Методическая разработка урока с использованием стратегий РКМЧП Идеал и Уголки по рассказу Лескова Человек на часах

Цель:

Обсуждение содержания рассказа,
выявление основных проблем, поставленных
автором. Поиски возможных путей решения этих
проблем с помощью стратегий РКМЧП “Идеал” и
“Уголки”. Формирование умения делать
нравственный выбор.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

(Рассказ
детьми прочитан заранее
.)

II. Обсуждение сюжетных событий рассказа.

1. Смысл заглавия? (Главный герой – солдат
Постников.)

2. В основу рассказа положено реальное “…
событие трогательное и ужасное по своему
значению для главного героического лица…”
.
Когда и где происходит действие в рассказе?

3. Краткий пересказ сюжетных событий.

4. Обсуждение поведения солдата;

а) Итак, сформулируйте, пожалуйста, проблему,
вставшую перед Постниковым?

Как поступить:

спасти человека и нарушить
воинскую присягу или остаться верным воинскому
долгу, избегнуть наказания, но тогда погибнет
тонущий человек.

б) Работа с текстом: как Лесков описывает
душевную борьбу Постникова (гл. 4), длившуюся
полчаса.

Сердце Постникова так и ноет, так и
стучит, так и замирает.
… помнит и службу, и присягу.
Так беспокойно с сердцем делается от
этих стонов и воплей.
… знает, что ни под каким предлогом не
смеет покинуть своей будки.
Страшно слышать, как другой человек
погибает, и не подать ему помощи.
Отлично понимал, что оставить пост
есть вина со стороны часового, за которую
последует военный суд.

в) Как поступил солдат, мы знаем. Лесков пишет:
“Человек не выдержал и покинул свой пост”. Тем
самым он нарушил воинскую присягу, но спас
тонущего человека.

г) Терзания были бы менее мучительны, если бы он
сформулировал проблему иначе. Итак в чем
проблема? (Проблема должна быть сформулирована
учащимися самостоятельно и записана учителем на
доске).

- Как спасти тонущего человека, не покидая
поста.

Возможные варианты решения проблемы
предлагают учащиеся.

(Поскольку речь идет о
реальных событиях, волшебные (сказочные)
варианты не предлагать!)

  1. Привлечь внимание людей стрельбой, криком.
  2. Подать установленный сигнал опасности и т.д.
    (Записать на доску!)

Самый оптимальный вариант. Почему? (Учащиеся
выбирают оптимальный вариант, аргументируя его).

5. Достоин Постников наказания или поощрения

? (Стратегия
“Уголки”)

а) Запишите в тетради ваше мнение по этому
вопросу.

б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают
вслух.)

в) Объединение в группы с одинаковым мнением:
придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков (3
человека).

г) Обсуждение и заслушивание аргументов.
Подведение итогов дискуссии. (Выступление
представителя от группы аналитиков.)

Стратегия “Уголки”

Результаты работы

Большинство учеников пришли к мнению, что
Постникова надо наказать. Аналитики их аргументы
признали убедительными. Наиболее весомыми были
такие доказательства:

  1. Постников стоял в карауле у царского дворца. Это
    очень ответственное дело, т.к. объект
    стратегический. Крики, доносившиеся с реки, могли
    быть провокацией. Враги проникли бы таким
    образом во дворец, и жертв могло бы быть гораздо
    больше.
  2. Солдат ничего не сделал, чтобы привлечь
    внимание других людей к тонущему человеку. Ведь
    не могло не быть связи какой-либо, иначе как бы он
    предупредил об опасности, если бы что-нибудь
    случилось. Выстрел из ружья, например, мог бы
    привлечь внимание начальника караула, а тот
    организовал бы спасение утопающего.

6. А как отнеслось к поступку солдата воинское
начальство?

(По содержанию текста.)

Разводной унтер-офицер явился с докладом к
капитану Миллеру, начальнику караула, весь
объятый страхом, со словами “Беда, ваше
благородие, беда! Страшное несчастие постигло”.

О чем в первую очередь переживало воинское
начальство? (Гл. 6 стр. 407, гл.7 стр. 409)

(Чтоб никому не вышло ни малейшей
неприятности” + сохранить честь мундира и полка.)

7. Благодаря чему инцидент не имел никаких
последствий, и о поступке солдата не узнало
“высокое” начальство, в том числе государь?

(Офицер придворный инвалидной команды присвоил
себе спасение погибающего человека.)

- Его наградили медалью, хотя все знали, что он
обманывает. Почему?

- Как это характеризует офицера, представителя
привилегированного класса.

8. Каково отношение автора к происходящему
событию?

Использование приема: продолжи фразу.

(Запись в тетради.)

Д: Автор рассказа считает, что поступок солдата
…… (чтение получившейся фразы).

9. Итог урока.

Право выбора есть у каждого человека. Он его
делает в зависимости от своих нравственных
принципов.

10. Составить, сформулировать практический и
творческий вопрос по рассказу.

Примеры составленных вопросов.

- Как наказывают в современной армии за
неисполнение присяги? (Практический)

Барсуков Андрей

- Как развивались бы действия, если бы спасенный
человек помнил своего спасителя и мог узнать его?
(Творческий).

Орлова Яна

- Как бы развивались действия, если бы офицер
инвалидной команды оказался человеком
благородным и сказал в полиции, что нашел
человека просто на дороге?

Храменкова Лена

Следующий: