Методические рекомендации по теме Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г

Методические рекомендации: Урок посвящён
одной из важнейших дискуссионных проблем курса
истории — готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение
превентивного удара по Германии. В процессе
урока, построенного по “кейс-технологии”,
учащиеся, перед которыми поставлена проблема,
заявленная в теме урока, изучают различные точки
зрения по вопросам готовности СССР и Германии к
войне, работают с архивным документом “План
Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, с выдержками из плана
“Барбаросса”, рассматривают различные точки
зрения по военно-стратегическому планированию
Германии и СССР в 1940 -1941 г.г. Деятельность
учащихся носит поисково-исследовательский
характер.

“Беда тому государственному деятелю,
который в наше время
не изыскивает причину для начала войны, которая
бы и после войны
продолжала оставаться убедительной”.

Отто фон Бисмарк

Цели урока

:

1. Рассмотреть ситуацию летом 1941 г. и, опираясь
на исторические факты, развенчать миф о
подготовке СССР упреждающего удара по Германии.

Задачи:

1. Рассмотреть материалы военно-технического
и экономического потенциала СССР и Германии
накануне войны.

2. Познакомиться с архивным документом “План
Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.”, выдержками из плана
“Барбаросса”.

3. Рассмотреть различные точки зрения по
военно-стратегическому планированию СССР и
Германии.

Форма проведения урока

: интерактивная работа
в группах. Класс делится на четыре группы по 5-6
человек в каждой. Задача 1 и 3 — группы найти
доказательства готовности СССР в нанесении
превентивного удара летом 1941 г.

Задача 2 и 4: развенчать миф о планах Сталина И.В.
нападения на Германию летом 1941 г.

Так как, группы решают разные задачи, то для
выполнения задания получают различный набор
документов, публикаций.

План урока:

1. Введение учащихся в проблему через
презентацию.

2. Рассмотреть проблему подготовки СССР и
Германии к войне с точки зрения
военно-технического и экономического
потенциала.

3. Анализ источников: “План Жукова Г.К. от 15 мая
1941 г.”, выдержки из плана “ Барбаросса”.

4. Ознакомиться с различными точками зрения на
данную проблему в российской и зарубежной
историографии.

5. Подведение итогов.

Эпиграф:

“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, —
Не разбейте глиняный сосуд”.

В.Высоцкий

Вводное слово учителя

: Считается, что
раскрытие архивов может помочь разгадать многие
загадки истории. Это так, но есть и другое
последствие публикаций новых исторических
источников: они рождают новые загадки. Именно
такой оказалась судьба одного документа, который
в н. 90-х стал известен всему миру. Речь идёт о
предложении, которое в середине мая 1941г.
поступило И. В. Сталину от высшего военного
руководства СССР и породило миф о подготовке
упреждающего удара по Германии. Задача класса
разобраться в проблеме: готовил ли СССР
превентивный удар по Германии летом 1941 г.

Задание №1

: Рассмотреть проблему подготовки
СССР и Германии к войне с точки зрения военно-
технического и экономического потенциала,
используя следующий план:

  1. финансирование обороны;
  2. реформы в армии;
  3. милитаризация труда;
  4. военно-технический потенциал.

Учащиеся работают с учебником “История России
1900–1945 гг.” под редакцией Данилова А.А. для 11
класса. – М., 2009, С. 332–339.

Группа №1: рассматривает подготовку к войне
СССР.

Группа №2: рассматривает подготовку к войне
Германии.

Результат работы – таблица:


Вопросы СССР Германия
1. Финансирование обороны 1939 г. – 25,4%.
1941 г. – 43%
1939 г. – 67%,
1941 г. — 77%.

На Германию работала промышленность
всей Европы, кроме Англии.

2. Реформы в армии 1 сентября 1939 г. – принят закон
“О всеобщей воинской обязанности”, призывной
возраст снижался с 21 года до 18 лет. Это позволило
увеличить численность армии с 2,5 млн. человек в 1939
до почти 5,8 млн. человек к 22 июня 1941 г.
1935 г. – введение всеобщей
воинской повинности, вопреки решениям
Версальской конференции. Численность
вооружённых сил к 15 июня 1941 г. – свыше 7,3 млн.
человек .
3. Милитаризация труда. Самовольный уход с предприятия
карался тюремным заключением на срок от 2 до 4
месяцев, за опоздание на работу без уважительной
причины рабочий мог быть осуждён на 6 месяцев
принудительных работ, рабочий день был увеличен
с 7 до 8 часов, вводилась 7-ми дневная рабочая
неделя.
“Пушки вместо масла”.
4. Военно-технический потенциал. Июнь 1941 г.: сухопутные силы КА — 303
дивизии (198 стрелковых, 13 кавалерийских,31
моторизованных и 61 танковую) и 22 бригады общей
численностью в 5,8 млн. человек. На вооружении КА
имелось около 23 тыс. танков, 5 тыс. боевых
самолётов, но 1/5 часть их была небоеспособна и
требовала ремонта.
Июнь 1941 г.: сухопутные войска
вермахта – 214 дивизий (из них 35 танковых и
моторизованных), 7 моторизованных бригад – около
8,5 млн. человек личного состава. У границ СССР – 152
дивизии и 2 бригады вермахта, в том числе все
танковые соединения. В “крестовый поход” против
большевизма отправились и союзники Германии
(Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия, Словакия,
которые выставили 29 дивизий и 16 отдельных
бригад). Всего группировка агрессоров у
советских границ насчитывала 190 дивизий общей
численностью 5,5 млн.человек, свыше 4 тыс. танков,
около 47 тыс. орудий и миномётов, 3,7 тыс. боевых
самолётов.

Таким образом, анализ таблицы показывает, что
Германия обладает мощным военно-техническим
потенциалом, подчиняет милитаристским целям
борьбы за мировое господство экономику всей
Европы, за исключением Англии; СССР наращивает
военно-технический потенциал, используя
передышку, полученную по пакту
Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 г., но
полностью перевооружить армию, тактически
грамотно распределить на западных границах, не
успевает, да и не планирует, т.к. не желает
спровоцировать Германию.

Задание№2:

Проанализировать документы по
предложенному плану.

Группы №1, №3:

Анализ документа “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941
г.”. Группа работает с раздаточным материалом
(см. приложение).

Вопросы группе:

  • Кто автор?
  • Дата написания документа?
  • Причина появления этого документа?
    Стратегические и тактические цели?
  • Можно ли считать этот документ планом
    превентивного удара СССР по Германии?
  • Группа №2, №4:

    Анализ документа – выдержки из “плана
    Барбаросса”. Группа работает с раздаточным
    материалом (см. приложение 1).

    “Одна из важнейших задач внешней
    политики Германии – завоевание
    жизненного пространства на Востоке с целью его
    решительной германизации”

    .
    Речь А.Гитлера 3 февраля 1933 года

    Вопросы группе:

  • Кто автор?
  • Дата написания документа?
  • Причина появления этого документа?
    Стратегические и тактические цели?
  • Является ли план “Барбаросса” планом
    упреждающего удара по СССР?
  • Подведение итогов работы в группах по заданию
    №2. (Приложение 1)

    Таким образом, Гитлер начинает планировать
    “упреждающий удар” летом – осенью 1940 г., в
    декабре 1940 г. разработанный до мелочей план уже
    готов, объявлена предполагаемая дата начала
    войны против СССР – 14–15 мая 1941 г. и проведены
    подготовительные мероприятия, а советский
    Генеральный Штаб к 15 мая имеет только рукописные
    наброски, на разработку которых есть 10 дней
    (между 5 и 15 мая 1941 г.). никами картами, схемами
    “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941 г.” не
    сопровождается.

    Задание №3

    :

    Группы изучают различные точки зрения на
    данную проблему в советской и зарубежной
    историографии. Работа с документами (см. приложение 2).

    Группы №1, №3: найти опровержение подготовки
    СССР превентивного удара по Германии летом 1941 г.

    Группы №2, №4: найти подтверждение подготовки
    СССР превентивного удара по Германии летом 1941 г.

    Группы отчитываются о проделанной работе через
    представление аргументов и контраргументов.

    Подведение итогов: “План Жукова Г.К. от 15 мая 1941
    г.” — рукописный вариант существовал, но общая
    стратегия данной идеи не носила агрессивного
    характера. По плану предусматривалась оборона на
    протяжении 90% всей протяженности фронта, и только
    за тем, в зависимости от условий предполагались
    наступательные военные действия. Войскам
    прикрытия ставилась задача: прикрыть прочной
    обороной развёртывание своих войск.
    Подтверждением того, что СССР не готовился к
    агрессии против Германии в 1941 г. является
    стратегическая цель плана – “…разгром главной
    группировки и других крупных сил немецкой
    армии”, а не захват чужих территорий. Также
    отсутствовало решение на начало войны со стороны
    правительства и политического руководства, в
    соответствии с которым СССР первым приступил бы
    к приготовлению к войне, первым бы провёл
    мобилизацию, сосредоточение и развёртывание
    войск на выгоднейших рубежах. Но на это Сталин
    И.В. не решился даже в первые часы после нападения
    Германии на Советский Союз.

    Начальник генерального штаба сухопутных войск
    Германии Ф. Гальдер 22 июля 1940 г. вслед за фразой
    “русская проблема будет разрешена
    наступлением” написал: “ Русские не хотят
    войны”. А в апреле 1941 г. посол Германии в СССР
    Шуленбург докладывал непосредственно Гитлеру:
    “Я не могу поверить, что Россия когда-нибудь
    нападёт на Германию”. Верный помощник Геббельса,
    руководитель гитлеровской прессы и радиовещания
    Г. Фриче признался: “Никаких оснований к тому,
    чтобы обвинять СССР в подготовке военного
    нападения на Германию у нас не было”. Но сказал
    он об этом только после войны, давая показания на
    Нюрнбергском процессе.

    Список источников и литературы

    Источники:

    1. “…соображения по плану стратегического
    развертывания Вооруженных Сил Советского Союза
    на случай войны с Германией и её
    союзниками”/Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб.
    – Тверь, 1995 (Приложение 1).

    2. Речь Сталина 5 мая 1941 год. – 1941 г. документы в
    двух томах. – М., 1999, Т. 2, С. 55.

    Литература:

    1. Безыменский Л.А. “О плане Жукова” от 15 мая
    1941 года.//ННИ, 2000, №3.

    2. Безыменский Л.А. Что же сказал Сталин 5 мая
    1941 года? – Новое время. 1991, №19.

    3. Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. –
    Тверь, 1995.

    4. Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий
    удар против Гитлера в 1941 году?//НИИ, 1993, №3.

    5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.,
    1988, Т.1.

    6. Максимычев И.Ф. Дипломатия мира против
    дипломатии войны. – М., 1981.

    7. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии,
    1939-1941 гг. – М., 1992.

    8. Ширер У. Крах нацистской империи. –
    Смоленск, 1999.

    Дополнительная литература:

    1. Суворов В.А. Ледокол: Кто начал Вторую
    Мировую войну? – М., 1993.

    Следующий: