Методические рекомендации к урокам развития речи в 5-м классе по теме Сочиняем сказки сами


В сказке заложен большой воспитательный
потенциал, поэтому она занимает важное место во
всех программах по литературе в 5-м классе. При
изучении сказок очень важен творческий подход,
когда ребенок становится не только соучастником
сказочных событий, но и их творцом, своего рода
творцом Добра. Это помогает ему почувствовать
себя сильным, мудрым, великодушным и в конечном
итоге способствует воспитанию этих качеств у
ребенка.

Научить детей сочинять сказки – это,
несомненно, важный шаг в творческом развитии
школьников. Можно взять за основу любые
известные сказки. Но лучше, если это будут
сказочные сюжеты с положительной нравственной
позицией. Мы предлагаем следующие отправные
моменты для создания сказок детьми под
руководством педагога.



1. Загадка — это скрытая сказка.

Загадка как элемент малого фольклора интересна
всем: в ней в завуалированной форме, часто
рифмованно, преподносится предмет или явление, и
это уже само по себе интересно. Понимать
метафоры, сравнения, гиперболы, сравнения,
эпитеты – это значит быть чутким к родному языку.
Но если мы предлагаем загадку для перехода к
сочинительству, то создаем возможность
использовать загадку в новых сказочных
обстоятельствах, что само по себе является
фундаментом для развивающего обучения.

Вначале мы обычно работаем с загадкой:
выразительно читаем, обращаем внимание на все
языковые средства, в случае затруднения
отгадываем вместе, а затем предлагаем так
называемый мостик-перекладинку от загадки к
началу сказки.

Загадка: Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его
раздевает, тот слезы проливает.

Начало: Жил-был на огороде сердитый дед Лук
Пореевич. Были у него пышные зеленые усы,
золотистый кафтан и серьезный нрав. Никто его не
любил: ни морковка, ни капуста, ни тыква. Но
однажды темной ноченькой пришла хитрая лиса, и
вот…

2. Фразеологизм как источник сказки.

Стойкие слова и словосочетания, порой взятые из
сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто
служат удачной отправной точкой для создания
сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное
использование фразеологизмов помогает детям
глубже понять их переносный смысл, а с другой –
стимулирует их словесное творчество. Педагог
сначала помогает понять настоящий смысл
фразеологизма, а затем начинается творческая
работа.

Фразеологизм: как с гуся вода.

Начало: Жил-был гусь Гоша, и был он страшно
любопытным. Как только в каком-нибудь углу двора
начинались интересные события, Гоша непременно
летел туда со всех лап. И вот однажды…

3. Сказки из стихотворений.

Существует множество коротких детских стишков,
которые так и хочется продолжить. Это
продолжение можно написать в виде сказки.
Например:

Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу,
Все равно его не брошу, потому что он хороший.

Начало: Жила-была девочка Таня. Она очень любила
играть в игрушки, но совсем не любила убирать их в
шкафчик. И вот однажды ночью игрушки
рассердились на свою хозяйку и решили поискать
другую…

4. Сказка из сказок.

Используя фрагменты известных сказок, можно
предложить детям придумать сюжет новой сказки, в
которой встречаются персонажи разных
произведений.

Например: В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был Иван-царевич. Был у него
помощник Колобок. Мог Колобок все разузнать и
сообщить своему другу новости. И как-то раз…

5. Спасите героя.

Педагог предлагает детям экстремальные
ситуации, которые требуют обдумать несколько
вариантов спасения сказочного героя. Несомненно,
что такой метод служит предпосылкой для
сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме
умения сочинять, у ребенка развивается навыки
находить выход из трудных непредвиденных
обстоятельств.

Например: Любопытный медвежонок, проснувшись в
берлоге ранним весенним утром, решил погулять.
Его так манил запах весны, дразнили песни птичек.
Он кубарем выкатился из берлоги, скатился по
косогору и оказался на берегу маленькой лесной
речки, по которой неслись льдины. Они были
большие и маленькие, круглые и длинные и так
манили за собой, что медвежонок не выдержал и
запрыгнул на одну из них. Стремительное течение
закрутило льдину в водовороте и …

6. Сказки на каждый день.

Учитель предлагает использовать для сказочных
сюжетов привычные и знакомые предметы,
оказавшиеся в совершенно необычных и
удивительных ситуациях. “Сказка о часах, которые
ходили, ходили и убежали”, “Путешествие в страну
Пеналию”, “Сказка про тетку Лень”, “Сказка про
любопытные очки”…

Например: Жила-была тетка Лень. Больше всего она
любила ходить в гости. Придет к какой-нибудь
девочке и говорит: “Не ходи сегодня в школу,
скажи, что ты заболела”. И вот однажды…

7. Фантастические сказки.

Важным отправным моментом для сочинения сказки
служат фантастические явления. Учитель начинает
предлагать детям различные необычные явления, а
дети развивают их в сказочные сюжеты.

Например: С неба льется дождь из яблочного сока.
Строители используют в своей работе пряничные
кирпичи, шоколадные стены и леденцовые окна. Люди
придумали таблетки от вранья. Мальчик проснулся
и понял, что он понимает язык животных.

8. Случайные сказки.



Забавные случаи из реальной жизни тоже могут
послужить сюжетом для сказки.

Например: Жила-была девочка Маша. Жила она в
большом городе, где было много высоких домов. В
этих домах жило много разных людей, и девочке
очень хотелось познакомиться с ними. Однажды она
взяла в руки свою любимую игрушку и отправилась в
гости к кому-нибудь…

9. Продолжи сказку.

Очень интересным методом является метод
продолжения уже известных и логически
завершенных сказок, который предлагал еще Д.
Родари. Изменяя конец сказки, учитель развивает
воображение ребенка, ломая установившиеся
стереотипы.



Например: Кот в сапогах, сделав счастливым
своего хозяина, задумался о собственном счастье.
Тем более, что в соседнем королевстве жила очень
симпатичная кошечка, которой требовалась
немедленная помощь.

10. Изменение ситуации.

Иногда знакомая сказка тоже может послужить
поводом для творчества. Учитель рассказывает
сказку и договаривается с учениками об изменении
сюжетной линии.

Например: Колобок не стал убегать от бабушки с
дедушкой, а стал главным помощником в доме. И
скоро бабка с дедом уже не представляли себе
жизни без него.

11. Старые сказки по-новому.

Этот метод помогает по-новому взглянуть на
знакомые сюжеты. Учитель предлагает детям
переосмыслить характеры знакомых персонажей:
Золушка ленивая, лиса добрая, заяц смелый…

Например: Смелый заяц спасает волка от злой
Красной Шапочки. Семеро козлят становятся
упрямыми и непослушными, убегают в лес, а добрый
волк помогает козе их найти.

12. Решение противоречий в сказке.

Педагог учит детей видеть противоречия в
сказках и помогает принять оригинальное решение.
Например: Все три поросенка построили себе
добротные кирпичные дома и даже окружили их
высоким забором. А волк стал придумывать другие
способы проникновения в жилище: сделал подкоп и
т.п. Что стали делать поросята в данном случае?

Поводов для составления сказок может быть
множество. Неисчерпаемым источником сказочных
сюжетов служит окружающий нас мир. Нет предела
направлениям и методам при сочинении сказок.




Следующий: