Методические разработки к урокам в 10-м классе по теме Своеобразие лирики Ф. И. Тютчева

Творчество Ф.И.Тютчева представляет
романтическое течение в русской литературе и
развивается в параллели с реалистической
поэзией Н.А.Некрасова, имея внутренний
реалистический потенциал. Это «соединительное
звено» между А.С.Пушкиным (поэзией «золотого
века») и А.Блоком (поэзией «серебряного
века»). При всей внешней несхожести с Пушкиным,
Тютчев-поэт близок ему глубиной постижения
жизни. В поэзии Тютчева ощутимы также переклички
с поэзией «любомудров»: интерес к творчеству
немецких романтиков, философичность и некоторая
дидактичность поэзии.

Необычна биография Тютчева. Окончив
университет в 1821 году, он был направлен на
дипломатическую службу в Мюнхен, где прожил с 1822
по 1844 год, был свидетелем двух французских
революций, которые оказали на него сильное
воздействие и послужили причиной резких перемен
в творчестве (1830 и 1848 гг.). Начав писать в 20-е годы,
настоящее признание получил только в 1836 г., когда
копии его стихов попали к Пушкину и он
опубликовал их в «Современнике». Был мало
связан с литературным процессом в России, но
художественное мышление его оставалось русским,
хотя и охватывало общеевропейские проблемы.

Мировоззрение Тютчева складывалось под
влиянием различных философских течений. У
Шеллинга его привлекала идея «универсальной
воли» в противовес «эгоистической воле». В
натурфилософии — пантеизм, понимание природы как
живой души, созвучной божественному началу в
человеке. В славянофильстве — идея «соборного
начала», объединяющего русское общество.

Мировоззрению Тютчева свойственна
двойственность взглядов, великолепно выраженная
в строках:

О вещая душа моя…
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Двойственность эта многоаспектна.

В социально-политическом плане — это интерес к
политике и отвращение к ней, обличение
самодержавия и мысли о необходимости твердой
власти для нормального развития общества.

В понимании человеческой жизни — мысль о том,
что человек живет в заботах «суетного
света», но душой тянется к небу, не принадлежа
полностью ни небу, ни земле.

В понимании природы — тезис о том, что человек -
это часть природы, но ему враждебен природный
хаос.

Своеобразен и эстетический идеал поэта, в
структуре которого все компоненты имеют двойную
детерминированность:

- социальный: в «прямом движении»
проводится мысль о губительном влиянии общества
на человека (романтическая детерминанта), в
«обратном движении» намечается
положительный план, поскольку Тютчев не может не
признать причастности человека обществу и
интуитивно догадывается о социальных законах
(реалистическая детерминанта);
- антропологический: романтический контраст
человека и природы, в связи с чем у лирического
героя обостряется чувство «поломанности»
своей судьбы при встрече с прекрасной и
гармоничной природой, но в реалистическом
подтексте этот контраст скрадывается и даже
снимается, заменяется идеей мужественного
сопротивления препятствиям;
- просветительский: признание трагической
предопределенности человеческой жизни и вместе
с тем нежелание смириться, противостояние судьбе
(в духе лермонтовского «фатализма»).

Вот почему Тютчев стремится исследовать момент
перехода в различных его проявлениях: природа,
человеческая душа, история. Он воссоздает
романтический контраст, за которым скрывается
мысль о глубинных связях выявленных
противоречий. Наиболее ярко это взаимодействие
романтического и реалистического начала
отражено в центральном образе тютчевской лирики
- в образе Хаоса ночи. Продолжая развивать
романтическую концепцию Хаоса как торжества
стихии космического масштаба, Тютчев наполняет
этот образ новым (реалистическим) содержанием:
именно ночью человек отчетливее чувствует свое
родство с Хаосом, человеческая мысль пытается
проникнуть в Хаос и нащупать связи с ним, понять
свою причастность Хаосу (см. развернутый анализ
этого образа в стихотворении «День и ночь»).

Тютчев — непревзойденный мастер лирической
миниатюры, лирик по самой сути своего творчества.
Тургенев писал о творческом процессе Тютчева:
«…каждое его стихотворение начиналось мыслию,
но мыслию, которая, как огненная точка,
вспыхивала под влиянием глубокого чувства или
сильного впечатления; вследствие этого … мысль
Тютчева никогда не является читателю нагою и
отвлеченною, но всегда сливается с образом,
взятым из мира души или природы…»

Любое стихотворение Тютчева — это всегда
выражение внутренних эмоций и переживаний
автора, вызванных явлениями внешнего мира или
движением его собственной мысли, души, сердца.

Пейзажная лирика запечатлевает различные
состояния природы, чаще всего еле уловимые
изменения в пейзаже, весну, осень,
«волшебные» зимние картины,
одухотворенность природы. Любовная лирика
раскрывает яркость чувств, свет любви, но всегда
с тем ощущением трагизма, которое несет в себе
истинная любовь. Гражданско-политическая лирика
передает ощущение надвигающихся перемен,
показывает историю и современность в их
взаимосвязи, судьбу России и русского народа,
освещает проблемы свободы, чести, достоинства,
помогает понять место человека в истории, его
назначение на земле. Философская лирика (а
точнее, философские мотивы, пронизывающие все
творчество Тютчева) призвана передать ощущение
непрочности окружающей действительности,
раскрыть вечные проблемы человеческого бытия,
взаимоотношений человека и природы,
противоречивость человеческого сознания,
бездонность человеческой души, приблизиться к
ответу на вопрос о смысле жизни.

Несмотря на сложность и глубину проблематики,
лирика Тютчева вызывает ощущение классической
ясности, простоты, доступности и художественного
мастерства, поскольку поэт использует все
богатство поэтической речи.

Практическая работа:

  1. Найдите примеры звукописи в стихах
    «Весенняя гроза», «О чем ты воешь, ветр
    ночной…», «Певучесть есть в морских
    волнах…» С какой целью он использован поэтом?
  2. Определите стихотворный размер в стихах
    «Есть в осени первоначальной…», «Осенний
    вечер», «Последняя любовь». Какие
    метрические приемы создают эффект
    «замедленного» ритма?
  3. Определите стихотворный размер и
    охарактеризуйте строфу и способ рифмовки в
    стихах «Чародейкою Зимою», «Осенний
    вечер», «Слезы людские, о слезы людские…»,
    «День и ночь».
  4. За счет чего создается антитеза в
    стихотворении «День и ночь»? Какую роль она
    играет?
  5. Найдите прием повтора в стихах «О, как
    убийственно мы любим…», «Последняя
    любовь», «Я встретил вас…», «Накануне
    годовщины 4 августа 1864 г.». С какой целью он
    использован?
  6. Найдите примеры инверсии в стихах
    «Осенний вечер», «О, как убийственно мы
    любим…», «Я встретил вас…», «Накануне
    годовщины 4 августа 1864 г.». Какова ее роль?
  7. С какой целью использована гипербола в
    стихотворении «Последняя любовь»? Какие еще
    тропы использует поэт и с какой целью?
  8. Найдите эпитеты и метафоры в стихах «Есть
    в осени первоначальной…», «Чародейкою
    Зимою», «Осенний вечер», «День и ночь».
    Какова их роль в каждом стихотворении?
  9. Найдите олицетворения и сравнения в
    вышеперечисленных стихах. Какова их роль в
    каждом стихотворении?
  10. Определите стихотворный размер
    стихотворения «Что ты клонишь над водами…»,
    За счет чего в нем создается песенный ритм? Какие
    еще образные средства сближают стихотворение с
    народной песней?


Стиховедческий анализ стихотворения.
Ф.И.Тютчев. «Я встретил вас…»

Стихотворение посвящено баронессе Амалии
Крюденер, с которой Ф.И.Тютчев познакомился,
когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он
почувствовал себя околдованным и влюбленным.
Впечатления от этой встречи легли в основу
стихотворения «Я помню время золотое…»
Последняя встреча с Амалией Крюденер в 1870 г.
вызвала в душе поэта не только светлые
воспоминания о прошлом, но и потребность излить
свои чувства в новом стихотворении, которое было
написано «на одном дыхании» 26 июля 1870 г.

Как в свое время А.С.Пушкин (вспомним его «Я
помню чудное мгновенье…»), Ф.И.Тютчев выбирает
форму обращения к любимому и дорогому другу,
которого автор уже давно не видел и встреча с
которым пробуждает в нем нежные, светлые,
радостные чувства, память о давно ушедших
«золотых днях» его молодости. Все это
создает особую доверительность повествования,
придает спокойное, размеренное звучание всему
стихотворению, что поддерживается и ритмической,
и звуковой, и образной организацией стиха.

Так, поэт использует обилие гласных в сочетании
с согласными «л», «н», «р».
Четырехстопный ямб с многочисленными
пиррихиями, приближающий стихотворение к
прозаической речи, традиционные
четырехстрочники с перекрестной рифмовкой,
точная рифма, свойственная классической русской
поэзии, — все это делает стихотворение простым и
ясным по форме.

Мотивы нежной и радостной памяти вырастают из
настойчивых инверсий: «как поздней осени
порою»
, «когда повеет вдруг весною», «с
давно забытым упоеньем смотрю на милые черты»
,
«я вспомнил время золотое» — которые
усиливают образную выразительность наиболее
значимых слов.

С помощью повторов в заключительной строфе
усиливается эмоциональность стихотворения,
ощущение радости от встречи с давно знакомым
другом. Именно к этой женщине он обращается в
своей памяти, с ней связывает наиболее
замечательное время в своей молодости. Поэтому в
стихотворении большую роль играют эпитеты («золотое
время»
, «отжившее сердце») и
гипербола («вековая разлука»),
которые помогают почувствовать настроение
внутренней приподнятости, радости, приятного
возбуждения от встречи с любимым человеком. Это
настроение передается также с помощью
метафорического сравнения пробудившихся чувств
с весенним дуновением посреди поздней осени (2-3
строфы).

Третья строфа заканчивается смысловым фокусом
стихотворения: «С давно забытым упоеньем
смотрю на милые черты…»
Эта ключевая фраза
помогает понять художественную идею
стихотворения: значимость новой встречи, которая
пробудила в человеке прежние чувства, напомнила
о «золотом» времени молодости и любви.

Многоточие в конце этой и других строф
выполняет роль функциональной паузы, отражающей
избыток чувств и эмоций в душе поэта.
Интонационный фокус в заключительной строфе («И
то же в вас очарованье, и та ж в душе моей
любовь!..»
), оформленный восклицательным
знаком с многоточием, передает ощущение
«невысказанности», поскольку все, что
переполняет душу поэта, невозможно передать
словами.

Это стихотворение — подлинный шедевр любовной
лирики Ф.И.Тютчева, не только свидетельствующий о
художественном мастерстве поэта, но и
позволяющий понять, что «любви все возрасты
покорны», что и в 67 лет можно испытать такие же
пылкие чувства, что и в 20…


Целостный анализ стихотворения с
опорой на картограмму.
Ф.И.Тютчев. Silentium!

Картограмма стихотворения

Стихотворение представляет собой образец
философской лирики Тютчева, раскрывающей
проблему человеческого взаимопонимания (или
непонимания?).

Смысловой фокус стихотворения — афористическое
выражение философской мысли, познанной поэтом
истины: «Мысль изреченная есть ложь».
Фокус основан на тематическом образе молчания,
вынесенном и в заглавие. Им начинается и
завершается стихотворение: «молчанием»
лирический герой стремится «окольцевать»
богатый мир души — рвущихся наружу, стремящихся к
сердцу «другого» чувств, мыслей, мечтаний.
Образ молчания символизирует психологический
заслон, которым человек должен, якобы, оградить
свой внутренний мир и от непонимания близких, и
от «наружного шума», «дневной» суеты,
прозы жизни.

Однако в интонационном плане образ молчания,
основанный на интонации восклицания, находится в
развитии. От строфы к строфе постепенно
усиливается лирическое напряжение, которое в
конце стихотворения воплощается в интонационном
фокусе. Мелодический пик фокуса — интонация
заклинания («- и молчи!..»), продленная,
усиленная функциональной паузой, начинает
восприниматься в противоположном смысле (не
молчи!). В свете интонационного фокуса новые
оттенки значений появляются и в вопросах,
предшествующих смысловому фокусу и
подготавливающих его: «Как сердцу высказать
себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты
живешь?»
В прямом движении к фокусу они
«должны» подтвердить истинность
высказанного изречения. В обратной связи от
интонационного фокуса они осмысливаются в
противоположном плане — как поиск способов
передать свои чувства и мысли «другому».

Но этим переосмыслением не ограничивается
содержание философской мысли Тютчева. Ключевое
слово «молчание», являясь знаковым фокусом,
перерастает в масштабный образ молчания. Через
поэтическую ассоциацию (безмолвие чувств и
мыслей сравнивается в первой строфе с
безмолвными ночными звездами) образ молчания
приобретает вселенские масштабы, осмысливается
в свете космических законов бытия, одним из
важнейших среди которых, по мнению поэта,
является единство души человека и Вселенной.


Целостный анализ стихотворения с
опорой на картограмму.
Ф.И.Тютчев. День и ночь.

В основе стихотворения — развернутая антитеза,
противопоставление двух центральных образов -
дня и ночи, олицетворяющих собой два состояния
человеческой души.

Оба образа воссоздаются через
последовательный ряд эпитетов (поэтических
ассоциаций). День – «златотканый покров»,
«блистательный покров»
, «земнородных
оживленье»
, «души болящей исцеленье»,
«друг человеков и богов»
, т.е. воплощает в
себе радость. и свет.. Ночь. – «бездна с своими
страхами и мглами»
, «мир роковой»,
«бездна безымянная»
, «мир
таинственных духов»
, т.е. воплощает в себе
страх и тьму.

Поэтому смена дня и ночи («Но меркнет день -
настала ночь»
) первоначально воспринимается
как момент разрушения душевного спокойствия,
поскольку ночь — это источник неприятных тревог и
переживаний: «Вот отчего нам ночь страшна!»

Однако этот смысловой фокус, завершающий
стихотворение, дополняется интонационным,
выраженным с помощью функциональной паузы в
конце строки «Сорвав, отбрасывает прочь…».
Пауза в данном случае не только ритмически
передает мгновенность смены дня и ночи, но и
переводит антитезу в иной план, влечет за собой
переосмысление основного вывода.

Ночь «срывает покров» дня, «обнажает»
сокрытую от наших глаз «бездну», т.е.
делает тайное, невидимое, нежеланное — явным,
видимым, неизбежным. В итоге становится ясным
второй смысл антитезы: день — это обман, а ночь -
момент истины, она страшна именно потому, что
ночью «нет преград» между человеческой
душой и безграничностью, «бездной»
мироздания. Ночью человек не может спрятаться от
собственных тревог и переживаний; дневная суета
отброшена — он остается один на один с
собственной душой, один на один со Вселенной.
По-видимому, не каждый способен справиться с этим
состоянием без страха.

Однако это состояние не страшит того, чья душа
соизмерима с безграничностью жизни, чья душа
стремится к познанию Истины. Для таких душ
«другом» служит не обманчивый свет дня, а
глубокая темнота ночи.

Картограмма стихотворения

Приложение 1

Приложение 2

Следующий: