Методические особенности использования источников в учебниках по истории России


Проблема поиска новых альтернативных учебников
истории сейчас уже не столь актуальна для учителей истории. Учебники первой
половины 90-х годов были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты
тех или иных курсов. В настоящий момент созданы учебники нового поколения –
качественные в содержательном и методическом отношении, для вариативной системы
обучения. Появились современные учебно-методические комплексы, включающие в себя
учебник истории, методические пособия для учителя, рабочие тетради и хрестоматии
для учащихся. Это концептуально однородные и совместимые по вертикали (5-9,
10-11 классы) учебные пособия. Все рекомендуемые Министерством образования РФ
учебники истории созданы в соответствии с новой стратегией развития
исторического образования, утвержденной правительством в 1994 году, с учетом
концентрической структуры исторического образования и отказа от идеологической
монополии государства.

В современном российском школьном историческом
образовании сохраняются традиционные черты использования учебника в процессе
изучения предмета. Учебник необходимо пройти параграф за параграфом. Важные
события, исторические личности, выводы и объяснения часто заучиваются наизусть
из текстов учебника. Подготовка к урокам по большей части основывается на этих
учебниках. Данная практика использования учебника истории делает его
исключительно важным инструментом изучения истории. В то же время выбор учебника
учителем является непростой задачей, как в силу многообразия предлагаемой
учебной литературы, так и по причине недостатков наличных учебников.

Мне кажется необходимым при выборе учебника для
учащихся старшей школы попытаться оценить, насколько не только текстовый, но и
вспомогательный материал учебника позволяет сформировать учебные компетенции
учащихся.

В ходе педагогической практики мне приходилось
работать по учебникам многих авторов. Многие учебники обладают не только рядом
неоспоримых достоинств, но и существенных недостатков.

Хотелось бы надеяться, что проделанная работа
поможет учителям в выборе научно-корректных подходов при обращении к визуальному
ряду любого школьного учебника и продолжит ряд уже опубликованных работ по
данной тематике. Профессор Кафедры истории средних веков Саратовского
Государственного университета Н.И. Девятайкина в своих последних статьях
детально проанализировала представленные визуальные источники в учебниках по
истории средних веков. Учителя истории Саратовских школ опубликовали ряд статей
по данной тематике в журнале «Классная работа». Это, например, статья П.
Донецкого «Иллюстрация к крестовым походам» [2]. В журнале «История и
обществознание в школе» авторы Т.В. Коваль [3], С.Д. Рыбаков [5], М.В. Соколова
[6], О.А. Ушакова [7] посвятили свои работы методике организации работы с
визуальным источником на уроке.

Итак, представим: учебник по истории России для 10
класса написан крупнейшим специалистом по истории России, директором Института
Российской истории РАН, членом-корреспондентом Российской академии наук, членом
Союза писателей России А.Н. Сахаровым вместе с известным автором, крупным
историком, доктором исторических наук А.Н. Бохановым. Глубочайшее знание
истории, великолепный литературный стиль делают учебник содержательным и
увлекательным. В нем нашли отражение последние достижения исторической науки.
Одновременно учебник прост и легко доступен восприятию. Справочно-методический
аппарат написан известными методистами С.И. Козленко и Г.И. Старобинской.
Учебник в полной мере дает знания, позволяющие школьникам подготовиться к сдаче
выпускных экзаменов и заложить фундамент для поступления в вуз.

Задача моего исследования сегодня: на примере темы
по истории России попытаться оценить, насколько корректно представлены в
учебнике визуальные и документальные источники, каким образом связаны с текстом,
какие задания и вопросы по ним предложены.



Ради удобства и обобщения перечень всех
представленных в учебнике визуальных материалов приведён в таблицах, что
позволяет увидеть характер представления источника и формы работы с ним. Образцы
самих материалов включены в презентацию, являющуюся Приложением к данной работе.
В тексте параграфа 10 «Культура Руси X
– начала XIII в.в. Зарождение
русской цивилизации.» представлены:

Таблица 1

Наименование источника Кол-во Отсылка в тексте Описание в тексте Вопросы и задания под иллюстрацией Вопросы и задания после параграфа
Лубок. 2 1
Береста. 1 1
Предметы быта. 6
Архитектурные памятники. 6 4 1
Скульптура. 2 1
Рисунок. 1
Миниатюра. 3 2
Летопись. 1 1 1
Литература. 1 1
Мозаика. 2
Икона. 1
Фреска. 1 1
Иллюстрация картины. 1

Первое, что следует отметить особо: визуальные
источники представлены в параграфе и, в целом, в учебнике в разнообразных видах
и в очень большом количестве (28 «картинок» на 17 страницах текста). Обращает на
себя внимание тот факт, что с текстом параграфа визуальный источник связан как
иллюстративный материал. Не все представленные иллюстрации находят отражение в
тексте. И, что совсем плохо, на мой взгляд, нет продуманной системы заданий к
источникам. В конце параграфа только два вопроса общего плана позволяют не
только прочитать текст параграфа, но и обратить внимание старшеклассника на
«картинки», сопровождающие тему. Чтобы не делать поспешных выводов, обратимся
визуально к любому другому параграфу учебника. Картина та же.

Теперь обратимся к детальному разбору тех
источников, которые представлены в параграфе. Отметим сразу цветной вариант
представления источников, что привлекает внимание учащихся.

Посмотрим, насколько корректно представлены
визуальные источники:

Таблица 2

Характер обозначения типа источника Название источника Автор Время создания Место нахождения Размер Соответствие расположения тексту
«Сказочная птица Алконост». Лубок. 1 1 – / Как мы понимаем русскую культуру.
Берестяная грамота. 1 1 / Письменность, грамотность, школы.
Писало. XI в. 1 1 1 / Письменность, грамотность, школы.
Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор
В.М. Клыков.
1 1 1 1 / Письменность, грамотность, школы.
Миниатюра из «Изборника» Святослава. 1 1 – / Летописи.
«Повесть временных лет». Начальный лист. 1 1 1 / Летописи.
«Слово о Законе и Благодати». Список XVI в. 1 1 1 – / Литература.
«Сказание о Борисе и Глебе». Миниатюра. XV в. 1 1 1 1 / Литература.
«Хождение игумена Даниила». Миниатюра. 1 1 1 1 / Литература.
Успенский собор во Владимире. XII в. 1 1 1 1 / Архитектура.
Церковь Покрова на Нерли. XII в. 1 1 1 / Архитектура.
Золотые ворота во Владимире. XII в. 1 1 1 1 / Архитектура.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в. 1 1 1 – / Архитектура.
Дмитриевский собор во Владимире. 1 1 1 1 / Архитектура.
Борисоглебский собор в Чернигове. XII в. 1 1 1 – / Архитектура.
«Христос, причащающий апостолов». Мозаика
Софийского собора в Киеве XI в.
1 1 1 1 / Живопись, скульптура, музыка.
«Дмитрий Солунский». Мозаика. 1 – / Живопись, скульптура, музыка.
«Святой Георгий». Икона. XII в. 1 1 1 / Живопись, скульптура, музыка.
«Страшный суд». Фреска Дмитриевского собора. 1 1 1 / Живопись, скульптура, музыка.
«Никола Можайский». Скульптура. 1 – / Живопись, скульптура, музыка.
«Богатыри». Художник В.М. Васнецов. 1 1 1 / Фольклор.
«Богатырь Алеша Попович». Лубок. 1 1 1 / Фольклор.
«Князь XII
в». Рисунок XIX в.
1 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Глиняные игрушки. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Гребень. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Деревянная ложка. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Перстень с изображением орла. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.
Диадема. XII в. 1 1 – / Повседневная жизнь горожан.

По интересующим нас параметрам, название и время
создания обозначено у всех или практически у всех источников, место нахождения –
только у памятников архитектуры. Только у трех источников можно понять точное
авторство и еще у двух оно упоминается в тексте параграфа (соответствующие
ячейки таблицы выделены синим цветом). Мы не видим
имен авторов, но это в данном случае не упущение: древние и средневековые авторы
зачастую неизвестны. В качестве упущения можно отметить также отсутствие
размеров источников, что может создавать у учащихся ошибочное представление о
предмете.

В целом, можно отметить, что в данном учебнике
визуальные источники не остаются вне их культурно-исторического контекста, что
создает основу для их научно-корректного использования. Однако для полного и
всеобъемлющего анализа источника недостаточно представленной информации, что
заставляет учителя и учащихся обращаться к дополнительной литературе. В таблице
2 зелёным шрифтом отмечены только два источника,
характеристика которых представлена наиболее полно.



Рассмотрим еще один, на мой взгляд, положительный
аспект, который также представлен в таблице:

Таблица 3

Наименование раздела Кол-во источников Разновидности источников
Как мы понимаем русскую культуру. 1 Лубок.
Письменность, грамотность, школы. 3 Берестяная грамота, предмет письма, скульптура.
Летописи. 2 Миниатюра, начальный лист летописи.
Литература. 3 Список, миниатюра.
Архитектура. 5 Собор, церковь, ворота.
Живопись, скульптура, музыка. 5 Мозаика, икона, фреска, скульптура.
Фольклор. 2 Картина, лубок.
Повседневная жизнь горожан. 6 Предметы быта, рисунок.
Зарождение русской цивилизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в
параграфе учебника не только даны визуальные источники на все изучаемые разделы
культуры эпохи, но и представлено их разнообразие. Это, безусловно,
положительный момент при изучении культуры, особенно для классов базового
уровня, в которых не предусмотрено изучение подобных тем на уроках МХК.

Еще один вопрос нашего изучения – использование
письменных источников на страницах учебника – рассмотреть не представляется
возможным, так как такой вид источника в качестве дополнительной информации к
уроку не представлен, а значит, учителю необходимо искать дополнительные
материалы для обучения навыкам работы с письменным источником. В качестве
варианта можно предложить «Практикум по истории России с древнейших времен до
конца XIX в». В.А. Бердинских [1].

Вместе с тем, недостаточная описательная
характеристика источника может служить отрицательным моментом при использовании
данного вида работы на уроке. Ни к одному источнику не сформулированы вопросы и
задания.



Например, можно предложить задания к страницам
140-141 с иллюстрациями архитектурных памятников:

  1. Подготовить сообщения об одном из памятников
    архитектуры.
  2. Найти общие черты, отражающие особенности
    архитектурного стиля.
  3. Составить карту культурных памятников древней
    Руси (выделив цветами век создания).

При работе с «Повестью временных лет» можно
попросить учащихся найти перевод первой страницы и выяснить, с какого момента
начинается повествование.

В заключение, необходимо отметить, что на
сегодняшний день проблема анализа визуальных источников в учебниках истории
остается еще недостаточно изученной. Наши наблюдения показали, что проблемы
освещения в учебнике истории визуальных и письменных источников остаются
достаточно проблематичными, несмотря на достаточный прогресс по сравнению с
учебниками предыдущего поколения.

В рассмотренном материале представлен пробный
анализ корректного использования в учебнике визуальных источников, отмечены
положительные моменты: большое количество и видовое разнообразие представленных
работ. Отмечены также недостатки: отсутствие точной описательной информации об
источнике, узкий спектр вопросов и заданий по проблеме изучения. Это, на мой
взгляд, сужает методические рамки рассмотрения материала урока в проблемном
аспекте, но, в то же время, позволяет учителю использовать творческий подход и
инновации в подаче материала.

Приложение

Список использованных источников и литературы:

  1. Бердинских В.А. История России с древнейших
    времен до конца XIX в. Практикум
    10 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Донецкий П.Б. Иллюстрации к крестовым походам //
    Классная работа. – Саратов, 2010. № 3 С. 26-28.
  3. Коваль Т.В. Методика организации работы с
    визуальными источниками // История и обществознание в школе. 2006. № 10.
    С. 22-27.
  4. Козерь В. Школьные учебники истории: проблемы
    выбора // Школьное историческое образование: реалии, проблемы, перспективы
    развития. Информационно-аналитический сборник. – Ростов-на-Дону, Методический
    центр образования, 2003.
  5. Рыбаков С.Д. Способы организации работы с
    иллюстративным материалом на уроке истории // Преподавание истории в школе. –
    М., 2007. № 5. С. 64-69.
  6. Соколова М.В. Работа с вещественными источниками
    на уроках истории // История и обществознание в школе. 2006. № 6. С. 19-24.
  7. Ушакова О.А. Использование электронных пособий
    на уроке истории // История и обществознание в школе. 2007. № 3. С. 31-35.



Следующий: