Методическая разработка урока с использованием ИКТ Куликовская битва


Урок-игра по истории России с
использованием информационных технологий для
10-го класса общеобразовательной школы.



Оборудование:

компьютерный класс
(для индивидуальной работы) или мультимедийный
проектор с экраном и колонками (для коллективной
работы).

Программное обеспечение:



Microsoft Office
2007, пошаговая историческая стратегия
“Куликовская битва”.

Цели урока:



  • Интерактивное овладение знаниями о периоде
    борьбы московского князя Дмитрия Донского с
    Золотой Ордой в союзе с русской православной
    церковью.
  • Развитие навыков анализа и отбора информации,
    принятия ответственных решений, логического
    мышления.
  • Воспитание социально-активной личности,
    способной к масштабному историческому мышлению.
  • Задачи учебной деятельности учащихся:

  • Моделирование игровой ситуации.
  • Успешное прохождение исторической пошаговой
    стратегии.
  • Рефлексия.
  • План урока:

    1. Характеристика специфической исторической
      ситуации накануне Куликовской битвы. (Даётся
      учителем истории.)
    2. Моделирование исторического процесса
      Куликовской битвы. (Создаётся учителем истории.)
    3. Проведение игры. (Деятельность учеников)
    4. Подведение итогов. (Совместная деятельность)

    Методы, используемые педагогом:

    проблемное
    моделирование исторической ситуации,
    выявление исторической альтернативы.

    Методы, используемые учащимися:


    “мозговой штурм” при коллективной форме,
    отождествление с проблемной ситуацией, анализ и
    отбор информации при выборе альтернативы,
    экстраполяция, рефлексия.

    Описание хода урока при
    индивидуальном прохождении игры:

  • Учитель информирует учащихся о специфике
    исторической ситуации накануне Куликовской
    битвы, состоящей в начавшемся процессе
    централизации, борьбе Москвы, Твери и Литвы за
    объединение русских земель и ослаблении Золотой
    Орды. (10 минут)
  • Далее учитель предлагает каждому ученику
    выступить в роли исторических деятелей,
    принимавших ответственные решения в период до и
    во время Куликовской битвы, а также знакомит
    учащихся с правилами прохождения игры. (5 минут)
  • Прохождение игры учащимися. (20-25 минут)
  • Рефлексия проводится в форме в форме
    письменного ответа на вопросы:
  • Достиг ли я успеха в этой игре? Какие
    приёмы использовал для достижения цели? Какими
    качествами должен был обладать Дмитрий Донской
    для достижения победы над ордынцами? (вопросы
    представлены на слайде №20)

  • Домашнее задание:
  • §22 по учебнику История
    России с древнейших времён до конца XVII века: учеб.
    Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / А. Н. Сахаров,
    В. И. Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. – М.:
    Просвещение, 2006.

    Описание хода урока при командном
    прохождении игры:

  • Учитель информирует учащихся о специфике
    исторической ситуации накануне Куликовской
    битвы, состоящей в начавшемся процессе
    централизации, борьбе Москвы, Твери и Литвы за
    объединение русских земель и ослаблении Золотой
    Орды. (10 минут)
  • Далее учитель предлагает учащимся разделиться
    на три команды. Выбрать в каждой команде своего
    князя Дмитрия Ивановича, ответственного за
    принятие решений, и воеводу Боброка Волынца и
    выступить в роли исторических деятелей,
    принимавших ответственные решения в период до и
    во время Куликовской битвы, а также знакомит
    учащихся с правилами прохождения игры. (5-7 минут)
  • Прохождение игры учащимися в форме принятия и
    оглашения решений ситуаций, смоделированных в
    игре. За каждый правильный ответ команда
    награждается одним очком. (20-25 минут)
    1. Подсчёт результатов и подведение итогов игры.
    2. Домашнее задание:
    3. Рефлексия проводится в
      форме эссе на тему: “Влияние социально-значимых
      качеств личности на ход истории: на примере
      Дмитрия Донского”; §22 по учебнику История России
      с древнейших времён до конца XVII века: учеб. Для 10
      кл. общеобразоват. Учреждений / А. Н. Сахаров, В. И.
      Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Просвещение,
      2006.

    Альтернативное использование игры:


    Эта игра может использоваться для сильных
    учащихся 6-х классов в рамках
    дифференцированного подхода при изучении
    истории России, а также как практическое занятие
    на уроках обществознания по теме “Исторический
    процесс и его участники”.

    Список использованной литературы и
    источников:

  • “Задонщина”. / Хрестоматия по истории СССР с
    древнейших времён до конца XVIII века: Пособие для
    учителя/ Сост. П.П. Епифанов, О. П. Епифанова. М.:
    Просвещение, 1989.
  • Летописная повесть о побоище на Дону./
    Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён
    до конца XVIII века: Пособие для учителя/ Сост. П.П.
    Епифанов, О. П. Епифанова. М.: Просвещение, 1989.
  • Буганов В.И. Куликовская битва.- М.: Педагогика,
    1985.
  • Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В.
    Российская история с древнейших времён до начала
    XVI века: Учебник для 6-го класса основной школы. –
    М.: “С-инфо”; “Баласс”, 1999.
  • История России с древнейших времён до конца XVII
    века: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.
    Н. Сахаров, В. И. Буганов; под ред. А. Н. Сахарова. –
    М.: Просвещение, 2006.
  • Карамзин Н.М. История государства Российского.
    Т. V-VIII.- Калуга: Золотая аллея, 1993.
  • Кончаловская Н.П. Наша древняя столица.- М.:
    Детская литература, 1962.
  • Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших
    времён до наших дней. – М.: Белый город, 2005.
  • Тихомиров О.Н. На поле Куликовом М.: Малыш 1978.
  • Энциклопедия для детей Т.5. История России и её
    ближайших соседей. Ч. 1 От древних славян до Петра
    Великого.- М.: Аванта+, 2004.
  • Приложение




    Следующий: