Методическая разработка урока Традиции западноевропейской литературы в русской поэзии. Сонет

Цели:

  • Выявление путей развития жанра сонета в русской литературе.
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся в нестандартной ситуации; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений.
  • Воспитание любви к поэзии, чуткости к слову.

Оборудование: тексты сонетов, ключ к анализу сонета, музыкальные записи с музыкой Грига.

Ход урока

Учитель: С начала 18 века русская поэзия, имевшая глубокие национальные корни, все более вступала во взаимодействие с поэзией европейской, которая явилась одним из истоков формирования литературных традиций в русской литературе. Назовите два первых истока.

(Это фольклор и духовная литература).

- И вот третий – литература европейская. В Европе зарождаются новые литературные направления:

  • классицизм,
  • сентиментализм,
  • романтизм.

Здесь формируется теория литературы, уделяется большое внимание художественному изображению душевных переживаний человека, его мирской жизни, поэтому именно в Европе возникает иной образ автора, другие создаются жанры, нежели в русской литературе. Один из них – сонет.

Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

  • Что такое сонет?
  • Назовите основные жанровые особенности сонета.
  • Определите тематическое своеобразие жанра.

На прошлом уроке мы с вами, ребята познакомились с особенностями жанра сонета. А цель сегодняшнего урока — рассмотреть, какое развитие получил сонет в русской поэзии, каких традиций придерживались русские поэты и что нового они внесли в развитие жанра.

Для этого мы проведем собственное исследование, проанализировав ряд произведений русских поэтов ХХ века. А помогут нам архивариусы и чтецы, ребята, получившие опережающие задания. (Работа в группах ведется с предложенными текстами и по плану-ключу к анализу сонета. Делаются выводы, заполняется таблица. Подводится итог. Заслушиваются сообщения.)

Тексты для анализа.

Верховский.

***

Богатый ливень быстро прошумел,
Серебряный, веселый и прохладный.
Пустынный зной, немой и безотрадный,
Он разорвал — прекрасен, юн и смел.

Он – юноша — среди веселых дел
Вбежал сюда, еще к веселью жадный,
Смеясь, хваля какой-то пир громадный,
Блестящими глазами поглядел.

И нет его. Он убежал, спеша.
Словами терпеливыми прославил
Он молодость – и радость тут оставил.

На ветках, на стеблях – как хороша!
Алмазная, блестит, звучит, играя,
Поет стихи про пир иного края.

А.Ахматова

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

И в мире нет людей бесслезней.

Надменнее и проще нас.
1922

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем,
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней, не вспоминая даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею
Оттого и зовем так свободно – своею.

1961

И. Северянин

ГРИГ

Тяжелой поступью подходят гномы.
Все ближе. Здесь. вот затихает топ
В причудливых узорах дальних троп
Лесов в горах, куда мечты влекомы.

Студеные в фиордах водоемы.
Глядят цветы глазами антилоп.
Чьи слезы капают ко мне на лоб?
Не знаю чьи, но как они знакомы!

Прозрачно капли отбивают дробь.
В них серебристо – радостная скорбь.
А капли прядают и замерзают.
1927

И Бунин

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет. Небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
1909

КЛЮЧ К АНАЛИЗУ СОНЕТА

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМА

Тема

Пафос

Образ(ы)

Идея

Тропы

Размер

Рифма

I группа анализирует сонет Ю.Н.Верховского.

Архивариус: Верховский Юрий Николаевич (1878-1956) поэт, переводчик, литературовед. Как поэт мало известен, известен как ученый, исследовавший поэзию пушкинского времени.

Чтец выразительно читает стихотворения.

Литературовед делает выводы после проведенной в группе работы.

Это сонет: автором строго соблюдена жанровая форма. Но наполнена новым содержанием.

Пафос – романтический; восторг души, вызванный не высокой тематикой, а обычным природным явлением – летним дождем.
Образ – летний дождь.
Идея – красота окружающего мира; в обычном способность видеть удивительное, прекрасное.
Средства: очень богат сонет яркими тропами:
эпитетами
сравнениями
метафорами
олицетворением

14 строк:
2 катрена и 2 терцена итальянская форма.
Размер : пятистопный ямб
Рифмовка абба – кольцевая,
Рифма мужская и женская.

Новое — в тематике сонета: обычное явление природы, вызвавшее яркие переживания.

(Звучит музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»)

Учитель: Что услышали в ней? (Сказочные образы)

Это Григ.

– В каком сонете слышатся отзвуки этой же темы? ( В сонете Игоря Северянина «Григ»)

II группа.

Архивариус:

- Игорь Северянин (1887-1941) «Король поэтов» Эгофутурист. Эмигрировал в 1917г. в Эстонию. Создал целый цикл стихов – сонетов о художниках, писателях, музыкантах, поэтах. Вот один из них.

Чтец выразительно читает сонет И.Северянина «Григ»

Литературовед выступает от группы с выводами.

Тема: Музыка.
В этом стихотворении описываются музыкальные образы григовских произведений.
Образы: природа в сказочных пещерах гномов.
Тон: загадочность, таинственность, необъяснимость.
Идея: красота неразгаданной тайны искусства.

Форма
14(2х2)
итальянская форма,
Размер – пятистопный ямб,
Рифмовка – кольцевая,
Рифмы – мужская и женская

Выводы: форма строго соблюдена, но наполнена новым содержанием.

III группа.

Архивариус:

- И.А.Бунин. Писатель, развивавший и утверждавший в начале 20 века реалистические традиции. Академик. Лауреат Нобелевской премии.

Чтец выразительн исполняет чтение стихотворение И.А.Бунина «Вечер»

Литературовед делает сообщение об особенностях бунинского сонета:

Форма традиционная, новое связано с содержанием, с философскими раздумьями о счастье, которое не где-то далеко, а здесь, рядом и связано с малым, обыденным; в манере изложения, в простоте, успокоенности; связано с выраженным настроением в сонете — ощущение радости бытия, способности чувствовать. В этом видит счастье герой сонета.

IV группа.

Архивариус: А.А.Ахматова «Родная земля» (1889-1865).

Выдающаяся поэтесса. Первый сборник – 1912г. Чистота стиха, глубина мысли отличают ее поэзию.

Чтец читает стихотворение А.А.Ахматовой «Родная земля».

Литературовед отмечает новаторство Ахматовой в изменении формы сонета: 14 строк, английская форма, но четко не поделено на строфы, выделена лишь заключительная часть. Ритм свободный. Размер — дольник. «Хромой» сонет, разностопный.

Подведение итогов урока.

Заключительная часть урока. Выводы.

Учитель: Итак, ребята, опираясь на результаты проведённого исследования, давайте сделаем выводы о развитии жанра сонет в русской поэзии

  • Что осталось традиционным в этом жанре? (В основном, форма)
  • А в чем выразилось новаторство? (В содержании. Появились новые темы, самые разнообразные: любовь к Родине, искусство, природа, жизнь лирического героя).

Сонет из всех европейских литературных жанров стал самым излюбленным в русской поэзии. К нему обращались Пушкин, Лермонтов, поэты Серебряного века. Он свободно применяется и в любовной, и в пейзажной, и в философской лирике. Его строгая форма позволяет передать самые разнообразные мысли и чувства лирического героя.

Домашнее задание:

По выбору учащихся подготовить:

  • анализ сонета;
  • художественное чтение наизусть;
  • представление любимого сонета.

Следующий: