Методическая разработка урока технологии с использованием ИКТ по курсу Эстетика быта для учащихся 9-х классов. Плоские декоративные элементы

Тип урока

: инновационный, комбинированный.

Продолжительность

: 2 урока по 45 минут.

Место проведения

: кабинет технологии МОУ
“СОШ № 13 с УИОП”

Цели урока

Получить полное представление о значении и
влиянии плоского декора в интерьере.

  • Научить решать творческие задачи по
    декорированию интерьера жилища.
  • Развивать творческое воображение, эстетический
    вкус.
  • Задачи урока

  • Развивать устную речь при демонстрации
    презентаций.
  • Научить культуре творческого труда.
  • Развивать навыки рисования орнамента.
  • Формировать понятия узора и орнамента.
  • Формировать знания о видах орнамента.
  • Научить решать творческие задачи по
    декорированию интерьера жилища.
  • Формировать умения и навыки в практическом
    выполнении творческого задания.
  • Воспитание культуры общения и толерантности,
    развивать творческое воображение, эстетический
    вкус.
  • Наглядные и раздаточные материалы:

    листы
    бумаги формата А-3, линейка, карандаши, ткань для
    аппликации, клей ПВА, кисточки, полотенце для рук,
    ножницы, нитки для шитья, иглы для ручного шитья.

    Оборудование и ТСО

    : ноутбук, экран, магнитола
    с дисками записей классической музыки.

    Межпредметные связи

    : история, МХК, ИЗО,
    информатика.

    Ход урока

    Организационная часть;

    • Приветствие;
    • Отметка отсутствующих;
    • Проверка готовности к уроку.

    II.

    Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня мы будем смотреть презентацию,
    выполнять аппликацию и слушать классическую
    музыку.

    III. Актуализация.

    Плоские декоративные элементы играют
    немаловажную роль в создании оригинального,
    неповторимого интерьера.

    Виды декоративных плоских элементов

    Обои.

  • Декоративные ткани.
  • Кафельная плитка (напольная и настенная).
  • Ковры и ковровые покрытия.
  • Линолеум т.п.
  • Оформление интерьера можно считать
    незаконченным, если не уделять должного внимания
    стенам, полу. Самые красивые обои могут
    потребовать дополнительного декора, а
    однотонная покраска стен с необычной фактурой
    может оказаться достаточной для оформления
    интерьера.

    Визуальное влияние оказывают следующие
    факторы

  • Цвет.
  • Масштаб рисунка.
  • Форма рисунка.
  • Направление рисунка.
  • Сочетание тонов.
  • Соответствие стилю.
  • Основа плоского декоративного элемента
    орнамент.

    Орнамент со времён своего возникновения и
    поныне остается одним из основных средств
    художественного оформления произведений
    декоративно-прикладного искусства: изделий из
    стекла, глины, дерева, металла, текстильных
    материалов.

    Орнамент состоит из узоров.

    Вопросы учащимся:

    “Что такое “орнамент”?

  • Орнамент от латинского слова “орнаментум”
    - украшение. Рисунок, построенный из ряда узоров,
    расположенных с определённой закономерностью;
  • “Что такое “узор”?

  • Узор – это рисунок, который имеет сочетание из
    различных линий, форм, расположенных без строгой
    последовательности.
    Все орнаментальные рисунки по их
    изобразительным возможностям подразделяются на
    три вида:
    1. орнамент изобразительный, включающий в себя
      конкретный рисунок (тематический);
    2. орнамент неизобразительный (геометрический)
    3. орнамент комбинированный.

    Самый сложный неизобразительный
    орнаментальный узор, или мотив,

    По-существу состоит из простейших
    геометрических элементов правильной или
    неправильной формы. Наиболее точно передаёт
    характер очертаний любой формы линия. Она
    является основным формообразующим элементом.
    Линии являются первичными элементами для всех
    орнаментальных образований. Все три вида линий:
    прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные;
    кривые (с постоянным радиусом кривизны); кривые с
    переменным радиусом кривизны), обладают
    определённой зрительной выразительностью и не
    похожи одна на другую.

    Сами по себе прямые и кривые линии не являются
    носителями художественной выразительности. Но
    при определённых условиях они могут
    “обнаружить” скрытый в них эмоциональный заряд.

    Презентация “Классификация
    орнаментов”

    IV. Активация мыслительной деятельности
    учащихся.

    Впереди много работы и потребуется ваша
    фантазия. Давайте, выполним несколько упражнений
    для развития межполушарного взаимодействия.
    (По А. Л. Сиротюк)

  • Колечко. Поочередно и как можно быстрее
    перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с
    большим пальцем последовательно указательный,
    средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от
    указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от
    мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале
    упражнение выполняется каждой рукой отдельно,
    затем вместе.
  • Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на
    плоскости стола, последовательно сменяя друг
    друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь,
    распрямленная ладонь на плоскости стола.
    Выполняется сначала правой рукой, потом – левой,
    затем двумя руками вместе. Количество повторений
    – по 8-10 раз. При усвоении программы или при
    затруднениях в выполнении помогайте себе
    командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их
    вслух или про себя.
  • Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей,
    затем всю ушную раковину. В конце упражнения
    разотрите уши руками.
  • Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте
    плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и
    медленно раскачивайте головой из стороны в
    сторону.
  • Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в
    горизонтальной плоскости цифру восемь три раза
    сначала одной рукой, потом другой, затем обеими
    руками вместе.
  • Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе
    обеими руками одновременно зеркально
    симметричные рисунки (можно прописывать таблицу
    умножения, слова и т.д.)
  • Презентация “Правила
    построения орнаментальной композиции”

    Основу творческого метода работы над
    декоративной композицией составляет
    способность художника к абстрактному мышлению.
    Это означает мыслительное отвлечение от ряда
    свойств предмета и выделение каких-либо
    отдельных его особенностей, которые по какой-то
    причине стали для мастера главными, решающими.
    Существуют два основных источника творчества
    художника — орнаменталиста.

    Первый –

    внешний мир природы, существующий
    вне человеческого сознания.

    Второй источник

    – народное творчество.

    V.

    Практическая работа.

    Ну а теперь выполним макет мотива плоского
    декоративного элемента (аппликацию из ткани). На
    листе А-3 напишите Вашу фамилию, и имя в нижней
    части листа. С обратной стороны листа укажите,
    какой вид орнамента Вы использовали, какое
    расположение узора был применено. Макет мотива
    ковра должен быть выполнен в цвете, с
    использованием аппликации из ткани. Форма ковра
    может быть любая. Обязательно укажите, где
    предположительно будет располагаться данный
    ковер.

    Последовательность выполнения
    аппликации

  • Определить тему орнамента. Выбрать форму
    замкнутого контура (домашняя заготовка).
  • Выбрать и подготовить для аппликации ткань
    (продублировать ткань флизелином для жесткости).
  • По рисунку сделать шаблоны.
  • Используя подготовленные шаблоны вырезать
    детали орнамента из ткани, соблюдая при этом
    технику безопасности и культуру труда. (См. приложение).
  • Затем аккуратно промазываем детали ткани клеем
    ПВА ровным слоем и наклеиваем детали на основу по
    образцу, так, чтобы не было пробелов между
    деталями.
  • Для учащихся, имеющих повышенную мотивацию к
    выполнению творческих практических заданий,
    возможно выполнение аппликации с использованием
    швейной машины.
  • Индивидуальный контроль и коррекция работ
    учащихся при выявлении типичных ошибок в ходе
    выполнения задания.

    Представление результатов работы.
    Выявление типичных ошибок.

    VI. Подведение итогов урока, объяснение
    домашнего задания.

    Урок подходит к концу. Все сегодня показали
    свои возможности в разработке макета мотива
    ковра для украшения стены или пола. Я довольна
    вашими результатами, а вам понравилось? Что
    понравилось делать больше всего?

    Дежурные проводят влажную уборку помещения
    после занятий.

    Методика проведения урока


    Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
    Вводный этап – орг. момент Приветствие, проверка готовности
    учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

    Объявление
    темы, цели плана урока. Настрой на урок.

    Приветствие учителя.

    Запись даты и
    темы урока в тетради.

    1 мин.

    1мин.

    Актуализация. Ответы на вопросы, обсуждение. 5 мин.
    Этап усвоения новых знаний. Представление выступающих с
    презентацией. Обеспечение бесперебойной работы
    компьютера.
    Выступление учащихся с презентациями
    (две презентации по 10 минут).
    20 мин.
    Этап активизации мыслительной
    деятельности
    Физкультминутка для улучшения
    межполушарного взаимодействия.
    Выполнение упражнений. 5 мин.
    Закрепление полученных знаний. Выполнение практической работы Работа в творческих группах, обсуждение
    и самоанализ по выбранным критериям.
    50 мин.
    Этап информации учащихся о домашнем
    задании, подведение итогового урока
    Подведение итогов урока, поощрение,
    выставление оценок за работу на уроке.
    Озвучивание и объяснение планов на следующий
    урок и домашнего задания.
    Запись домашнего задания в дневники. 8 мин.

    Итого: 90 минут

    Рекомендуемая литература

  • Измайлов И. А., Волков Н.Н. “Взаимосвязь между
    эмоциями и цветом”, М., 1983.
  • Запорожец А.В. “Ощущения, восприятия”, М., 1982.
  • Величковский Б. “Цвет и психология”, М., 1979.
  • Кукин Г.Н. “ Текстильное материаловедение”, М.,
    1992.
  • Козлов В.Н. Основы художественного оформления
    текстильных изделий. М., 1981.
  • Герчук Е.Я., Что такое орнамент? М., Галарт, 1998.
  • Филиппов А.В. Построение орнамента с большим
    числом вариантов. М, Всесоюзная Академия
    архитектуры, 1937.
  • Следующий: