Методические рекомендации по организации речевой деятельности учащихся в системе внеурочной гуманитарно-познавательной деятельности

Собственное развитие ученика как речевой личности зависит, на наш взгляд, и
от того, насколько в системе внеурочной работы удаётся учителю создать условия
для индивидуально-авторских высказываний.

В последнее время всё настойчивее говорится о “необходимости предоставления
ученику серьезного опыта говорить о себе, о своих переживаниях, мыслях,
мечтаниях, интересах, прочитанном, увиденном и переживаемом…бесконечно значимом
для него как индивидуальности”(1,47).

Как же решается данная проблема в системе внеурочной работы?

Определённый интерес у учащихся вызывает национальная образовательная
программа “Интеллектуально-творческий потенциал России”, проект “Познание и
творчество”, номинация “Я знаю русский язык”.

Вот некоторые предложенные конкурсные задания:

1. Сочините рассказ под названием “Чёрное и белое”, в котором бы наблюдалось
бы обилие неологизмов. Постарайтесь использовать слова, которые совсем недавно
проникли в наш язык.
2. Сочините верлибры с заглавием “Ветка”
3. Как Вы думаете, похож ли язык на океан? Поделитесь с нами своими мыслями.

Проиллюстрируем положение о необходимости последовательного учёта речевых
интересов учащихся, обратившись к выполненному заданию ученицы 9 класса Ксении
Ф. “Сочините верлибры с заглавием “Ветка”.

Верлибр был известен очень давно. Он упоминался ещё в эпоху средневековья.
Литературоведы считают, что “Слово о полку Игореве” написано в жанре верлибра.

Действительно, данный жанр разрушил традиционную систему стихосложения. Об
этом свидетельствует следующее:

1) отсутствие рифмы;
2) отсутствие постоянного стихотворного размера;
3) строки различны по числу слогов;
4) строфы различаются по количеству строк.

Верлибр (от франц.vers libre)– форма разностопного, чаще всего нерифмованного
стиха, отличающегося от прозы членением на стиховые отрезки (строки, строфы).

Многие выдающиеся писатели обращались к этому жанру. Классическим образцом
верлибра считается произведение А.А.Фета “Я люблю многое…”.Всем известно
замечательное стихотворение А.А.Блока “Она пришла с мороза…”.

Я попыталась сочинить собственные верлибры с заглавием “Ветка”.

Окно было
Распахнуто
И лёгкий ветерок
Перелистывал
Страницы книги
Я смотрела, как на небе загораются звёзды
И месяц
Отбрасывает
Свет на землю
Волшебный свет,
Способный перенести нас в неведомый мир.
Мир таинственный и прекрасный,
Исполняющий
Наши желания и мечты.
Сколько их?
Наверное, великое множество.
Каждый
Чего-то желает.
Все они заключены
На дереве желаний,
Каждая веточка
Которого символизирует свою мечту,
Нужно просто очень захотеть,
А потом отыскать
Ту ветку,
Которая по праву считается
Твоей.

Первая часть ответа свидетельствует о знании теории литературы, навыках
составления текста. Вторая часть как раз предполагает наличие собственной
активности ребёнка, его инициативы, заинтересованности, вдохновения, интересов.

Литература.

  1. Гагаев А.А., Гагаев П. А. Художественный текст как
    культурно-исторический феномен. – М.:Флинта:Наука, 2002. – 184 с.
  2. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Речь как индивидуально-авторский
    феномен. – Пенза, 2005. – 126 с.

Следующий: