Методическая разработка урока Роль цвета в поэтическом мире А. А. Блока

ЦЕЛЬ УРОКА: В результате практической
работы с текстами стихотворений А.Блока подойти
к:

  • осознанию важности такого образного компонента
    текста, как цвет;
  • осознанию особенности цвета в мире А.Блока: 1)
    цвет — код; 2) цвет — образ; 3) цвет — метафора; 4) цвет -
    символ.
  • Развивать творческие способности учащихся —
    видение образа в литературе и изобразительном
    искусстве.
  • Углублять литературоведческие знания, умения и
    навыки учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ: На доске:- записи
высказываний мыслителей:

Слева:

  • “Быть видящим — значит быть каким-то образом
    причастным цвету”. АРИСТОТЕЛЬ
  • “Каждый цвет — уже намёк” Афанасий Фет

Справа: Рабочие вопросы урока:

А) Какие цвета преобладают в цикле?

Б) Цветовая драматургия цикла и её роль.

ИТОГОВЫЙ ВОПРОС УРОКА:

Какова роль цвета в поэтическом мире А.А.Блока?
Рисунки учащихся по теме: Восприятие поэзии
А.Блока. Вступительное слово:

Мир, в котором мы живем — мир цвета. Мы иного мира
не представляем. Цвет в нашей жизни — это день и
ночь, солнце и небо, земля и цветы на ней, глаза
родных людей. Страшно и странно на короткий миг
представить, что вокруг исчезли все цвета — и
каким безрадостным стал бы мир. Это огромное
счастье — видеть мир в цвете.

История изучения цвета насчитывает века. Цвет -
объект изучения многих наук и важная
составляющая многих видов искусства. Диалог
“Человек — цвет” тянется с древних времен. Ещё
древнегреческий философ Аристотель говорил:
“Быть видящим — значит быть каким-то образом
причастным цвету”.

И диалог этот, наверное, никогда не прервется.

Истинно художественное произведение
многогранно. Отсюда множество приемов при его
истолковании, анализе. Работая над
художественным текстом, мы говорим о его
образной системе, о структурных особенностях,
ритме, языковом богатстве т.д.

При изучении художественной литературы, при
анализе текстов мы с вами постоянно обсуждаем
роль цвета. И цвет, подчас, выводит нас к глубинам
текста, к идее и пафосу произведения.

Мы завершаем изучение творчества
замечательного русского поэта, звезды первой
величины в поэзии рубежа веков — Александра
Александровича Блока. И вы, конечно, заметили, как
необыкновенно богата и интересна в цветовом
отношении его поэзия. А определить, какую роль
играет цвет в его поэтическом мире и насколько он
важен, нам поможет сегодняшний урок.

Сам Блок называл три книги своих стихов
романом, т.е. он воспринимал свою поэзию как нечто
целое. И поэтому давайте посмотрим, что
происходит с героем этого романа на протяжении
всего произведения, в какой цветовой гамме он
видит мир и значение этой гаммы. Проследим, что с
ней происходит, статична она или динамична и
попытаемся сделать свои выводы.

Все книги стихотворений А.Блока состоят из
циклов. Давайте вспомним, что такое цикл в
литературе? Какие циклы есть у А.Блока?

Мы возьмём для работы из каждой книги стихов по
одному циклу. К уроку было задано домашнее
задание для группы и начнем мы с цикла первого
тома “СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ”.



Приготовьте, пожалуйста, таблицы, и будьте
готовы их заполнять. (ДАЛЕЕ ИДЁТ ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПО ЦИКЛУ № 1. ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ОНА ЗАЩИТОЙ
РИСУНКА И ЗАПИСЬЮ — ВЫВОДОМ НА ДОСКЕ)

ВЫВОД: Таким образом, в цикле “Стихи о
Прекрасной Даме” гармонично сосуществуют и
создают таинственную атмосферу Прекрасной Даме
светлые, радостные, солнечные тона. Это благодаря
им героиня ощущается в сиянии, в сверкании, в
излучении света. И этот свет завораживает как
лирического героя, так и читателя.

Перейдём к циклу “ГОРОД” из второго тома
произведения. Годы написания 1904 — 1908 г. (ДАЛЬШЕ
СЛЕДУЕТ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА)

ВЫВОД: Цикл “ГОРОД” — здесь цветовая гамма -
серо — красная. Она говорит о крушении идеала, о
тревоге и безверии в душе лирического героя.
Красный цвет в этом цикле — не знак любви, а,
скорее, знак крови. Это тревога, трагедия, пожар. -
“Окровавленный язык колокола” или “огненные
бедра проститутки”.

А теперь посмотрим, как вы увидели мир этого
цикла. Защита рисунка.

И, наконец, цикл “СТРАШНЫЙ МИР” из третьей
книги стихов. Говорим о черном, записываем, затем,
о желтом.

Откуда идет непонятная современникам
неприязнь Блока к желтому цвету? (мистика
средневековья)

“СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ” — светлые, небесные
тона(белый, лазурный, золотой, красный — символ
любви). (Приложение 1, Приложение 2, Приложение
3
)

“ГОРОД” — серо-красная гамма — крушение идеала,
тревога и трагизм. (Приложения 4,
Приложение 5)

“СТРАШНЫЙ МИР” — черно-желтая гамма + красный -
опустошение душевное, трагедия безверия и
одиночества.(Приложение 6, Приложение 7, Приложение
8
)

Путь героя от юношеского светлого идеализма,
веры в Прекрасную Даму через крушение идеала к
опустошенной душе, трагедии безверия.

Тона темнеют, их характер меняется. Мир мечты
рушится, когда взор героя обращается с небес к
земле, но здесь уже нет идеала. И чем дальше путь,
тем холоднее и страшнее становится герою в этом
мире. И только в конце третьего тома родится
новый идеал — из синтеза 1 и 2 тома — России — “Русь
моя, жизнь моя”, нищая, грешная, но и “такой, моя
Россия, ты всех краев дороже мне!”.

Итак, как мы обозначим роль цвета в поэтическом
мире А.А.Блока?

Цвет в поэтике А.Блока становится не только
носителем реального цвета. Он становится
средством выражения эмоциональной оценки. В этом
эмоционально-субъективном мире все реальные
цвета приобретают множество неожиданных
звучаний и получают в контексте метафоричный
смысл.

Блок на небе видел разводы,
Ему предвещал небосклон
Большую грозу, непогоду,
Великую бурю, циклон.

Блок ждал этой бури и встряски,
Его огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи.
Б.Пастернак




Следующий: