Методическая разработка урока в 11-м классе Мотив трагического одиночества героини рассказа В. П. Астафьева Людочка


Цель: Ответить на вопрос, почему героиня так поступила? Что помешало
увидеть положительный выход?

Задачи:

  1. Охарактеризовать героев.
  2. Выявить проблемы, определить идею.
  3. Назвать положительные выходы.

Ход урока



I. Описание парка ВПРЗ. Цитаты.

Вывод: Какая жизнь протекает в поселке, если там такой парк культуры и
отдыха.

II. Характеристика героев.

(Заполнение таблицы снизу вверх.)

III. Проблематика (какая самая важная проблема?)

Называем проблемы по ходу урока.

  1. Умирание деревни.
  2. Потребительское отношение, бесхозяйственность.
  3. Отцы и дети.
  4. Равнодушие к окружающим людям.


  5. Обездоленное детство (социально запущенные дети)
  6. Вырождение поколения.

Вопрос: Как выживать в этом мире? Где брать силы? (Поиск
положительного выхода.)

Работа с текстом, цитаты.

“Теперь вот, в горе, в заброшенности, она особо остро ощутила всю
отверженность умирающего человека, теперь и самой ей предстояло до конца испить
чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия… Выяви она
готовность до конца быть с умирающим, пострадать за него … выявились бы в ней
неведомые силы. Сознание того, что она способна на самопожертвование во имя
ближнего своего… сделало бы прежде всего ее сильной, уверенной в себе, готовой
на отпор злым силам…”

Идея – величие духа (милосердие, способность пойти до конца, готовность
поддержать в трудную минуту).

Что значит быть человеком? Сформулировать авторскую позицию.

Д/з письменная работа на тему: “Что бы вы сказали Людочке (как
утешили), если бы были ее подругой (сестрой, матерью, братом, отцом и т.д.)”.(По
желанию.)

Приложение можно получить у автора статьи.

Герои Ценности героев, убеждения Характер Поступки Ответственность, расплата Изобразительные приемы, авторское
отношение
Людочка Труд, природа Трудолюбивая, доброжелательная, наивная, одинокая с
детства, робкая, стеснительная
Не обратилась за помощью Во многом смиренная, жила правильно, но недополучила в
детстве от матери мудрости, духовной силы.

Захлестнула обида отчаяние
самоубийство



“одинока с детства”, глухая тоска, отверженность.

Людочка – единственное имя в повести

Мать Неласковая, отстраненная, безучастность в судьбе дочери Безрадостная жизнь, попытка устроить жизнь заново,
пусть дочь сама решает свои проблемы
Не выполнила главной задачи (см. приложение) что
значит быть настоящей матерью), оттолкнула, потеряла дочь. Страдает
Гавриловна
Отчим
Артемка – мыло Психически и интеллектуально недоразвитый порождает
недоразвитого
Стрекач Боятся – значит уважают.

Беру, что хочу, ни с кем не
считаюсь

Отобрать, осквернить, напакостить, подрезать,
глумиться, насиловать, деградация.
Сварился в канаве с нечистотами, разложение (жил в
нечистотах, славный путь от исправительной колонии строго режима)
“Не парень, не мужик, жук – насекомое, не зубы –
цементная крошка, оскал”



Следующий: