Методическая разработка урока русской литературы Вы все будете жить! по повести В. Закруткина Матерь человеческая

Цели

:

общие

: подвести учащихся к
пониманию, что мать – самое святое для человека,
первоначало жизни на земле, основа счастья,
добра, любви;

частные:

1) развивать навыки анализа художественного
произведения;
2) развивать речь учащихся;
3)способствовать воспитанию эмоционально чутких
людей;
4) ответить на следующие вопросы:

Что значат для вас слова “мать”, “мама”?

Что такое самоотверженность?

Оборудование к уроку

: магнитофонная
запись музыки Шуберта “Ave, Maria!”, Л. Ван Бетховена
“Лунная соната”, репродукции картин Леонардо да
Винчи, Якопо Тинторетто “Распятие”, Рафаэля
Санти “Мадонна Конестабеле”, иллюстрации Н.
Воробьева к повести, приложение 1

Эпиграф к уроку:

…без солнца не цветут цветы, без любви
нет счастья, без женщин нет любви, без Матери нет
жизни!

Структура урока

  1. Вызов интереса к теме урока.
  2. Осмысление.
  3. Размышление.
  4. Творческая работа.


Ход урока

I фаза урока – “Вызов интереса”

I. Ученица под музыку Шуберта читает отрывок из
поэмы Р. Гамзатова “Берегите матерей”.


Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит — души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово — Чудо, Слово — Свет, —
Встаньте, люди! Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это — древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом — жизнь.
Слово это — зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Это — искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
“Мама!”


II. Слово учителя.

Сегодня наш урок, как вы уже догадались
по его началу, посвящён Матери. По словам Николая
Островского “Есть прекраснейшее существо на
свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу.
Это – мать”.

Для каждого человека, большого или
маленького, мать – самый родной человек на свете.

Все лучшее в каждом из них исходит от
матери, давшей нам самое бесценное — жизнь. Вашим
домашним заданием было — прочитать повесть.

Попытаемся составить кластер, в
котором отобразим то, что мы чувствуем, что видим,
что слышим, когда произносим слово “мать”.

III. Составление кластера


жизнь ласка
родина сила
дом защита
добро надёжность
солнце мать любовь
нежность радость
помощь тепло
земля работа

Все эти прекрасные слова
ассоциируются у нас со словом “мать”. А сегодня
мы обсудим повесть В. Закруткина “Матерь
человеческая”, прочитанную вами дома.


II фаза урока “Осмысление”

1.Несколько слов об авторе

.

В.Закруткин – преподаватель
филологического факультета Ростовского
университета имел бронь и мог эвакуироваться, но
он пошёл на фронт, так что все тяготы войны
испытал на своих плечах, своими глазами видел
кровь, слёзы, смерть, разрушения. Поэтому он знал
то, о чём писал.

Какие чувства вы испытали, когда
читали повесть “Матерь человеческая”?
(потрясение, жалость, вера в добро, восхищение
главной героиней)

Восстановим основные моменты сюжета
повести:

  • гибель мужа и 8-летнего сына;
  • гибель хутора и угон всех жителей;
  • одиночество, отчаяние, страх;
  • собака Дружок и коровы;
  • “Мама! Ма-а-ма!..”. Вернер Брехт;
  • голуби;
  • работа на колхозном поле;
  • “Милое ты моё дитя”. Политрук Слава;
  • “Голубяточки мои… Деточки родные…” Дети;
  • рождение сына;
  • на коленях перед Матерью.


III фаза “Размышление”

С чего начинается повесть

? (С
размышления о Марии – матери Иисуса и Марии -
простой русской женщине).

Почему автор сравнивает их?

Что совершила одна Мария и через что
прошла вторая?

Что вы знаете о Марии, родившей Иисуса?

Дала миру великого сына, потеряла его,
распятого на кресте, видела его страдания и
смерть.

Три года странствовал Иисус по земле
иудейской, проповедуя и уча. И вместе с ним всегда
была Мать, Мария. После предательства одного из
учеников судил Его верховный суд — синедрион. И
подвергнут он был бичеванию и пыткам. И Мария
слышала, как толпа кричала о её Сыне: “Распни его!
Распни его!” И пришел день, когда Мария стояла у
подножия Голгофы, где на кресте страдал её Сын. И
хотела видеть, но не видела, и хотела слышать, но
не слышала, и ничем не могла помочь Ему. Иисус
поднял голову, открыл затуманенные страданьем
глаза и увидел Мать Свою и рядом любимого ученика
Своего – Иоанна. И сказал Матери: “Жено! Вот сын
твой”. И сказал Иоанну: “Вот Мать твоя!” И потом
воскликнул: “Отче! Отче! Почто оставил меня?!” И
умер. Её сын…её кровиночка, её сыночек! Умер сын
земной женщины, чтобы через три дня воскреснуть
Сыном Бога.

Анна Ахматова в своём “Реквиеме” в
главе “Распятие” писала об этом:

Хор ангелов великий час восславил
И небеса оплавились в огне.
Отцу сказал: “Почто мене оставил?..”
А Матери: “О, не рыдай мене…”
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Мария стала Богоматерью, и многие
верующие люди молятся ей и просят о
заступничестве и помощи точно так, как это делали
два старых человека, мужчина и женщина, в повести.

Автор повести считает: то, что пережила
Мария, русская женщина, не менее трагично и не
менее требует уважения, поклонения и почитания.
Что же совершила Мария в грозные годы войны? Что
она пережила? (Гибель мужа, сына; гибель хутора,
угон в Германию всех оставшихся жителей, страх и
ужас, нестерпимое горе, желание смерти, и
победившая его жажда жизни).

Вспомните или найдите в повести
строки, где говорится о том, что чувствовала, о
чем молила Бога Мария, дрожа от страха и ужаса в
кукурузе? (Она подумала, что пришел конец, что
сейчас она умрет, потому что ни один человек не
может пережить то, что пережила она, и что,
конечно, лучше умереть, чем жить такой
раздавленной собачонкой, одинокой, никому не
нужной…)

Что пробудило ее к жизни? (Жизнь,
зародившаяся в ней самой.)

Что спасло Вернера Брехта от верной
смерти?
(Единственное слово “мама”)

Как Мария обращается ко всем
животным, птицам, мертвому политруку Славе,
детям?
(Бедные вы мои, дитя моё милое,
голубяточки мои)

Что она ощутила после рождения сына?

… Марии показалось, что она родила их
всех, беззащитных, рассеянных войной по
неприютным, угрюмым полям малых людей, от которых
она, родившая их мать, должна отвести смерть.

… Родила не только сына и тех
семерых…но и всех детей истерзанной земли,
требующих от нее, матери, защиты и ласки.

- Вы будете жить, — в изнеможении шептала Мария, -
вы все будете жить…

Почему повесть называется “Матерь
человеческая”?

Повесть начинается с изображения молящихся
перед статуей Богоматери старичков, а
заканчивается сценой, когда командир полка
“опустился перед Марией на колени и молча
прижался щекой к её безвольно опущенной
маленькой жёсткой руке…”

Таким образом, В. Закруткин обыкновенную
женщину Марию поднимает до высоты Богоматери.

Какие символы есть в повести? Что они
обозначают?

Черный обгоревший тополь ————
Цветущая яблоня

Мы увидели, на какой подвиг способна
настоящая мать, восхищались чистотой и
праведностью образа Марии, высотой и силой её
духа, выкованного в невыносимых страданиях.

Составление синквэйнов


Мать

Мать

Добрая, сильная

Нежная, самоотверженная

Спасает, защищает, любит

Учит, растит, лечит

Мать даёт жизнь

При солнышке тепло, при
матери добро

Жизнь

Душа


IV фаза “Творческая работа”

Написать сочинение “Мои мысли после
урока”.

Презентация

Следующий: