Методические рекомендации для проведения уроков по теме Практикум в химической лаборатории

ВВЕДЕНИЕ

Успех работы мастера производственного
обучения по подготовке квалифицированных
рабочих в значительной степени зависит от начала
педагогической деятельности. Это касается не
только молодых мастеров. Мастера с большим
педагогическим стажем прекрасно знают о том, что,
начиная работу с группами 1-го курса, хуже нет,
когда первое сентября приходиться на день, когда
в расписании записано: производственное
обучение. Ведь, именно на первый, незнакомый им
урок — производственное обучение, ребята
стремятся с наибольшим желанием.

Очень хорошо, что тема 6 “Практикум в
химической лаборатории” — приходится на 2 курс
первого полугодия учебного плана. Учащиеся 2 -го
курса прекрасно знают, что такое
производственное обучение, что в конце учебного
года их ждет выполнение курсовых работ, а,
следовательно, и полученный рабочий разряд, в
зависимости от выполненной и защищенной
курсовой работы.

Несмотря на это, каждому мастеру
производственного обучения, нужно твердо
помнить, что планирование и подготовка к учебным
урокам тесно взаимосвязаны.

Планирование — это часть подготовки, в
документации планирования отражаются
результаты подготовки мастера
производственного обучения к уроку.

Подготовку к уроку можно подразделить на 2
этапа:

1) Перспективную — подготовку к учебному году,
изучению очередной темы программы;

2) Текущую — подготовку к очередному уроку.

В данной разработке я буду уделять больше
внимания текущей подготовки к очередному уроку.

Основной составляющей в этой подготовке
является план урока производственного обучения -
это основной планирующий документ для
проведения конкретного урока по теме. Именно он
является результатом подготовительной работы
мастера производственного обучения.

План урока производственного обучения мастер
составляет в зависимости от того, какой тип урока
выбирается.

Горюшкин В.С. советует выбирать в зависимости
от целей следующие типы уроков:

  1. Вводный урок;
  2. Урок сообщения новых знаний; изучение простых
    приемов и операций;
  3. Урок по выполнению простых комплексных работ;
  4. Урок по выполнению сложных комплексных работ;
  5. Урок закрепление;
  6. Урок обобщения и систематизации знаний;
  7. Урок контрольно- проверочный.

При подготовке к проведению урока по теме или
подтеме, мастер производственного обучения
должен:

  • хорошо изучить всю литературу, имеющуюся в его
    распоряжении;
  • практически изучить ход работы лично и
    проделать наиболее трудновыполнимые операции;
  • проанализировать результаты предыдущих уроков;
  • уточнить цель и содержание предстоящего урока;
  • определить структуру урока;
  • составить план урока и конспект водного
    инструктажа;
  • установить методы и приемы обучения;
  • подготовиться к наглядному объяснению и показу
    приемов и навыков;
  • изучить передовые методы труда для их
    практического внедрения.

ТИПЫ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ
РАБОТЫ

На изучение темы 6: “Практикум в химической
лаборатории” по тематическому плану профессии
“Оператор нефтепереработки”, срок обучения 3
года отводится 36 часов.

Подтема 1:

Инструктаж по безопасным приемам
труда в химической лаборатории. Обучение технике
лабораторных работ. Виды химической посуды,
используемой при анализе — мытье и сушка;
проверка на чистоту. Освоение приемов работы с
нагревательными приборами. Освоение приемов
работы на технохимических весах: устройство
весов; определение нулевой точки; правила
взвешивания; аналитический разновес; взятие
навесок сыпучих, жидких и твердых веществ; запись
результатов.

Этот типа урока — освоение нового материала,
Отсюда, можно выбрать следующие обучающие цели
урока:

  • ознакомить;
  • изучить;
  • научиться;
  • усвоить новые понятия;
  • совершенствовать знания, умения, навыки.

Подтема

2: Обучение методам анализа:
качественный и количественный химические
анализы. Растворы. Способы выражения
концентрации растворов. Приготовление
определенного количества раствора заданной
процентной концентрации. Определение плотности
и температуры приготовленных растворов. Работа
со справочным материалом. Методы очистки
веществ. Очистка хлорида натрия от механических
примесей фильтрованием.

Этот тип урока — освоение нового материала;
изучение трудовых приемов и операций. К
перечисленным выше обучающим целям урока можно
добавить следующие:

  • актуализировать и конкретизировать знания;
  • проконтролировать и оценить знания, умения и
    навыки.

Подтема

3: Обучение приемам
гравиметрического (весового) анализа.
Организация работ по весовому анализу; сущность
весового анализа; посуда и оборудование,
используемое при проведении анализа;
определение влажности каменного угля.

Этот тип урока можно отнести, как к уроку
освоения нового материала, так и к уроку
закрепления знаний и умений. Обучающими целями
урока можно выбрать следующие;

  • систематизировать новые знания;
  • обобщить знания;
  • закрепить;
  • повторить;
  • выработать умения и навыки;
  • проконтролировать (выявить).

Подтема 4: Обучение приемам титриметрического
(объемного) анализа. Организация рабочего места,
при проведении объемного анализа. Сущность
объемного анализа. Мерная посуда, используемая
при анализе. Правила титрования и индикаторы.
Отработка приемов отбора жидкостей пипеткой,
заполнение мерной колбы, отсчет объема жидкостей
по бюретки. Определение карбонатной и общей
жесткости воды.

Этот тип урока можно отнести как освоению
нового материала, так и комбинированному
(смешанному) уроку. Отсюда все представленные
цели и задачи.

Подтема

5: Обучение основам технического
анализа. Основные задачи технического анализа.
Правила отбора проб газов. Посуда и оборудование
для определения плотности газов. Химический
анализ газов на газоанализаторе ВТИ — 2. Анализ
нефтепродуктов. Устройство и сборка прибора для
проведения разгонки. Определение температуры
застывания. Освоение приемов работы с прибором
для определения температуры затвердевания.

Этот тип урока — освоение нового материала. Для
обучающих целей можно выбрать перечисленные
выше.

Готовясь к уроку производственного обучения,
каждый мастер производственного обучения должен
обязательно уделять внимание вопросам
безопасной работы учащихся. При проведении
уроков по теме 6 “Практикум в химической
лаборатории”, я обращаю внимание на следующие
вопросы:

  • общие правила безопасной работы в химической
    лаборатории; основные опасности, возникающие в
    лаборатории и меры их устранения;
  • первая помощь при кровотечениях, порезах,
    термических и химических ожогах, поражениях
    электрическим током;
  • первичные средства пожаротушения в
    лаборатории, место их нахождения, способы
    применения;
  • правила безопасной работы с агрессивными
    веществами, ЛВЖ и ГЖ;
  • правила безопасной работы с реактивами,
    кислотами, щелочами, способы их хранения;
  • правила безопасной работы с токсичными и
    органическими веществами;
  • противогазы, используемые на предприятии;
  • правила безопасной работы с электроприборами

Подтема 6: Проверочные работы.

Это тип урока контроля и коррекции знаний,
умений и навыков. Для обучающих целей можно
выбрать следующие: оценка уровня обучения,
оценка уровня умений и навыков, оценка уровня
усвоения теоретического материала.

Для выбора постановки развивающих и
воспитательных целей урока Горюшкин В.С.
советует использовать следующие:

1. Развивающие цели урока:

  • развивать умения учащихся использовать
    теоретические знания на практике;
  • развивать навыки самостоятельной работы,
    интерес к профессиональному, обучению,
    абстрактное мышление, логическое рассуждение;
  • развивать навыки выполнения отдельных
    производственных операций;
    развивать умение контролировать себя,
    планировать свой труд, контролировать качество
    выпускаемой продукции;
  • развивать у учащихся профессиональный язык,
    интерес к выбранной профессии, профессиональное
    мышление;
  • развивать умение общения, делать выводы,
    наблюдать, сопоставлять результаты и т.д.;
  • развитие навыков решение типовых и
    нестандартных производственных задач,
    обсуждение производственных ситуаций,
    экономических показателей производства;
  • развивать умения и навыки самостоятельного
    составления схемы производственного процесса,
    выделить виды работ, давать необходимые
    обоснования;
  • развитие активной мыслительной деятельности;
  • развитие глазомера;
  • развитие познавательного процесса;
  • развитие точности в выполнении отдельных
    операций;
  • развитие настойчивости в овладении умениями и
    навыками;
  • развивать способности анализировать свой труд;
  • развитие умения применять теоретические знания
    на практике, умения сравнивать и сопоставлять;
  • развивать способности подмечать и устранять
    неполадки в работе

2. Воспитательные цели урока:

  • воспитание любви к избранной профессии;
  • воспитание культуры речи;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • воспитание целеустремленности,
    принципиальности, тактичности;
  • воспитание чуткости, умения владеть собой,
    доводить дело до конца;
  • воспитание чувства гражданской
    ответственности, активности, непримиримости к
    чванству и мещанству;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • воспитание патриотизма и любви к людям труда;
  • воспитание потребности бороться с проявлением
    мещанства, обывательщины, бюрократизма.
  • формирование лучших гражданских качеств:
    мужества, воли, твердости, убеждения;
  • эстетическое воспитание;
  • воспитание дисциплинированности,
    организованности, культуры поведения;
  • воспитывать любовь и уважение к труду;
  • воспитание бережного отношения к оборудованию,
    посуде, инструменту, электроэнергии;
  • воспитание рационального использования
    материалов, реактивов и др.
  • научить видеть экономический эффект своей
    будущей деятельности, необходимость приобщения
    к коллективным формам труда.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Наличие общеобразовательных, общетехнических
и специальных предметов, а также
производственного обучения создает предпосылки
для планомерного переноса знаний, умений и
навыков на учебно-производственную деятельность
учащихся. В учебном процессе осуществляется в
единстве теоретическое и производственное
обучение, что обуславливает взаимосвязь
познавательной, практической и трудовой
деятельности учащихся. Базисом использования
всей системы теоретических знаний, умений и
навыков является производственное обучение как
ведущая специфическая особенность учебного
процесса в целом.

Слово “связь” означает отношение зависимости,
обусловленности, общности между чем-нибудь.
Термин “единство” понимается как
неразрывность, взаимная связь. Значит можно
считать правомерным, что для характеристики
взаимной зависимости, неразрывности теории и
практики употребляется как слово “единство”,
так и слово “связь”.

Основы наук, составляющие общеобразовательные
предметы являются фундаментом для
общетехнических и специальных учебных
предметов, тогда как все знания, полученные при
изучении этих дисциплин, имеют прямое или
косвенное применение в практике, в
производственном обучении. Можно считать, что
производственное обучение по отношению к
общетехническим и специальным предметам, так и
общетехнические, специальные предметы по
отношению к основам наук с точки зрения
применения знаний выполняют практическую роль.
Поэтому межпредметные связи в учебном процессе
представляют собой важное звено в общей системе
способов связи теоретического обучения с
практикой, трудом, производственным обучением.

Психолог М.А.Далилов считает, что принцип
систематичности обучения и связи его с практикой
выражает необходимость органического сочетания
изучения систематических знаний и
последовательного овладения умениями и навыками
в строго логическом порядке, с одной стороны, и
применением этих приобретений в жизни для
решения задач практического характера и
выполнение трудовых операций — с другой. Далее он
подчеркивает, что если система знаний является
кардинальным условием их применения, то связь с
жизнью, с практикой является величайшим фактором
глубокого усвоения системы.

Потому планируя и проводя уроки по теме 6
“Практикум в химической лаборатории”, я уделяю
особое внимание межпредметным связям уроков
теоретического и практического обучения.

В подтеме 2: “Обучение методам анализа”, я
подчеркиваю межпредметные связи с уроками химии.
В подтеме 3: “Обучение приемам гравиметрического
(весового) анализа” и подтеме 4: “Обучение
приемам титриметрического (объемного) анализа”
я обращаю внимание на связь с предметом
математики, знание которого необходимо для
проведения расчетов. При проведении урока по
подтеме 5: “Обучение основам технического
анализа”, подчеркиваю связь с предметами:
процессы и аппараты нефтяной и газовой
промышленности; химия и технология нефти и газа.
При проведении уроков по теме “Практикум в
химической лаборатории” говорю, откуда взяты те
или иные сведения, когда были открыты или
обнародованы данные о том или ином событии, то
есть тем самым подчеркиваю связь с историей.
Говоря о воспитательных целях по этой теме,
стараюсь подчеркнуть связь с уроками
правоведения.

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

КУРС — ВТОРОЙ; ГРУППА — 7-8 ОПЕРАТОРОВ
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ.

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА

1: Инструктаж по безопасным приемам
труда в химической лаборатории; обучение технике
лабораторных работ; виды химической посуды,
используемые при анализах; мытье и сушка
химической посуды, проверка на чистоту; освоение
приемов работы с нагревательными приборами;
освоение приемов работы на технохимических
весах: устройство весов, определение нулевой
точки, правила взвешивания, аналитический
разновес, взятие навесок сыпучих жидких, твердых
веществ, запись результатов.

Цели урока:

1 . Обучающие: изучить с учащимися:

  • правила безопасной работы в химической
    лаборатории; основные виды опасности в
    химической лаборатории; способы их
    предупреждения и устранения;
  • характеристика основных реактивов;
  • первичные средства пожаротушения;
  • виды химической посуды, используемой при
    анализах;
  • способы проведения мытья и сушки химической
    посуды, проверка на чистоту;
  • электронагревательные приборы, используемые в
    лаборатории;
  • устройство технохимических весов, правила
    взвешивания;
  • аналитический разновес, взятие навесок сыпучих,
    жидких и твердых веществ;
  • записи результатов;

2. Развивающие:

  • развивать у учащихся навыки самостоятельной
    работы, выполнения отдельных операций;
  • развивать умение обобщения, делать выводы,
    логического мышления;
  • развивать активную мыслительную деятельность.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к своей профессии;
  • воспитание бережного отношения к использованию
    химической посуды, реактивов и оборудования
    химической лаборатории.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК
4;

Время проведения: 6 часов;

Учебно-материальное оснащение урока:

  • инструкции по безопасным условиям труда в
    химической лаборатории Т-2
  • плакаты по безопасным условиям труда;
  • весы технические ВЛКТ -500;
  • разновес, пинцет ГОСТ 7228 -81;
  • химическая посуда: стеклянная, фарфоровая,
    мерная;
  • электрическое оборудование:
  • электрические плитки ГОСТ 14919;
  • муфельные печи;
  • сушильные шкафы ШС -150;
  • инструкционные карты: “аварийное положение в
    лаборатории”; “химическая посуда”;
    “технохимические весы, устройство”; “правила
    взятия навесок”;
  • карточки — задания: “мытье и сушка химической
    посуды”, “правила обращения с весами”.

ХОД УРОКА

1 .Организационная часть (3 -5мин):

  • проверка наличия учащихся;
  • осмотр внешнего вида;
  • готовности учащихся к занятию.

2. Вводный инструктаж (40 — 45 мин):

1) Сообщить тему и цели урока;

2) Провести объяснение нового материала по
вопросам:

  • правила безопасной работы в химической
    лаборатории; основные виды опасности и способы
    их предупреждения; средства пожаротушения, места
    их нахождения и способы использования;
  • правила безопасной работы с реактивами, способы
    их хранения;
  • подготовка рабочего места в химической
    лаборатории;
  • химическая посуда, используемая при проведении
    анализов: правила проведения мытья и сушки
    посуды, проверка на чистоту;
  • ознакомить с электронагревательными приборами,
    используемыми в лаборатории: электрические
    плиты; водяные бани; сушильные шкафы; муфельные
    печи;
  • показать устройство технохимических весов,
    установки их на нуль, аналитический разновес;
    правила взвешивания, правила взятия навесок
    сыпучих, жидких и твердых веществ;
  • объяснить и показать запись результатов
    взвешивания.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  • как организовать рабочее место в химической
    лаборатории;
  • как оказать первую помощь при кровотечениях;
    химических и термических ожогах;
  • какие виды стеклянной посуды, используются в
    лаборатории;
  • как работать с аналитическим разновесом;
  • какие правила нужно соблюдать при работе на
    технохимических весах

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучение инструкций по правилам безопасной
    работы в химической лаборатории; конспект в
    тетрадях по производственному обучению;
  • изучение химической посуды, используемой в
    химической лаборатории;
  • по заданию провести мытье, сушку, проверку на
    чистоту посуды, выданной мастером;
  • изучения устройства технохимических весов,
    правил взвешивания, работы с аналитическим
    разновесом;
  • взятие по заданию мастера навесок сыпучих,
    жидких и твердых веществ;
  • выработка умения правильности записи
    результатов.

4. Текущий инструктаж. Целевые обходы:

  • проверка выполнения учащихся задания;
  • проверка правильности выполнения приемов при
    мытье, сушки, проверки на чистоту химической
    посуды и объяснение недостатков в работе;
  • проверка приемов выполнения взвешивания
    навесок сыпучих, жидких и твердых веществ и показ
    правильных приемов взвешивания;
  • проверка соблюдения безопасных приемов работы;
  • проверка использования учебно-технической
    документации;
  • работа с отстающими учащимися.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • сообщить оценку работы качества каждого
    учащегося и оценку рабочего места;
  • проанализировать работу лучших учащихся и
    разобрать недостатки;
  • сообщить задание на дом: П.И. Воскресенский
    “Техника лабораторных работ” стр. 45-49; 153-171.
    Повторить конспект.

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС — ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ.

ПОДТЕМА

2: Обучение методам анализа:
количественный и качественный методы анализа.
Растворы, способы выражения концентрации
растворов. Приготовление определенного
количества раствора заданной процентной
концентрации. Определение температуры и
плотности приготовленных растворов, работа со
справочным материалом. Методы очистки веществ.
Очистка хлорида натрия от механических примесей
фильтрованием.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • изучить с учащимися методы проведения анализа,
    достоинства и недостатки;
  • разобрать виды растворов, способы
    приготовления, концентрации растворов;
  • изучить приборы для измерения температуры и
    плотности, работу со справочным материалом;
  • разобрать методы очистки веществ;
  • провести очистку хлорида натрия фильтрованием.

2. Развивающие:

  • развивать у учащихся навыки самостоятельной
    работы;
  • развивать умение применения теоретических
    знаний на практике;
  • развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • бережное отношение к реактивам, оборудованию в
    химической лаборатории.

Место проведения: химическая лаборатории УТЭК 4

Время проведения: 6 часов

Учебно-материальное оснащение урока:

  • плакаты “Способы приготовления растворов”,
    “Методы очистки веществ”;
  • инструкционные карты: “Порядок складывания
    фильтров”, “Растворы, способы выражения
    концентрации”, “Техника приготовления
    растворов”, “Очистка веществ”;
  • карточки — задания: методика “Очистка хлорида
    натрия от механических примесей”;
  • технохимические весы ВЛКТ -500;
  • аналитический разновес, пинцет ГОСТ 7228- 81;
  • дистиллированная вода ГОСТ 6709 -72;
  • стаканы химические на 200-ЗООмл ГОСТ 25336;
  • песочные бани;
  • термометры, ареометры;
  • справочные материалы: таблица плотностей
    водных растворов;
  • хлорид натрия с механическими примесями;
  • штативы;
  • фильтровальная бумага ГОСТ 12026 -76;
  • электрические плитки ГОСТ 14919;
  • фарфоровые стаканы емк. 100мл ГОСТ 9197 — 80.

ХОД УРОКА

1.Организационная часть (3-5 мин)

  • проверка наличия учащихся;
  • осмотр внешнего вида;
  • готовности учащихся к занятиям;

2. Вводный инструктаж (40-45 мин):

1) Сообщить тему и цели урока

2) Актуализация знаний по пройденному
материалу:

  • правила безопасной работы в химической
    лаборатории;
  • первая помощь при порезах стеклом;
  • первая помощь при химических и термических
    ожогах;
  • первая помощь при поражениях электрическим
    током;
  • виды посуды, используемой в химической
    лаборатории;
  • устройство технохимических весов и правила
    взвешивания;
  • правила безопасной работы с электрическими
    плитками;

3)Объяснение нового материала (в виде рассказа и
показа основных приемов):

  • основные методы анализов: количественный и
    качественный, их задачи, достоинства и
    недостатки;
  • растворы: основные части растворов,
    классификация растворов, растворимость веществ,
    насыщенные и ненасыщенные растворы, виды
    концентрации растворов;
  • приборы для определения плотности и
    температуры растворов;
  • способы определения процентной концентрации
    раствора по его относительной плотности;
  • методы очистки веществ: фильтрование,
    дистилляция, экстракция, выпаривание и
    упаривание, кристаллизация;
  • проведение очистки хлорида натрия от
    механических примесей фильтрованием: выбор
    фильтрующего материала, сборка прибора для
    фильтрования; правила проведения фильтрования;

Вопросы для закрепления:

  • как классифицируются растворы;
  • что показывает процентная концентрация
    раствора;
  • почему измерение плотности раствора проводят
    при 20С;
  • какие фильтрующие материалы используются чаще
    всего в лаборатории;
  • какие еще методы очистки веществ Вы знаете.

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучить инструкционные карты: “растворы,
    способы выражения концентрации”, “методы
    анализа: количественный и качественный”,
    “методы очистки веществ”. Сделать конспект в
    тетрадях производственного обучения;
  • собрать прибор для проведения фильтрования;
  • изучить методику проведения очистки хлорида
    натрия от механических примесей, сделать
    конспект;
  • взять навеску хлорида натрия с механическими
    примесями на технохимических весах;
  • провести растворение и фильтрование навески;
  • выпарить полученный фильтрат на электрической
    плитке;
  • сделать расчет в тетрадях производственного
    обучения.

4. Текущий инструктаж (в виде целевых обходов):

  • проверка использования учебно-технической
    документации для составления конспектов;
  • проверка правильности взвешивания и взятия
    навесок, показ правильных приемов взвешивания;
  • проверка правильности сборки прибора для
    фильтрования и показ правильных приемов для
    сборки фильтрования;
  • проверка правильности проведения растворения и
    фильтрования;
  • проверка соблюдения выполнения безопасных
    приемов труда;
  • работа с отстающими учащимися.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • сообщить оценку за выполнения работы каждому
    учащемуся;
  • разобрать недостатки, допущенные при
    выполнении работы;
  • выдать задание на дом: повторить конспект С.А
    Шапиро “Аналитическая химия” (С.193-194).

Старший мастер: /Петрова О.А./



Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС — ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6 ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА

3: Обучение приемам
гравиметрического (весового) анализа.
Организация работ по весовому анализу; сущность
весового анализа; посуда и оборудование весового
анализа. Определение влажности каменного угля.

Цели урока:

1. Обучающие:

1) Закрепить с учащимися:

  • работу на технохимических весах;
  • правила взятия навесок сыпучих веществ;
  • правила работы с посудой и оборудованием
    используемых в весовом анализе;

2) Объяснить учащимся:

  • правила организации рабочего места при
    проведении весового анализа;
  • сущность весового анализа;
  • операции, проводимые в весовом анализе;

3) Научить учащихся проводить определение
влажности каменного угля:

  • доведение бюкса до постоянной массы;
  • измельчение каменного угля;
  • охлаждение бюкса в эксикаторе;
  • высушивание в сушильном шкафу.

2. Развивающие:

  • развивать у учащихся навыков выполнения
    отдельных операций;
  • развивать умение контролировать себя, работы в
    коллективе.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к профессии;
  • воспитание гордости за свой труд.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК4;

Время проведения — 6 часов;

Учебно-материальное оснащение:

  • плакаты “операции весового анализа”,
    “положение рук при декантации”;
  • технохимические весы ВЛКТ -500;
  • аналитический разновес, пинцет ГОСТ 7228-81;
  • инструкционные карты “сущность весового
    анализа”, “правила работы с эксикаторами”;
  • методика “определение влажности каменного
    угля”;
  • сушильный шкаф ШС -150;
  • тигельные щипцы;
  • бюксы ГОСТ 25336;
  • эксикаторы ГОСТ 25336-82;
  • фарфоровые ступки для отбора средней пробы.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5мин)

  • проверка наличия учащихся;
  • проверка готовности учащихся к работе;

2. Вводный инструктаж (40-45мин):

1) Сообщить тему и цели урока;

2) Актуализация знаний пройденного материала:

  • посуда и оборудование, применяемые в весовом
    анализе: технохимические весы; правила
    взвешивания; правила работы с аналитическим
    разновесом;
  • правила работы с сушильными шкафами и
    муфельными печами;
  • правила работы с эксикаторами;

3) Объяснение нового материала (в виде рассказа
и показа основных приемов):

  • правила организации рабочего места при
    проведении весового анализа;
  • сущность весового анализа;
  • операции весового анализа;
  • доведение до постоянной массы в сушильном
    шкафу;
  • охлаждение в эксикаторе, правила работы с
    эксикатором;
  • расчет результатов анализа.

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучить инструкционные карты “Сущность
    весового анализа”, “операции весового
    анализа”;
  • сделать конспект в тетрадях производственного
    обучения;
  • изучить методику проведения определения
    влажности каменного угля; сделать конспект;
  • взвесить бюкс на технохимических весах (вместе
    с крышкой);
  • довести бюкс до постоянной массы в сушильном
    шкафу при t = 105–110?C;
  • измельчить каменный уголь до однородной массы;
  • взять среднюю пробу каменного угля 2 грамма;
  • высушить бюкс с пробой каменного угля в
    сушильном шкафу при t = 105–110?С;
  • рассчитать количество влаги в процентах по
    отношению к взятой навеске;
  • подготовиться к ответу на вопросы:

а) перечислить основные операции
гравиметрического анализа;

б) показать основную посуду и оборудование,
применяемых в весовом анализе;

в) объяснить значение понятия “доведение до
постоянной массы”;

г) дать объяснение: почему влажность каменного
угля определяют при t =105–110?C.

4. Текущий инструктаж: целевые обходы рабочих
мест с целью:

  • проверки правильности измельчения каменного
    угля и показ правильных приемов работы;
  • проверки правильности взвешивания пробы и
    показ правильных приемов взвешивания;
  • проверки правильности установки и поддержания
    температуры в сушильном шкафу и показ приемов
    исправления ошибок;
  • проверки правильности доведения бюкса до
    постоянной массы;
  • проверки правильности результатов расчета;
  • работа с отстающими учащимися;
  • соблюдение безопасной работы при выполнении
    анализа.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • отметить лучшие работы и разобрать недостатки
    при выполнении работы;
  • объявить оценки за работу, отметить лучших
    учащихся;
  • уборка рабочих мест;
  • задание на дом: Повторить конспект. С.А. Шапиро
    “Аналитическая химия” стр.194 -206.

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС — ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 4:

Обучение приемам
титриметрического (объемного) анализа.
Организация рабочего места, при проведении
объемного анализа. Сущность объемного анализа.
Мерная посуда, используемая при проведении
анализа. Правила титрования и индикаторы.
Отработка приемов отбора жидкостей пипеткой,
заполнение мерной колбы, отсчет объема жидкостей
по бюретки. Определение карбонатной и общей
жесткости воды.

Цели урока:

1.Обучающие:

1) Сформировать у учащихся: умения и навыки
работы с мерной посудой;

2) Изучить:

  • сущность титриметрического анализа;
  • условия успешного проведения объемного
    анализа;
  • что такое рабочие растворы;
  • три метода проведения титрования;
  • как делится объемный анализ в зависимости от
    типа используемых химических реакций;
  • правила отбора жидкостей пипеткой, заполнение
    мерной колбы, отсчет объема жидкости по бюретки;
  • виды жесткости воды;
  • определение карбонатной жесткости воды;
  • определение общей жесткости воды;
  • расчет результатов.

2. Развивающие:

  • развитие умения планировать время, выделенное
    для работы;
  • развитие глазомера;
  • развитие точности в выполнении отдельных
    операций.

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательной дисциплины;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание бережному отношению к оборудованию
    и реактивам.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК
4;

Время проведения — 6 часов;

Материально- техническое оснащение урока:

  • плакаты “Способы проведения титровании”;
  • инструкционные карты “Титриметрический
    анализ”, “Мерная посуда, используемая при
    объемном анализе”;
  • методики “Определение карбонатной жесткости
    воды”, “Определение общей жесткости воды”;
  • металлические штативы;
  • воронка химическая ГОСТ 25336-82;
  • пипетки на 5мл, 10мл, 100мл,250мл;
  • бюретки на 25мл, 50мл;
  • мерные колбы на 100 мл;
  • индикаторы: метиловый оранжевый, спиртовой
    индикатор;
  • реактивы, используемые при анализах:
  • рабочий раствор соляной кислоты HCl 0,1 N
  • буферная смесь, трилон Б 0,05N

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин):

  • проверка наличия учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж (40-45 мин):

1) Сообщить учащимся тему и цели урока;

2) Актуализация знаний пройденного материала:

  • назначение и виды мерной посуды;
  • правила безопасной работы с агрессивными
    веществами;
  • первая помощь при порезах стеклом,
    кровотечениях;
  • первая помощь при химических ожогах;

3) Изучить с учащимися:

  • назначение и сущность гравиметрического
    анализа;
  • условия для успешного проведения анализа;
  • что такое момент эквивалентности;
  • индикаторы, используемые в объемном анализе;
  • методы титрования: прямое, обратное, титрование
    заместителя;
  • методы объемного анализа в зависимости от типа
    используемых реакций: нейтрализации,
    оксидиметрии, метод осаждения и
    комплексообразования;
  • точность метода;

4) Научить учащихся:

  • приемам отбора жидкостей пипеткой;
  • заполнения мерной колбы;
  • отсчету объема жидкости по бюретки;
  • проведению анализа определение карбонатной
    жесткости воды;
  • определению общей жесткости воды.

3 . Самостоятельная работа учащихся:

1) Выполнить задание №1 по карточке — задания,
выданные мастером;

2) Выполнить задание №2 и законспектировать
поставленные в ней вопросы;

3) Выполнить задание №3, законспектировать и
подготовить ответы на вопросы;

  • провести анализ определение карбонатной
    жесткости воды: собрать прибор для титрования;
    провести отбор водопроводной воды в мерную
    колбу; заполнить бюретку анализируемым
    раствором; добавить в мерную колбу индикатор
    метиловый оранжевый до образования желтого
    цвета;
  • оттитровать рабочим раствором до неисчезающей
    бледно-розовой окраски;
  • провести расчет карбонатной жесткости воды;

4) Выполнить задание№4, законспектировать и
подготовить ответы на вопросы

  • провести анализ определения общей жесткости
    воды: отличие от определения карбонатной
    жесткости — добавление в анализируемую воду 5 мл
    буферной смеси, 7-8 капель спиртового индикатора,
    в качестве рабочего раствора используют 0,05н
    раствор трилона Б, окраска раствора из
    фиолетовой превращается в синюю с зеленоватым
    оттенком;
  • провести расчет общей жесткости воды, по
    формуле рассчитать содержание некарбонатной
    жесткости.

4. Текущий инструктаж.

Целевые обходы рабочих мест:

  • проверки правильности приемов отбора жидкости
    пипеткой и показ правильных методов;
  • выполнение заполнения мерной колбы до метки и
    показ правильности приемов заполнения;
  • выполнение заполнения бюретки рабочим
    раствором и наглядный показ ошибок при
    заполнении бюретки;
  • проверка правильности определения точки
    эквивалентности;
  • проверка правильности расчетов результатов;
  • соблюдение правил безопасной работы при
    выполнении анализов,

5. Заключительный инструктаж:

  • объявить оценки за выполненную работу;
  • разобрать недостатки при выполнении работы,
    отметить лучшие работы;
  • задание на дом: повторить конспект; С.А. Шапиро
    стр.260-262; стр.285-286.

Старший мастер /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯКУРС – ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ЛАБОРАТОРИИ
ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПОДТЕМА 5:

Обучение основам технического
анализа. Основные задачи технического анализа.
Правила отбора проб газов. Посуда и оборудование
для определения плотности газов. Химический
анализ газов с помощью газоанализатора ВТИ- 2.
Анализ нефтепродуктов: определение фракционного
состава нефтепродуктов, устройство прибора для
определения фракционного состава; определение
температуры застывания.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • научить учащихся: основам работы при проведении
    технического анализа; правилам при техническом
    отборе проб газа; использовании посуды и
    оборудования для определения плотности газов;
    устройство и принцип работы газоанализатора
    ВТИ-2; проведению разгонки нефтепродуктов:
    устройство и сборка прибора для проведения
    разгонки; устройству и сборке оборудования для
    определения температуры застывания.

2. Развивающие:

  • развитие у учащихся умения использовать
    полученные теоретические знания на практике;
  • развитие активной мыслительной деятельности;
  • развитие точности в выполнении операций;

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательной дисциплины;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание бережного отношения к посуде,
    оборудованию, электроэнергии химической
    лаборатории.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК
4;

Время проведения: 6 часов;

Материально-техническое обеспечение:

  • инструкционные карты: “сущность газового
    анализа”, “отбор проб твердых продуктов,
    жидкостей, газов”, “устройство газоанализатора
    ВТИ -2”
  • методики выполнения анализов: “проведение
    разгонки нефтепродуктов”, “определение
    температуры застывания”;
  • посуда для отбора пробы газа при помощи
    запирающейся жидкости: аспираторы, газовые
    пипетки, газометры;
  • газовые пикнометры, вакуум — насос,
    уравнительная склянка;
  • трубка с 2 сужениями, цилиндр дл крепления
    трубки, трехходовой кран, резиновые шланги;
  • газоанализатор ВТИ -2 и реактивы для его работы:
    10% раствор серной кислоты; абсорбенты: раствор
    щелочи, щелочной раствор пирогаллола, бромная
    вода, аммиачный раствор однохлористой меди,
    метиловый оранжевый;
  • круглодонная колба, прямой холодильник, ванна
    холодильника, мерный цилиндр, секундомер,
    термометр, электрическая плитка;
  • стандартная пробирка 160* 20 мл с кольцевой меткой,
    корковая пробка с термометром, водяная баня,
    пробирка — муфта, реактивы: хлористый натрий,
    сульфат натрия безводный, серная кислота, спирт
    денатурированный, лед для поддержания
    температуры.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин):

  • проверка наличия учащихся по списку;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж (40- 45 мин):

1) Сообщить учащимся тему и цели урока

2) Актуализация знаний пройденного материала:

  • холодильники — прямые и обратные, устройство,
    использование;
  • правила проведения отбор проб газов;
  • газы, обладающие неприятным запахом;
  • правила безопасной работы с токсичными
    веществами;

3). Объяснение нового материала:

  • основные показатели газов: самый легкий газ
    водород образует газообразные вещества со
    многими элементами;
  • углеводороды: с увеличением молекулярного веса
    повышается температура кипения, относительный
    удельный вес и теплотворная способность;
  • состав газов зависит в основном от
    происхождения: природные и попутные нефтяные
    газы; нефтезаводские газы образуются при
    проведении термических и каталитических
    процессов;
  • отбор проб газов при помощи запирающейся
    жидкости: аспиратор для отбора проб; газовая
    пипетка; газометры с напорной воронкой;
  • чем определяется плотность газа: массой газа,
    заключенной в единице его объема;
  • сущность метода определения плотности газа
    взвешиванием: непосредственного взвешивания
    определенного объема газа и воздуха при
    атмосферном давлении и комнатной температуре;
  • сущность эффузионного определения плотности
    газа: метод заключается в измерении времени
    истечения в атмосферу через отверстия малого
    диаметра равных объемов газа и воздуха;
  • химический анализ газов: устройство и принцип
    работы газоанализатора ВТИ -2. На этом приборе
    проводят последовательное поглощение
    соответствующими растворами кислых газов, суммы
    непредельных углеводородных газов, кислорода,
    окиси углерода и последовательное сожжение
    водорода и предельных углеводородов над окисью
    меди;
  • основные показатели, характеризующие свойства
    нефтепродуктов: содержание механических
    примесей, солей, воды; температура вспышки;
    температура застывания; зольность; кислотность и
    другие;
  • сущность фракционирования;
  • устройство прибора для проведения разгонки
    нефтепродуктов: круглодонная колба, термометр,
    прямой холодильник, ванна холодильника, мерный
    цилиндр;
  • основные правила безопасной работы при
    проведении разгонки;
  • что характеризует температура начала кипения и
    вскипания 10%: пусковые свойства топлива:
  • что характеризует температура вскипания 50%:
    оказывает влияние на быстроту прогрева
    запущенного на холоде двигателя и на
    соответствующий расход топлива;
  • на что влияет температура вскипания 90, 97-98% и
    конца кипения: на полноту испарения топлива, при
    повышении этих температур полноту испарения
    уменьшается
  • что называют температурой застывания: условно
    ту температуру, при которой налитый в пробирку
    стандартных размеров испытуемый продукт
    застывает настолько, что при наклоне пробирки
    под углом 45° уровень жидкости остается
    неподвижным в течение 1 мин.;
  • что представляет температура застывания:
    определенную техническую характеристику, по
    которой судят об эксплуатационных свойствах
    нефтепродукта;
  • от наличия в первую очередь, каких веществ
    зависит температура застывания: твердых
    парафинов — чем больше содержание парафинов, тем
    выше температура застывания;

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучить инструкционные карты “общие сведения о
    газах”, “отбор пробы газа при помощи
    запирающейся жидкости”, “ устройство и принцип
    работы газоанализатора ВТИ — 2”. Сделать конспект
    в тетрадях производственного обучения;
  • подобрать посуду и оборудование для
    определения плотности газа методом взвешивания
    и эффузионным методом;
  • подготовить газоанализатор ВТИ-2 к работе:
    проверить работу всех стеклянных кранов;
    заполнить поглотительные сосуды следующими
    абсорбентами: 1 и 6- раствором щелочи; 2 — бромной
    водой; 3 — щелочным раствором пирогаллола; 4 и 5
    -аммиачным раствором однохлористой меди.
    Заполнение провести на месте через
    вспомогательные камеры сосудов с помощью
    воронок;
  • изучить методику “фракционирование
    нефтепродуктов”. Сделать конспект. Зарисовать
    устройство прибора;
  • подобрать посуду и оборудование для проведения
    разгонки, собрать прибор;
  • изучить методику “определение температуры
    застывания”, сделать конспект;
  • подготовить реактивы, приборы и оборудование
    для проведения испытания.

4. Текущий инструктаж: целевые обходы рабочих
мест:

  • проверки работы учащихся с учебно-технической
    документацией;
  • правильности подбора и оборудования для
    определения плотности газов;
  • правильности подготовки газоанализатора к
    работе и заполнения поглотительных сосудов
    абсорбентами;
  • правильности подбора посуды и оборудования для
    проведения фракционирования;
  • правильности сборки прибора для проведения
    разгонки;
  • правильности подбора реактивов, приборов и
    оборудования для определения температуры
    застывания;
  • записи и расчеты результатов в тетрадях
    производственного обучения;
  • соблюдения правильной организации рабочего
    места;
  • соблюдение правил безопасной работы.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • отметить выполнение учащимися лучших работ и
    разобрать допущенные ошибки;
  • объявить оценки каждому учащемуся;
  • проверить уборку рабочих мест;
  • объявить задание на дом: подготовка к
    проверочной работе

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В. А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС — ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6 ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 6:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Цели урока:

1.Обучающие: оценить уровень усвоения
пройденного материала по теме.

2.Развивающие:

  • развитие умения учащихся использовать
    полученные знания на практике;
  • развитие навыков ответственности за выполнение
    работы;

3.Воспитательные:

  • воспитание организованности,
    дисциплинированности при выполнении работ;
  • воспитание бережного отношения к посуде,
    реактивам, электроэнергии

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК
4;

Материально — техническое оснащение:

  • карточки — задания;
  • тесты для повторения правил безопасной работы:
    “первая помощь при ожогах”, “первая помощь при
    кровотечениях”;
  • тест “проверка знаний по очистке веществ”;
  • реактивы и регенты;
  • химическая посуда, приборы и оборудование.

ХОД УРОКА



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: