Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплексом Вокруг тебя мир

Главной задачей моего урока литературы


является такой путь изучения
художественного произведения, при котором
не только анализируется композиции, жанр,
система образов, но и даются определенные
ценностные ориентиры, этические и правовые
нормы, способствующие формированию
жизненно — активной позиции личности и
воспитанию правовой культуры. Эта высокая
педагогическая цель совпадает с основной
функцией литературы
– “силой
художественного слова очищать и
облагораживать человека, формировать его
ценностное сознание”. Ценности — весомые, /если
не главные/ слагаемые художественного
произведения. Этический пафос, взгляд
писателя на роль искусства – то, из чего
вырастает художественное произведение и
без чего оно не существует.

Есть такие нравственные ценности, которые
не зависят от национальности, религии,
исторического момента, расы и т.п. Они
надисторичны, наднациональных: доброта,
милосердие, любовь … На них и базируются
права человека в современном мире. Они
предмет мысли писателей, философов … и
урока литературы.

Все это можно воплощать на любом уроке
литературы. Ведь о нравственности мы
говорим часто. Но соединение этики и права,
казалось бы, несовместимых понятий, -
явление новое в литературе, хотя и не такое
уж парадоксальное. “Нравственные качества
справедливого человека вполне заменяют
законы” — писал Менандр. Эта древняя истина,
действительно, — основа прав человека.

Анализируя поступки героев, ученик
приобретает определенный опыт, который
возможно, поможет ему не совершать ошибки в
будущем. На уроке идет серьезный разговор о
том, что человек должен строить свои
взаимоотношения с другими людьми по
определенным правилам …

О том, что между поведением человека в
повседневной жизни и тем, как он поведет
себя в экстремальной ситуации / в том числе
и в ситуации вооруженного конфликта/,
существует связь….

О том, что детям нужна защита, инвалидам и
старикам — поддержка и опора….

О том, что война не проходит бесследно, но
ее последствия можно смягчить….

Главная цель таких уроков:

помочь
ребенку увидеть МИР, в котором он живет
сейчас и будет жить, когда повзрослеет, МИР,
которому нужны его внимание, сострадание и
защита.

В последнее время много говорят о
социализации, что само собой предполагает и
изменение в самом процессе обучения. Считаю,
что ученик должен не только усвоить
определенную систему ценностей,
позволяющих ему функционировать в обществе,
но и реализовать себя как личность, влияя на
жизненные обстоятельства. Для этого
необходимо дать ему некую свободу на уроке,
которая предполагала бы доверительное
общение со сверстниками, с учителем, даже с
родителями. Особая атмосфера урока должна
помочь ученику высказаться самому,
внимательно выслушать других, прийти к
правильному решению.

Важно вооружить ученика не только
способом, но и принципом действия,
выяснение которого возможно в результате
самостоятельного обобщения связей, на
котором основано данное понятие. Поэтому я
стараюсь не объяснять, а помочь ученику
объяснить самому. Ученик должен ощущать
свободу на уроке и ответственность за нее.

Мне близки идеи сотрудничества в учебном
процессе и идеи французской мастерской.

Так, тему урока я пытаюсь
сформулировать проблемно, ярко, интересно,
чтобы сразу же привлечь внимание учеников к
изучаемой теме. Например:

“Свободен ли свободный человек?” / по
сказке Р. Киплинга “Кошка, гулявшая сама по
себе.”, “Что такое человек?”/ по рассказу Е.
Носова “Тридцать зерен”/”, Что есть
красота?” /по сказке О.Уайльда “Мальчик –
Звезда”/, “Побежденный или победитель?” /по
рассказу В.Солоухина “Мститель” и. т.д.

Часто даю возможность учащимся
сформировать тему самим в конце урока.
Самостоятельно выведенная, она запомнится
надолго.

То же и с целью. Чаще всего ребята
заранее ознакомлены с текстом произведения,
изучаемого на уроке. Поэтому они могут
самостоятельно наметить круг проблем,
задач для обсуждения. Эпиграф,
смысловая и эмоциональная доминанта урока,
помогает в постановке цели при затруднении.
Хорошо, если он не один. В этом случае
предлагаю выбрать из ряда высказываний то,
которое соответствует сути поднимаемой
проблемы.

Например, к уроку по теме “Общее
счастье” можно предложить следующие
высказывания в качестве эпиграфа:

  • Самый счастливый человек тот, кто дарит
    счастье наибольшему числу людей. Д.Дидро.
  • Стараясь о счастье других, мы находим
    свое собственное. Платон.
  • При соединении и малое растет, при
    раздоре и величайшее распадается. Саллюстий.

Работу с эпиграфом можно организовать по-
разному:

  • объяснить, почему эпиграфы даны именно в
    такой последовательности,
  • подтвердить высказывания собственными
    примерами из изучаемого текста или из
    жизни,
  • один эпиграф использовать для придания
    анализу остроты и проблемности, а в ходе
    урока опровергнуть и ввести другой и т.п.

Вступительное слово учителя тоже
стараюсь сделать ярким и выразительным. Оно
может быть разным: чтение фрагмента
произведения, интригующий рассказ о судьбе
писателя, поэта, собственные философские
рассуждения, выразительно прочитанное
стихотворение и мн.др. Возможно и сочетание
этих элементов. Например, к уроку в 6
классе по произведению В.Закруткина оно
может быть таким:

“Я не смогу жить … Я не хочу жить… Разве
можно так жить?..”

До какой степени отчаяния должен дойти
человек, произнесший эти слова?

А если это человек еще и женщина, мать,
жена? …

“Эту женщину я не мог, не имел права
забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа,
характер глубокий и добрый, наконец, то, как
в полном одиночестве пережила она те
страшные месяцы, которые стали для нее
великим испытанием – все это было мне
известно …”

Так начинается повесть В.Закруткина “Матерь
человеческая”, изучать которую в полном
объеме мы будем в старших классах. А сегодня
мы лишь приоткроем отдельные ее страницы.
Подумайте, о чем рассказывается в повести с
таким торжественным названием?

Писатель создает исключительную ситуацию:
во время ВОВ каратели дотла сжигают хутор, а
жителей – одних убивают, других – угоняют в
неволю. И вот на пепелище остается одна
Мария, мужа и сына которой повесели.

И все же героиня находит в себе силы жить.

Мобилизующее начало урока – самое
главное. Как настроишь класс, такой и будет
и дальнейшая работа. От начала зависит
продуктивность, результат и успех урока.
Захожу в класс, пишу на доске фразу: “Самое
страшное слово на свете”. И вот потекли
размышления, предположения, аргументы. Вот
и загорелись глаза моих учеников. Теперь
можно ставить проблемный вопрос, работать с
текстом, делиться впечатлениями и делать
выводы.



Итак, цель поставлена, выбран эпиграф,
прозвучало вступительное слово, дающее
стимул эстетическому чувству,
активизирующему мысль. Затем следует система
учебных
ситуаций, заданий, обращение
к ярким и наиболее значительным фрагментам
текста.

На этом этапе урока я предлагаю учащимся
разные задания /традиционные и
нетрадиционные:

  • подбор ассоциативного ряда к
    центральному понятию,
  • чтение и комментирование текста, анализ
    структуры и содержания,
  • сопоставление произведений разных
    жанров,
  • выполнение заданий творческого
    характера /письмо президентам воюющих
    стран, составление комикса, диафильма,
    рассуждение над проблемными вопросами и
    т.д./.

Учащиеся могут работать в группах, а парах,
индивидуально или всем классом,
обмениваясь опытом, информацией.

Бесспорно, что эта часть урока является
самой обширной и значимой. В процессе
выполнения разных заданий анализируется
художественное произведение. Использую
разные приемы работы с текстом:

  • словарная работа,
  • аналитическая работа по тексту,
  • сопоставление текстов различных жанров
    и стилей,
  • исследовательская работа с текстом,
  • разные виды чтения,
  • пересказ,
  • самостоятельная работа по анализу,
    тексту,
  • постановка и решение исследовательских
    задач,
  • сравнительный анализ текста с
    информацией по МГП,
  • создание различного рода творческих
    работ, и др.

Приведу пример работы ролевых групп
на уроке в 6 классе по статье Г.Бочарова “Что
человек может”.

После построения ассоциативного ряда и
прочтения текста делю ребят на ролевые
группы:

  1. Главный герой Шаварш Карапетян
  2. Брат Камо
  3. Отец
  4. Окружающие, посторонние
  5. Спасенные.

Предлагаю ребятам “войти в роль” и
выполнить задания:

  • Войдите в образ главного героя,
    приготовьтесь ответить на заданные вам
    вопросы.
  • Выскажите, что вы думаете об этом
    человеке от лица героев.
  • Задайте вопросы главному герою.
  • Задайте вопросы сыну, брату.
  • Скажите несколько слов главному герою
    от имени его брата, отца.

Такая работа позволяет ребятам глубже
проникнуть в текст, проблему, поставить
себя на место героев и оценить их поступки.

Обо всем этом ученики узнают, когда после
анализа произведения знакомятся с правовым
комментарием, помещенным в рубрике “А
знаешь ли ты…?”

На заключительном этапе урока


предлагаю вновь обратиться к эпиграфу,
предлагаю сформулировать тему, если она не
была названа в начале урока. Это
концентрирует внимание в конце урока,
помогает сделать обобщающие выводы.

При этом важное место уделяю ученику как
участнику учебного процесса,
анализирующему текст и выделяющему
ценностные ориентиры. Много внимания
уделяю воспитанию гуманизма, т.е. такой
системе взглядов, которая выражала бы
признание человека как личности, ее прав на
свободу, счастье и равенство, уважение
принципов справедливости и милосердия как
норм отношения между людьми. Идеи гуманного
воспитания не новы, они обнаруживаются еще
в глубокой древности: в устном народном
творчестве, в религиозных и нравственных
воззрениях разных народов. В наше время
традиции, идеи и принципы гуманизма
приобрели особую актуальность, стали
жизненной необходимостью для человека. Они
лежат в основе Международного права
человека, в основе МГП. Поэтому я уделяю
внимание этико – правовому воспитанию
учащихся на уроке. На первом этапе правовые
нормы воспринимаются на эмоциональном
уровне /5,6 класс/. Далее предполагается
развитие правового просвещения и
формирование нормативно-правовой базы,
способствующей реализации гражданских
инициатив. Реализую это через знакомство с
МГП.

МГП является частью Международного права
человека, его особым разделом, действующим
в условиях вооруженных конфликтов,
стремясь смягчить последствия войны,
ограничивая выбор средств, методов ведения
войны и обязывая воюющие стороны щадить лиц
не участвующих или переставших участвовать
в вооруженном конфликте.

Основополагающими принципами МГП
являются следующие
:

  • гуманность,
  • беспристрастность,
  • нейтральность,
  • независимость,
  • добровольность,
  • единство,
  • универсальность.

Обо всем этом ученики узнают, когда после
анализа произведения знакомятся с правовым
комментарием, помещенным в рубрике “А
знаешь ли ты…?”

На заключительном этапе урока предлагаю
вновь обратиться к эпиграфу, предлагаю
сформулировать тему, если она не была
названа в начале урока. Это концентрирует
внимание в конце урока, помогает сделать
обобщающие выводы.

Домашнее задание может быть разным, но
стараюсь, чтобы оно стало логичным
продолжением урока. Например:

  • сформулируйте и запишите основные
    выводы к уроку,
  • закончите начатые пословицы, поговорки,
    стихотворения, свой эпиграф к уроку,
  • напишите письмо /герою, автору/,
  • составьте комикс по произведению,
  • поделитесь с родителями, обсуждаемой на
    уроке проблемой, выясните их мнение и др.

Возможно творческое домашнее задание.

Например:

Никто из нас не рыцарь
Не праведник челом
Но можно ли мириться
С неправдою и злом?
В.Чичибабин

Или

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
С.Есенин

(Сочинение – рассуждение на избранную
тему).

Формы контроля:

  • тестирование,
  • письменные работы, творческие работы,
  • устные ответы,
  • сочинения
  • создание плаката и др.

Рекомендуется использовать следующие
виды и формы организации учебной
деятельности учащихся:

  • построение ассоциативного ряда,
  • постановка проблемной задачи,
  • исследовательская работа с текстом,
  • письменные творческие работы,
  • элементы дискуссии /особенно по темам,
    содержащимся в разделах “Твой выбор”
    или “Проблема выбора”/,
  • уроки – диалоги /с автором, с героями/,
  • работа по правовому комментарию,
  • технологии французской мастерской и др.



Следующий: