Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе по феерии А. Грина Алые паруса


Цель урока: создать предпосылки для
раскрытия идеи произведения

Задачи урока:

  • совершенствование навыков чтения и анализа
    художественного текста;
  • развитие речи, творческого,
    эмоционально-образного мышления;
  • выработка стремления добиваться поставленной
    цели, воспитание чистоты чувств и отношений

Логика развития урока как целостной системы
(по методу эмоционально-образной драматургии):

1) Пролог

Фронтальный опрос учащихся с использованием
приема «Верю-не верю».

2) Завязка

Создание проблемной ситуации на основе
проблемно-поискового вопроса, приема
«Ассоциативная цепочка», запись мечты

3) Развитие действия

Организация работы в группах :»Мозговой
штурм», анализ текста с использованием приема
«Ключевые слова», восприятие музыкального и
живописного образа моря (прием «Погружение»),
анализ иллюстраций с использованием приема
«Визуализация».

4) Кульминация

Художественное чтение отрывка «Спящая
Ассоль», анализ эпизодов

5) Развязка

Выявление идеи произведения, сравнительный
анализ таблицы, анализ своей мечты

6) Эпилог

Выводы. Подведение итогов, домашнее задание.
Подарки

Оборудование: текст произведения
А.Грина, карточки для групповой работы,
раздаточный материал для каждого ученика,
технологическая карта для каждого ученика, презентация, проектор, компьютер,
жетоны, лодочки (подарки каждому).



1) Пролог

Презентация

Вы познакомились с замечательным
произведением «Алые паруса», которое написал:
Понравилось ли оно вам? (слайд1) Сегодня урок
внеклассного чтения. Вы внимательно читали
книгу? Давайте проверим. Предлагаю вам игру
«Верю-не верю». (слайд 2)

Верно ли, что:

1. Ассоль была дочерью моряка?

2. Грей изготавливал игрушки?

3. Лонгрен — отец Грея?

4. Эгль — добрый волшебник?

2) Завязка

А.Грин определил очень необычно жанр
произведения. Вы помните как? Что же такое
«феерия»? Что сказочного было в произведении? А
в жизни так не бывает? Все ли мечты исполняются?
Почему? Вам хотелось бы узнать?

Запишите тему урока: «Когда исполняются
мечты?» (слайд 3) в вашу персональную карту
желаний Приложение 1
(подпишите её).

Есть ли у вас мечта? Вы, конечно же, хотите, чтобы
она сбылась? Запишите её в волшебную карту. Книга
«Алые паруса» — волшебная, в ней тайна, которая
по сей день сокрыта от большинства читателей. О
какой же тайне идет речь? Давайте построим
ассоциативную цепочку, связанную со словом
«тайна», опираясь на текст..(слайд 4 ) (Тайна -
секрет — «Секрет» — корабль — алые паруса) Какая
же тайна скрывается в алых парусах. Попробуем
отыскать. Отправляемся в путь, вслед за алыми
парусами.

3) Развитие действия

Когда впервые в произведении встретился образ
корабля с алыми парусами? (игрушка, которую
сделал Лонгрен). На кого эта игрушка произвела
большое впечатление? (На его дочь, Ассоль)

В произведении Ассоль называют по-разному:
Прекрасная Неизвестность, Корабельная Ассоль,
Живое стихотворение, Чудное художественное
полотно, Мокрое сокровище. Подумайте, кто так мог
отозваться о девушке, и соедините стрелками
автора и характеристику. (слайд 5)

Обменяйтесь работами. Проверим работу соседа
(за каждый правильный ответ ставим 1 балл). На
столах у вас лежат карточки Приложение
2
. В них приведены цитаты из текста.
Внимательно слушайте мои вопросы и, если ваши
цитаты подтверждают ответ, поднимайте руку.
Работать будем в группе по 4 человека. За
правильные ответы будете получать награду: алые
паруса (жетон). В конце урока они помогут выделить
самых активных и отметить их хорошей оценкой.

«Прекрасная Неизвестность». Кто и когда её так
назвал? (слайд 6)

Какую роль сыграл Эгль в судьбе Ассоль? (Подарил
мечту )

Почему Эглю захотелось рассказать Ассоль
сказку об алых парусах? Что он почувствовал в
девочке? (Когда Эгль увидел девочку и услышал её
«взволнованный голосок», он сразу почувствовал,
что это «что-то особенное». Всё в облике девочки
поражало изяществом и одухотворенностью. В её
глазах отражался тот большой необычный мир, в
котором она, вероятно, жила. Она возникла перед
Эглем неожиданно, показалась ему частью природы:
так выразительны и чисты были её черты. Недаром
он назвал её «растением».

«Корабельная Ассоль». Кто и почему так называл
девушку? (Жители Каперны. Им были непонятны её
мечты, они не умели любить (слайд 7)

«Живое стихотворение» . Кто и когда назвал так
Ассоль? (слайд 8) (Автор о повзрослевшей девушке,
цитата 3). Какими качествами должен обладать
человек, о котором можно было бы так сказать?
Какие примеры из текста раскрывают этот образ:
«живое стихотворение»? (цитата 1, 2 Приложение
2
)

Параллельно с судьбой Ассоль рассматривается
жизнь другого персонажа? Кого? (Артура Грэя)

Кем был Артур Грэй? Какие качества ярко
проявились в мальчике с детства? (чтение и
комментарий цитаты 3 Приложение 2)
рыцарство, фантазия.

Было ли что-нибудь общее в чертах характера
Ассоль и Грэя? (У них не было друзей-сверстников,
оба были мечтателями с «живой душой»).

Было и еще кое-что, объединяющее их. То, что они
любили больше всего? Что же это?

Узнать ответ на этот вопрос поможет вам
музыкальная зарисовка композитора
Н.А.Римского-Корсакова. (слайд 9) (Прослушивание
музыкального произведения «Океан — Море синее).
(релаксация)

Перед вами 2 репродукции знаменитого
художника-мариниста Айвазовского (слайд 10). Какое
изображение моря, на ваш взгляд, наиболее
соответствует характеру музыки
Н.А.Римского-Корсакова? Обоснуйте свою мысль.

Рассмотрите две иллюстрации к книге Грина.
Какая из них относится к Ассоль, а какая — к Грэю?
(слайд 11) Почему вы так решили? Чем похожи мечты
Грэя и Ассоль? Какую роль играет в них море?

  • Что говорится в книге о мечте Грэя? (цитата 4 Приложение 2)
  • Как зародилась мечта о море в душе Грэя? (цитата 5
    Приложение 2)
  • Что он сделал для достижения цели? (цитата 6Приложение 2)
  • Исполнилась ли мечта Грэя?

Но вернемся к нашей прекрасной героине,
терпеливо ждущей алые паруса..

4) Кульминация

«Чудное художественное полотно». (слайд 12)Так
назвал её один из персонажей. Кто и когда? (Летика,
увидевший Ассоль спящей). Кем был Летика?
(Матросом Грея)

Прослушайте отрывок, в котором описывается
спящая Ассоль глазами Грэя. Приложение
3
Выполните задания по вариантам: 1в
(Отметьте слова, описывающие состояние природы.
Какой художественный прием использует автор?) 2в
(Отметьте слова, передающие состояние Артура
Грэя)



(Учитель читает отрывок под музыку К.Сен-Санса
«Лебедь»)

Автор подчеркивает, что девушка была замечена
не только глазами, но и иначе. Как увидел её Грэй и
почему он так смог увидеть? Душа Артура с самого
утра была в беспокойстве и томлении, которые и
сам капитан объяснить не мог. Поэтому не
удивительно, что, увидев на обрыве среди
обрызганных росой трав и цветов спящую девушку,
он был поражен её неизъяснимой чистой красотой.
Он увидел её не глазами, а сердцем. Он, как в своё
время Эгль, почувствовал в ней что-то особенное,
необычное.

Грэй ждал необычного — и вот оно, перед ним, в
лице этой неизвестной спящей девушки. Судьба
подарила ему чудо. Когда человек ждет и хочет
необычного, оно происходит..

Как Грэй готовился к встрече с Ассоль? Зачем
нужны были эти приготовления?

Выбор Грэем шёлка для алых парусов — это очень
важный момент. Ведь именно сейчас он решает
судьбу чуда — цвет ожидаемых девушкой парусов
должен быть безукоризненно алым, чтобы не
возникло ни тени сомнения, что это те самые
паруса, о которых она мечтала много лет. Она
должна сразу, безоговорочно поверить, что сказка
сбылась. Поэтому после очень тщательного отбора
Грэй остановился на шелке чистом, «как алая
утренняя струя»)

Как объясняет приготовления Грэй своей
команде? (читаем вместе эпизод 2 Приложение
3
) Как вы поняли слова Грэя?

Для кого же Ассоль была «мокрым сокровищем?
Почему? (слайд 13)

Какой момент в произведении вызвал у вас
наибольшее волнение ?

5) Развязка

Итак, сбылись мечты Ассоль и Грэя. Вернемся к
нашей теме.

Когда же сбываются мечты? Почему сбылась мечта
Грэя? Мечта Ассоль?

Существует еще одно понятие, с которым люди
часто путают мечту, это фантазия. Фантазия
- это определенное чувство желания чего-то
конкретного, ради чего человек НЕ готов
действовать Сбываются т олько мечты, а фантазия
остается фантазией. Давайте теперь детально
рассмотрим чувства, которые возникают при
истинной мечте и при фантазии (слайд 14)
Читают по цепочке




Для мечты характерно Для фантазии характерно
Готовность действовать ради достижения

Присущи чувства страстного желания

Человек испытывает необходимость в
осуществлении мечты

Верит в ее реализацию, и верит, что он может ее
осуществить

НЕготовность действовать ради
достижения

Присуще чувство пожелания, то есть
«хотелось бы»

Надежда, что когда-нибудь это осуществится

НЕ верит в ее реализацию

НЕ верит, что он может ее осуществить

Смирение, привыкание к текущему положению дел

По вариантам отметить, обведя кружком, какими
качествами обладала Ассоль, Грэй.

Что же было у Ассоль, Грэя, мечта или фантазия?
Докажите.

А сейчас отвлекитесь на минутку и загляните в
себя. Посмотрите на свои желания. Они больше
похожи на фантазии или мечты? Не
расстраивайтесь, если они скорее фантазии. Вы
теперь хотя бы это знаете.

Что нужно сделать, чтобы ваше желание сбылось?
(желать, верить, действовать)

6) Эпилог

Мечты — это самое ценное, что есть у
человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты
заставляют человека творить чудеса. Другие люди
просто говорят: «Это невозможно». Но говорю вам,
если это ваша мечта, и вы готовы идти к ней, то
нет для вас ничего невозможного. Если того, о чем
вы мечтаете, еще нет в природе, значит, оно
будет создано для вас. Все, что вы можете
представить себе, вы можете достичь. Помните, что мечты
сбываются
!

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для
вас останутся алые паруса (Подводятся итоги, дети
получают в подарок поделки, звучит музыка).

Домашнее задание: подумайте и
напишите, как претворить вашу мечту в жизнь.




Следующий: