Методические материалы к теме М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича… 7-й класс. Три урока в системе


Концепция произведения: конфликт
власти и индивидуальности, обречённой на гибель.

Диагностические цели:

Ученики смогут после анализа текста:

  • рассказать о Москве 16 века и её жителях –
    боярах, купцах, простолюдинах на основе
    иллюстраций А.М.Васнецова, А.П.Рябушкина;
  • объяснить, почему М.Ю.Лермонтов назвал свою
    поэму песней;
  • назвать фольклорные элементы в поэме;
  • устно нарисовать картины пира в царских
    палатах;
  • рассказать об особенностях быта 16 века (пир
    во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни
    купеческой семьи, народные забавы), объяснить,
    как картины быта 16 века помогают понять
    характеры и идею произведения;
  • точно охарактеризовать каждого героя «Песни…»,
    выявить общее и различное в характерах героев
    поэмы;
  • объяснить, в чём состоит конфликт между
    личностью и властью, назвать его причины;
  • подготовить ответ-рассуждение на тему:
    «Характеристика главных героев поэмы
    В.Г.Белинским».
  • сопоставить иллюстрации к «Песне…»
    И.Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева;
  • назвать особенности сюжета поэмы;
  • отметить элементы лирики и эпического
    повествования;
  • выразительно прочитать поэму, учитывая связь с
    фольклорными традициями, оттеняя характеры
    героев, их речь, поступки, обратив внимание на
    распевность начала и концовки, использованные
    автором сравнения, метафоры, инверсию;
  • написать сочинение «Калашников – носитель
    лучших черт русского национального характера».

Учебная задача: почему «Песня…»
заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а
описанием его «безымянной» могилы?



Распределение материала по урокам.

1-й урок. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова» — поэма об историческом
прошлом Руси. Фольклорное начало в поэме.

Диагностические цели.

Ученики смогут: рассказать о
Москве 16 века и её жителях – боярах, купцах,
простолюдинах;объяснить, почему М.Ю.Лермонтов
назвал свою поэму песней; назвать фольклорные
элементы в поэме;устно нарисовать картины пира в
царских палатах;подготовить рассказ о быте
купцов 16 века и об отношениях в купеческой
семье;сопоставить описание царских палат Ивана
Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.

Проект 2 урока по теме: «М.Ю.Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»

Картины быта 16 века, их значение для понимания
характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения
Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Защита Калашниковым человеческого достоинства,
его готовность стоять за правду до конца.

Форма урока – эвристическая беседа.

Диагностические цели урока.

Ученики смогут: рассказать об особенностях
быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного,
уклад жизни купеческой семьи), объяснить, как
картины быта 16 века помогают понять характеры и
идею произведения; точно охарактеризовать
каждого героя «Песни…»; объяснить, в чём состоит
конфликт между личностью и властью, назвать его
причины; подготовить ответ-рассуждение на тему:
«В.Г.Белинский о главных героях поэмы»,
обосновать свои выводы по теме, подтвердить их
текстами поэмы.

Учебная задача: Как картины быта 16
века помогают понять характеры героев и идею
поэмы?

Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать
картины быта 16 века и раскроют смысл
столкновения Калашникова с Киребеевичем и
Иваном Грозным:

  • Пир в царских палатах.
  • Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том,
    что их семью обесчестил Киребеевич.
  • Наказ Калашникова братьям.
  • Бой на Москва-реке.
  • Диалог Ивана Грозного и Калашникова.

Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём
искать её решение и предложим им самим назвать те
эпизоды, которые помогут нам разобраться в
конфликте.

Анализ эпизода «Пир в царском Дворце»



Уточним значение слов «традиция», «быт»,
«обычай». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.,
Русский язык, 1987, с.700, 57, 378). Значение данных слов
поможет учащимся при анализе характеров героев и
идеи поэмы.

Проанализируем сцену пира во дворце Ивана
Грозного.

Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать
ответы на вопросы:

– Что в повествовании указывает на
незыблемость установившегося порядка в жизни
царского двора и поведении его подданных?
– Какие законы нарушает Киребеевич?
– Что в сцене трапезы при царском дворе
раскрывает это явление как традицию?
– Найдите в тексте параллельное сравнение из
мира природы с образом царя и царской власти.
Какой дополнительный смысл изображаемым
событиям придаёт это сравнение? (Образ неба
(тучи и солнце) символизирует могущество, величие
и вечность царской власти.)

– Что в повествовании указывает на
незыблемость установившегося порядка в жизни
царского двора и поведении его подданных?
Найдите в тексте детали, подчёркивающие в
событиях их устойчивую повторяемость, а в
поведении людей – традиционно сложившиеся
правила.

Обращаем внимание учащихся на
обстоятельность в описании внешнего вида царя:
он «за трапезой сидит во златом венце».
Отведённые места за столом занимают гости,
«позади стоят стольники». По знаку царскому
наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш».
Это картина устоявшегося придворного быта,
общественного поведения людей, которую оттеняет
неторопливая сказовая манера повествования:
каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль
в общем действии.

– Проследите по тексту, как Киребеевич
нарушает принятые всеми условия жизни, за
которыми по традиции должен наблюдать царь. (Удалой
опричник «в золотом ковше не мочил усов», не
смотрит в глаза царю. Он нарушает нормы
поведения, вызвав тем самым гнев царя.)

– Расскажите, что поведал Киребеевич царю?

– Какую помощь предлагает Иван Грозный
Киребеевичу? Чем руководствуется царь в своём
поступке? (Иван Грозный предлагает посватать
девушку, предложив дорогие подарки. Советует
положиться Киребеевичу на обычай: «полюбишься –
празднуй свадебку, не полюбишься – не
прогневайся».)

– Какие нравственные законы и как преступает
Киребеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не
сказал царю «правды истинной».)

Анализ эпизодов второй части поэмы.



Следующая группа вопросов переключит наше
внимание на образ Купца Калашникова и на смысл
его столкновения с Киребевичем и Иваном
Грозным.

Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка
домашнего задания).

Купцы – христиане, глубоко верующие люди.
Посещают службу.
Купцы – торговые люди. Калашников –
процветающий купец. Дверь в лавке дубовая,
замок немецкий с пружиною.
Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они
высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой
скатертью. В домах — иконы, горят свечи.
По закону христианскому супруги венчаются в
церкви.
Муж – глава семейства. Если умер отец, то он
старший в семье. В беде советуется с братьями.
Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго
соблюдает традиции: на улицу не выходит с
непокрытой головой.

– Какая лихая беда приключилась в семье
Калашникова? (Опозорил семью честную опричник
царский.)

– Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает
решение выйти на опричника, биться насмерть.)

1-й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века
требуют, чтобы Калашников встал на защиту
человеческого достоинства, постоял за правду до
конца.

Анализ эпизодов третьей части поэмы.

Бой на Москва-реке.

Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века:
излюбленную забаву русского люда и Ивана
Грозного – кулачный бой.

– Как вы думаете, исключительным событием или
обычаем того исторического времени представлен
кулачный бой в поэме? Найдите доказательства
правоты суждения в тексте. (Кулачный
бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все
знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он
по правилам.)

Сравним характеры героев поэмы – Киребеевича и
Калашникова. Выявим цель участия каждого в
поединке.

– Как раскрываются характеры Киребеевича и
Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? (Киребеевич
любит Алёну Дмитриевну так, что становится при
виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи
приволжские, На житьё на вольное, на
казацкое», сложить там буйную головушку.
Боится «умереть смертью грешною». Калашников
любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по
закону христианскому.)

– Сравните поведение Киребеевича и
Калашникова перед боем. (Опричник идёт на
бой «потешить царя нашего батюшку». Ради
этого он готов нарушить сложившиеся правила боя
и отпустить противника «живого с покаянием». Он
хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в
бою не будет. Привык быть первым, в его
характере проявляются спесь, высокомерие,
нежелание считаться с другими.

Калашников участвует в бою, чтобы защитить
честь семьи. Он знает, что противник силён, но не
боится Киребеевича. Готов стоять до конца. Это
человек сильный, мужественный и решительный.)

– Назовите эпические способы изображения
Калашникова. (Былинный герой, богатырь.
Поединок – средство раскрытия незаурядной
физической силы героя. Использование гипербол
в повествовании и описании. Смелость в
поведении с царём.)

Предложим ученикам рассмотреть и сравнить
репродукции картин художников И. Билибина,
В.Васнецова, Б.Кустодиева. Цель: уточнить
зрительные образы Калашникова и Киребеевича,
созданные в воображении учеников на основе
словесных деталей. «Рассматривание репродукций
– это созерцательные виды деятельности, они
требуют внутренней сосредоточенности, а
значит, и времени. Такое переключение с одного
вида деятельности на другой вносит необходимую
разрядку и разнообразие в урок. В нашей беседе
образуется пауза, завершающаяся обменом
впечатлений и мнений». (Из лекции).

Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они
отличаются? Какая из них кажется вам более
выразительной?

Иллюстрации художников выполнены мастерски,
живые и выразительные.
Иллюстрация Билибина: Калашников свалил ударом
Кирибеевича. На переднем плане за пределами
очерченного круга на льду лежит поверженный
опричник. Около него хлопочут двое. Один из них,
старик, неприязненно оглядывается на стоящего в
круге победителя, рядом с которым валяется шапка
Киребеевича. Слева гусляр уже готовится сложить
об этой победе песню, его товарищи поднимают
чарку за победу купца, но справа, от высокого
царского места уже рвётся к купцу царский
слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его
пред лицо своё».
Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя.
Спиной к зрителям стоит Киребеевич, напротив
него – Калашников. Его лицо выражает упорство и
решимость. Тщательно выписаны все детали костюма
бойцов, убранство шатра, из которого смотрит
царь, башня Московского Кремля вдалеке.

Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей:
просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью;
схематично нарисованы башни Кремля.

Художник сосредотачивает внимание на динамике
картины. Стоящий к нам лицом Киребеевич слегка
подался назад после удара, который он нанёс
Калашникову. Фигура купца, с головы которого
упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять,
получив страшный удар в грудь, исполнена
напряжения. Ощущение движения картине придают
силуэты двух всадников за спиной опричника,
скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход
поединка.

После анализа иллюстраций, уточняющих
восприятие текста, вернёмся к анализу образов
героев поэмы, подчеркнём противоречивость
образа царя. Задачей анализа будет выявление
авторского отношения к Ивану Грозному.

– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил
свой указ после поединка? (Убили любимца царя.
Он разгневан.)

– Согласно обычаю того времени: за
преднамеренное убийство – казнь. Иван
Грозный приговаривает Калашникова к смерти.
Но «награждает» победителя царской милостью:
обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей,
разрешает торговать беспошлинно братьям.
Калашникова отправляет «на высокое место
лобное», велит нарядить палача и звонить в
большой колокол. Какие черты характера царя
хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов?

Подведём итог.

В народной традиции царь предстаёт перед
народом справедливым, грозным и
милостивым одновременно. Лермонтов
подчёркивает противоречивость образа царя.

Проанализируем диалог Калашникова и царя.

– Разговора Калашникова и Киребеевича царь
не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25
сажень». Иван Грозный спрашивает:

«Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Киребеевича?»

– Как вы думаете, почему Степан Парамонович
отвечает:

«Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому»?

О позоре его семьи известно «соседушкам», а
значит, едва ли не всей Москве, но не царю.

Глава обесчещенной семьи убил обидчика
«вольной волею», это должно быть известно всем,
именно это смоет пятно позора с семьи. Но если
царь не знает, то Калашников ему и не скажет.

– Какие христианские заповеди нарушает
Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой
ответ подтвердите словами из текста.

«Не мсти, не убий». Купец понимает, что
нарушает христианские заповеди, и в этом его
трагедия. Он не может не восстановить честь
семьи и не нарушить при этом христианские
заповеди, поэтому перед казнью Калашников
говорит братьям:

«Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную!».

– Подведём итоги. Как картины быта 16 века
помогают понять характеры героев и идею поэмы?

В поэме простой человек – купец
Калашников — выступает защитником традиционных
форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с
властью и обречён на гибель. По мнению
Лермонтова, именно ответственность перед семьёй
и родом укрепляет личность, делает её сильной.

Домашнее задание:

1. Подготовьте ответ-рассуждение на тему:
«В.Г.Белинский о главных героях поэмы»,
обоснуйте свои выводы по теме, подтвердите их
текстами поэмы.
2. Ответьте на вопросы:

  • Почему «Песню про царя Ивана Васильевича,
    молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    следует отнести к лиро-эпическим произведениям?
    Отметьте элементы лирики и эпического
    повествования.
  • Кто из героев «Песни…» выступает носителем
    авторского отношения к героям и событиям поэмы?
  • К каким произведениям УНТ близка «Песня…»?
    Своё мнение обоснуйте примерами из текста.

3. Подготовьте выразительное чтение поэмы,
учитывая связь с фольклорными традициями,
оттеняя характеры героев, их речь, поступки,
обратив внимание на распевность начала и
концовки, использованные автором сравнения,
метафоры, инверсию;

3-й урок. Особенности сюжета поэмы.
Авторское отношение к изображаемому. Образы
гусляров. Оценка героев с позиций народа. Связь
поэмы с произведениями УНТ

Форма урока – эвристическая беседа.

Диагностические цели урока

Ученики смогут: назвать особенности сюжета
поэмы;выразительно прочитать поэму, учитывая
связь с фольклорными традициями, оттеняя
характеры героев, их речь, поступки, обратив
внимание на распевность начала и концовки,
использованные автором сравнения, метафоры,
инверсию; отметить элементы лирики и эпического
повествования в «Песне…»;
установить, к каким произведениям УНТ близка
«Песня…»; рассказать, кто из героев «Песни…»
выступает носителям авторского отношения к
героям и событиям поэмы; написать сочинение
«Калашников – носитель лучших черт русского
национального характера».

Учебная задача: Почему «Песня…»
заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а
описанием его «безымянной» могилы?

Особенности сюжета поэмы

1 часть – экспозиция. Завязка. (Иван Грозный,
Киребеевич); 2 часть – развитие действия ( Алёна
Дмитриевна, Калашников); 3 часть – развязка.
Эпилог (Иван Грозный, Киребеевич, Калашников).

Авторское отношение

Мы не можем выделить в «Песне…» признаки, по
которым можно судить об авторском отношении к
героям. Автор ведёт рассказ от имени гусляров,
создавая в тексте образ исполнителей старинных
песен.

Образы гусляров. Оценка героев с позиции
народа

Гусляры у Лермонтова – носители народного
эпического сознания, они повествуют о событиях,
не высказывая прямо своего отношения к ним. Сами
они говорят о своей задаче – каждому «правдою и
честью» воздать. Лишь одна реплика гусляров как
бы комментирует события за кадром:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…

Рассуждая с учениками, придём к выводу, что
позиция автора выражается в самом выборе темы и
сюжета, в постановке проблемы. Вернёмся к
поставленной на первом уроке учебной задаче:
«Почему «Песня» оканчивается не казнью Степана
Парамоновича, а описанием его «безымянной»
могилы?». В поэме простой человек выступает
защитником традиционных национальных форм
жизни. По авторской мысли, именно уклад русской
жизни укрепляет личность, делает её твёрдой и
сильной из-за ответственности перед семьёй,
родом и т.д.

Язык и стих поэмы

Продолжается работа, начатая на первом уроке:
ученики находят постоянные эпитеты, сравнения,
повторы. Отмечают близость языка поэмы языку
русского фольклора, приходят к выводу, что это
оригинальное произведение, в котором отразилось
мастерство Лермонтова (описание зари, описание
красоты Алёны Дмитриевны, чувств Кирибеевича и
др.).

Итоговая работа – сочинение
«Калашников – носитель лучших черт русского
национального характера».




Следующий: