги вместе туки вдоль туловища. Выдохнуть.
Медленно поднять туки через стороны вверх,
соединить над головой – вдох, Задержать дыхание 5–10
сек, медленно опустить руки, выдох. Упражнение
закончить очистительным дыханием.

На уроке следует выполнять 2–4 дыхательных
упражнения. Следить за спокойным и правильным
ритмом дыхания. При появлении дискомфорта
прекратить упражнение.

Упражнение № 2

И.П.: тоже: руки на бедрах. Выдохнуть. Полный
вдох, короткая задержка дыхания на 1–2 секунды,
медленный выдох через нос с наклоном вперед.
Вернуться в исходное положение.

Упражнение для развития концентрации
внимания

Концентрация на партнере во время игры,
передвигаясь, но не отвлекаясь в течение 2–3 мин.
(в спортивных играх и подвижных игрax – баскетбол,
вышибалы, футбол и другие). Концентрация на мяче в
игре 2–3 мин. Концентрация на неподвижных
предметах в течение 2–3 минут во время отдыха от
упражнений.

Регуляция состояний

Сделать очищающее дыхание 2 раза.

При сильном возбуждении лечь, подключая
образное представление (пляж, поляна, лес, море),
концентрируясь на дыхании спокойном и
равномерном и частоте сердечных сокращений
(сердце бьется ровно, сильно редко).

При вялости, апатии после очищающего дыхания
серию физических упражнений 1) бег 2) скакалка
(прыжки) 3) упражнение на гибкость.

Работа учителя, воспитателя с младшими
школьниками есть искусство подведения его к
успеху, вооружение опытом положительных
переживаний. Сознание того, что он знает,
способен, умеет. Более благоприятна игровая
деятельность. Игра должна иметь для ребенка
привлекательные цели, всем известные и посильные
правила, которые ставят участников в равные
стартовые условия и в которых ребенок чувствует
себя защищенным, а правила – справедливыми.
Результат – победа приносит ребенку
положительные эмоции, удовольствие. Окружающие
не должны обижать, унижать, держать в страхе,
стыдить, смеяться над участниками, тем более
ругать. Следует демонстрировать внимание
каждому ребенку. Ребенок должен вооружиться
уверенностью в себе.

Воспитание в подростковом возрасте есть
накопление подростком положительного опыта
жизни и обучение рефлексии, т.е. подготовка и
перевод его в режим саморегулирования,
самоуправления, самовоспитания, что будет
способствовать укреплению чувства собственного
достоинства.

Подростку нужна деятельность, которая дает
возможность состязаться, т.е. проявить себя,
повысить свой статус в коллективе, а
следовательно повысить свою самооценку,
удостовериться в своей силе, взрослости,
компетентности. Воспитатель демонстрирует
подростку свое доверие, уверенность в его силе. в
случае неудачи следует спокойно, демонстрируя
все то же уважение и доверие проанализировать
происшедшее, найти ошибки (лучше, если подросток
назовет их сам), совместно выработать дальнейшую
тактику, никаких упреков, разносов, угроз. очень
важно сохранить поддержку, доверие сверстников к
подростку.

Юношеский возраст. Деятельность призвана дать
возможность максимально собрать знания о себе,
своих задатках, возможностях, талантах,
определить для себя ценности и цели, социальные
роли.

Позиция воспитателя – предоставить
воспитанникам максимальную свободу для
инициативы и творчества.

Конечная цель – стать для воспитанника
ненужным.

Специфика процесса воспитания – протяженность
во времени – необходим педагогический оптимизм.




Следующий: